Организация бюджетного процесса и финансового контроля за исполнением бюджета центрального правительства Великобритании
Бюджетный год в Англии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Он действует не только в отношении бюджета центрального правительства, но и основной части местных бюджетов, а также большинства госпредприятий.
Проект госбюджета составляет казначейство. Ежегодно 1 октября оно посылает циркуляр министерствам и ведомствам, которые готовят смету своих расходов на следующий финансовый год, а департаменты внутренних доходов, таможенных пошлин и акцизов - сметы доходов. Министерства и ведомства разрабатывают сметы по установленной классификации расходов и передают их казначейству, которое проверяет и уточняет их.
При обсуждении бюджета канцлер казначейства (министр финансов) дает оценку закончившегося финансового года, состояния платежного баланса, сообщает о перспективах развития страны, денежной политике, изменениях в налоговой политике в новом финансовом году. Прежде чем министр финансов Великобритании вынесет на обсуждение в парламенте проект бюджета страны на очередной финансовый год, представляется предбюджетное послание. Проект государственного бюджета рассматривается кабинетом министров.
Одобренный правительством проект бюджета поступает в парламент, сначала в палату общин. Причем сметы гражданских ведомств представляются финансовым секретарем казначейства, а военных ведомств — военным министром.
Палата общин обладает исключительными парламентскими полномочиями. На каждом заседании палаты в течение часа представителям правительства задаются подготовленные вопросы. Председатель палаты общин (спикер) делает отчет перед королевой по выступлениям министров. Он должен быть беспристрастным, именно так ему удается сохранить свой пост при смене большинства в палате.
Бюджетные права английского парламента ограничены. Он лишен права бюджетной инициативы. Палата лордов по парламентскому акту 1911 г. вообще не имеет бюджетных прав. Права палаты общин сильно урезаны.
В начале сессии палата общин создает два финансовых комитета:
· комитет путей и средств изыскания доходов;
· комитет снабжения.
Каждый из них является комитетом всего парламента, заседающего под руководством избираемого председателя вместо спикера. Комитет снабжения рассматривает ассигнования отдельным департаментам. Основная функция комитета путей и средств изыскания доходов заключается в рассмотрении предложений по изменению налогов.
В палате общин бюджет утверждается голосованием по главам. В заключение выносится общее постановление, в котором указываются размеры ассигнований на соответствующие цели. Утверждение бюджета палатой лордов и подписание его королевой имеет чисто формальное значение.
Кассовое исполнение бюджета возложено на банк Англии. Для получения отпущенных по бюджету средств расходные требования проходят через управление главного плательщика. Генеральный контролер-ревизор осуществляет не только предварительный и текущий, но и последующий контроль. Заключительная стадия бюджетного процесса — составление отчета об исполнении бюджета и предоставление его для утверждения в парламент.
20. Структура и принципы построения финансовой системы
Франции
Финансовая система Франции включает в себя три звена:
· бюджетную систему;
· специальные фонды;
· финансы государственного сектора.
Госбюджет Франции является основным звеном финансовой системы, на его долю приходится половина всех финансовых ресурсов государства. В целом госбюджет не утверждается законодательной властью, а ежегодно составляется как вспомогательный документ, объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.
Доходы и расходы бюджета центрального правительства делятся на две части:
· операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные расходы и составляют 90%;
· операции временного характера (кредитные операции) — 10%.
Вторым звеном финансовой системы Франции являются специальные фонды, представляющие собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся:
· специальные счета казначейства;
· присоединенные бюджеты;
· фонды финансово-кредитных учреждений;
· социальные фонды
Специальные счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юр. лиц и финансовой автономией. Около 80% приходится на кредитные операции. В середине 1980-х гг. насчитывалось 20 таких счетов, среди которых крупнейшим являлся фонд экономического и социального развития, созданный в 1955 г. Он предоставлял кредиты (на 3—5 лет) национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития. С 1982 г. расширилось также финансирование в форме субсидий на цели регионального развития. Этим занимался специальный фонд промышленной адаптации, возникший в 1978 г. Он предоставляет субсидии частным предприятиям в районах, переживающих экономические трудности. Значительная часть средств специальных счетов используется на военные цели.
Присоединенные бюджеты имеют организации, пользующиеся финансовой автономией. Они включаются в государственный (консолидированный) бюджет, но проходят лишь по разделу операций окончательного характера. Расходы каждого присоединенного бюджета имеют закрепленные за ним доходы. Наиболее крупными из присоединенных бюджетов являются бюджеты почты, телеграфа, телефона и службы сельскохозяйственных социальных пособий.
Фонды финансово-кредитных учреждений обладают правами юр. лиц. К ним относятся фонды банка Франции, государственных страховых обществ, коммерческих банков, депозитно-сохранной кассы. Особое место занимает конъюнктурный фонд, созданный для регулирования экономики. Он используется в зависимости от экономического положения страны.
Социальные фонды охватывают фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству, пенсионный фонд, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным и некоторые другие. Эти фонды автономны и не включаются в госбюджет. Источником их средств являются взносы предпринимателей (около 60%), застрахованных (около 18%), поступления государства (20%), а также прочие доходы. Центральное место в социальных фондах занимает пенсионный фонд, предназначенный для выплаты пенсий по старости. На его долю приходится около 40% всех расходов.