Классификация монополий
Понятие конкуренции
Термин «конкуренция» происходит от латинского выражения «concurrere» - сталкиваться.
В экономической теории сформировались определенные подходы к определению конкуренции.
Подходы к определению понятия конкуренция
Структурный подохд к определению понятия конкуренция
Конкуренция - это особая ситуация на рынке, для которой характерно:
Наличие большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного товара
Отсутствие барьеров входа и выхода на рынок (с рынка), следовательно, свободных выход на рынок
Поведенческий (динамический) подход к определению понятия конкуренция
Конкуренция - это постоянно действующий механизм соперничества , состязательности хозяйствующих субъектов в целях достижения лучших результатов хозяйственной деятельности.
Функциональный (ролевой) подход к определению понятия конкуренция
Конкуренция - это важнейщий элемент рыночного механизма, который выполняет определенные экономические функции:
- регулирования
- мотивации
- распределения
- контроля
Регулирование заключается в том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации связана с функцией регулирования. Предприниматель стимулируется в развитии производственного процесса во внедрении новых технологий.
Наибольшую прибыль получают те предприниматели, которые наиболее эффективно используют производственные ресурсы. В этом проявляется функция распределения.
Контроль в том, что состязательность хозяйствующих субъектов препятствует односторонним действиям предпринимателям и предоставляет потребителю возможность выбора товаров, работ, услуг.
Иные концепции:
Конкуренция способна инициировать достижение инновационной сферы.
Конкуренция и её отношение к потребителям. Конкуренция - борьба за потребителях и удовлетворение спроса потребителей.
Отношение конкуренции к распределению ограничения ресурсов. В процессе конкуренции происходит борьба за их использование.
Легальное определение (ФЗ «О защите конкуренции»). Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.
Значение понятия «конкуренция».
1. Цель антимонопольного законодательства и критерии его эффективности - это защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
2. Ограничение, устранение и недопущение конкуренции - это противоправные и наказуемые деяния.
3. Сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции.
4. Условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией.
Например, субъектам может быть отказано в осуществлении сделки по слиянию, если это может привести к ограничению конкуренции.
Понятие монополий
Термин «монополия» происходит от греческого monos - «один» и poleo - «продаю».
Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.
В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции.
Структурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта.
Поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта.
Функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации.
Общего понятия монополии в действующем законодательстве нету.
Классификация монополий
В зависимости от того, защищает ли государство монополию от конкуренции или нет системой организационного и нормативного регулирования.
1. Закрытые (юридические) монополии:
А) Монополии, непосредственно регулируемые государством
Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.
1. Государственные монополии
Это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов». Государственная монополия - это искусственная монополия.
2. Естественные монополии
Это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможнолибо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.
Б) Монополии обладателей исключительных прав
Возможность занятия на рынке монопольного положения вследствие обладания данными правами связана с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.
2. Открытые (рыночные, временные) монополии
Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.
Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и не регулируются государством.
Например, ХС становится единственным производителем определенного совершенно нового товара.
В зависимости от того, складывается ли монополия на стороне продавца или на стороне покупателя
Во втором случае будет монопсония (один покупаю).
Т.е. на рынке будет 1 покупатель, контролирующий весь спрос на данный товар.
Государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
Государственная монополия на территории РФ Установлена в отношении следующих видов деятельности:
1. На основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.
2. На деятельность в области военно-технического регулирования.
3. На эмиссию наличных денег (банкнот и монет), организацию их обращения на территории РФ.
4. На опробирование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, на регулирование экспорта необработанных алмазов.
5.На производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и сприртосодержащей продукции.
6.На экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, когда исключительное право на совершение таких операций предоставляется ГУПу.