Г лав а 5. разграничение компетенции
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компетенция представительных и исполнительных органов власти, главы государства в области финансовой
Деятельности
Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. Однако в силу различия задач и правового положения тех или иных государственных и местных органов масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы.
В вопросе о разграничения финансовой компетенции органов государственной власти и местного самоуправления следует учитывать два аспекта:
во-первых, необходимость соответствия полномочий упомянутых органов конституционным положениям о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления (ст. 71 — 73 Конституции РФ)1;
во-вторых учет принципа разделения властей на законодательную (представительную) и исполнительную (ст. 10 Конституции РФ) и установленных правовыми нормами организационных форм (видов) этих органов при определении их полномочий.
Законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с
1 См. также: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176; 2002. № 21. Ст. 1915.
§ 1. Компетенция органов власти, главы гос-ва в области фин. деятельности 99
другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов и муниципальных образований. При этом к полномочиям представительных органов относится прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней (федерального, региональных и местных), установление налогов и сборов.
Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных органов государственной власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем, согласно ст. 104 Конституции РФ, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль1.
В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ по экономическим вопросам в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое управление Президента РФ2. Его деятельность распространяется и на область общего-
См.: Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. // СЗ РФ. 1996 N» 12 Ст. 1066.
2 СЗ РФ. 1997. № 16. Ст. 1858; 1998. № 18. Ст. 2018.
100 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
§ 1. Компетенция органов власти, главы гос-ва в области фин. деятельности 101
сударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др.
Основными задачами и функциями Управления являются:
анализ социально-экономической ситуации в стране, прогнозирование ее развития и выработка предложений Президенту РФ;
анализ хода исполнения федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
подготовка предложений по реализации указов и распоряжений Президента в области экономической политики государства;
экономическая экспертиза проектов федеральных законов, договоров и соглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, проектов указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ по социально-экономическим вопросам;
участие в подготовке предложений Президенту РФ о совершенствовании деятельности федеральных органов власти по результатам анализа хода исполнения ими федерального бюджета;
участие в подготовке ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране, в подготовке бюджетного послания Президента РФ; '
комплексный анализ межбюджетных отношений и подготовка предложений по их совершенствованию и др.
В сформированных на основании Указа Президента РФ от 13 мая 2000 г. семи федеральных округах реализацию полномочий Президента РФ обеспечивают его полномочные представители, что относится и к области финансовой деятельности1.
Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов Федерации) принимают меры к реализации законов, разрабатывают и обеспечиваю исполнение бюджета под контролем представительных органов2.
При Правительстве РФ в целях обеспечения координации действий федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ по проведению единой финансовой и денежно-кредитной политики, а также усиления контроля за валютными операциями и состоянием денежного рынка действует Комиссия
по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики1. В структуре аппарата Правительства РФ созданы Департамент финансов и денежно-кредитного регулирования2, Экономический совет3. Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета4 и др.
При Правительстве РФ создано специализированное государственное учреждение — Федеральный долговой центр5. Цель его создания — обеспечение исполнительных действий при обращении взыскания на имущество организаций-должников наГосновании судебных решений и актов других органов, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество. Центр вправе проводить торги имущества организаций-должников.
Это касается, в частности, задолженности по обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Функции финансовой деятельности выполняют также исполнительные органы власти РФ и субъектов Федерации, осуществляющие государственное управление в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т.д.). Они обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с этими задачами. То же относится и к подобным органам, формируемым в системе местного самоуправления (отделы, управления администраций и т.п.). 1
Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений.
1 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781.
2 См. ст. 101, 114 Конституции РФ; Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», ст. 15 // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
' См.: Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4085.
2 СЗ РФ. 1998. №24. Ст. 2827.
3 См.: постановление Правительства РФ от 5 июня 1999 г. «Об Экономическом совете при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 24. Ст. 2975.
4 СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1991; № 29. Ст. 3739; 2001. № 18. Ст. 1860.
5 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 267; № 29. Ст. 3561.
102 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов
§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов
В 90-х гг. XX в. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы), федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки, перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.
Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ1 комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства, в связи с чем воздействует на эту деятельность в целом. Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики по добыче, производству и переработке драгоценных металлов и камней, а также координирует деятельность в этих сферах федеральных органов исполнительной власти2, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными и субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
В последнее время предприняты меры по усилению роли Министерства финансов РФ в финансовой деятельности государства, которая в определенной мере была ослаблена, в частности, в связи с выделением из его компетенции вопросов налогообложения, надзора за страховой деятельностью и др. и созданием соответствующих государственных служб.
Теперь Министерство финансов РФ стало правопреемником ряда самостоятельно существовавших служб, функции которых перешли ему, а именно, Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ, Федеральной службы России по валютному и экспортному кон-
тролю1. Состав коллегии Минфина России дополнен представителями Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета РФ.
Изменена и организационная структура Министерства финансов РФ. Соответственно его функциям в составе центрального аппарата Минфина России образованы департаменты и другие подразделения по основным направлениям деятельности: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования государственного аппарата; обороннбгЪ' комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; управления государственным внешним долгом; международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; методологии бухгалтерского учета и отчетности; правовой; информационно-технический; управления делами Министерства2.
Такая структура Министерства финансов РФ обусловлена его основными задачами, к которым относятся:
— совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в РФ, участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
— разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
— осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля; методологическое руководство аудитом;
1 См. ст. 165, 167, 268 БК РФ; Положение о Министерстве финансов РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288; 1999. № 27. Ст. 3359, п. 18.
2 См. постановление Правительства РФ от 23 августа 2001 г. «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3592.
1 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082; № 37. Ст. 4264; № 50. Ст. 5625; 1997. № 28. Ст. 3422; 2000. № 35. Ст. 3592.
См. постановление Правительства РФ от 4 августа 1998 г. «О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4006.
104 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
— методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях).
Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России функции (например, подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выпуск государственных ценных бумаг, лицензирование деятельности страховых организаций, приобретение в Госфонд России драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.).
Для выполнения своих задач и функций Министерство финансов РФ имеет необходимые права, состоящие из полномочий разного характера. К ним относятся:
— права, вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля (например, запрашивать у государственных органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов, а также организаций необходимые материалы;
— права, обусловленные участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов (запрашивать материалы по проектам бюджетов этих фондов и отчеты об их использовании);
— права по регулированию соотношения доходопв и расходов бюджетов субъектов Федерации, налоговых поступлений в федеральный бюджет (организовывать формирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет этих средств, выдавать субъектам Федерации краткосрочные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет);
— права по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка (ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование организаций, взыскивать с них в установленном порядке средства федерального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ).
Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы.
Подобные органы создаются и субъектами Федерации — министерства финансов или финансовые управления. Кроме того, в
§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов
системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.
В задачи всех этих органов входит:
организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;
анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;
составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения, прогнозирование и составление консолидированного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;
наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществление мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;
организация и проведение финансового контроля;
организация учета и отчетности в области финансов.
Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. в системе Министерства финансов РФ были образованы органы федерального казначейства1. К этим органам относятся: Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Начальник Главного управления федерального казначейства назначается и освобождается от должности Правительством РФ, руководители территориальных районов — руководителем вышестоящего органа казначейства.
Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
На органы казначейства возложены следующие задачи:
организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюд-
1 Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» // ВВС РФ. 1992. № 50. Ст. 2978. См. также: Положение о федеральном казначействе Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. // САПП. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681.
106 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов
жета, для чего открываются счета в казначействах, исходя из принципа единства кассы;
регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение и контроль за этими фондами;
краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и о состоянии бюджетной системы РФ;
управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.
Органы федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства1 производить проверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Кроме того, органы федерального казначейства вправе применять меры принудительного воздействия, требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления и предприятий, организаций, учреждений устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций; выдавать предписания о взыскании с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального
банка РФ; взыскивать с банков в бесспорном порядке штрафы за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки и др.1
Органы федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами, по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.
Помимо государственной системы органов федерального казначейства, представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания использования местного бюджета (ст. 14 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»)2.
В 1993 г. в целях повышения эффективности инвестиций, создания условий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, была создана новая государственная структура — Российская финансовая корпорация3, деятельность которой заключается в организации финансирования капитальных вложений в приоритетные проекты.
Российская финансовая корпорация, как государственное предприятие, наделена функциями агента4 Правительства РФ по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов.
Финансово-инвестиционные корпорации создаются также органами власти субъектов РФ.
Налоговые органы. Формирование в РФ новой системы налоговых органов связано с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в частности повышением роли налогов,
См. ст. 267 БК РФ.
1 См. ст. 284 БК РФ.
2 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28. Ст. 3492.
3 См. Указ Президента РФ от 15 марта 1993 г. «О создании Российской финансовой корпорации» // САПП РФ. 1993. № 12. Ст. 991; постановление Совета Министров — Правительства РФ от 17 апреля 1993 г. «О Российской финансовой корпорации» // САПП. 1993. № 17. Ст. 1548.
4 Термин «агент» согласно словарю В.И. Даля означает лицо, которому поручено дело от лица же, общины, товарищества или правительства (см. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1978. С. 4).
108 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
обусловленным перестройкой экономики страны. Налоговые органы были выделены в особую систему — Государственную налоговую службу РФ из структур финансовых органов (Министерства финансов, финансовых управлений и отделов). Начало такой реорганизации было положено постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. «О Государственной налоговой службе»1. До этого в финансовых органах имелись подразделения, ведавшие вопросами взимания налогов и других обязательных платежей. Деятельность налоговых органов была урегулирована Законом СССР от 21 мая 1990 г. «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций», впоследствии принят Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе»2, в 1999 г. переименованный в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации»3.
Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС)4. Такое преобразование произведено в целях совершенствования структуры федеральных органов, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим — за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. На Министерство возложена выработка и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах.
В систему органов МНС входят территориальные органы управления Министерства по субъектам Федерации, межрегиональ-
§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов
1 СП СССР. 1990. №5. Ст. 28.
2 ВВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 493; ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1912; № 34. Ст. 1966; 1993. № 12. Ст. 429; 1996. № 25. Ст. 2958.
- См. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3484; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 22. Ст. 2026.
4 СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6393; 1999. № 11. Ст. 1299; № 31. Ст. 3552; Положение о Министерстве РФ по налогам и сборам. Утверждено постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4242.
ы
ные инспекции и инспекции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. В совокупности они именуются налоговыми органами.
Это единая централизованная система органов. Низовое звено в системе налоговых органов — инспекции МНС по районам и городам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета.
Главная задача налоговых органов РФ заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством России и субъектов РФ. В связи с этой задачей налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, осуществляют валютный контроль.
Законодательство закрепляет права, обязанности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в области налогообложения, а также применяемые ими меры ко взысканию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совершения ими налоговых правонарушений1.
Наряду с этими государственными налоговыми органами представительные органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Эта служба объединяет и координирует деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства с государственными территориальными налоговыми органами, представляет последним всю необходимую информацию (ст. 14 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).
Учитывая важную роль налоговых органов в формировании доходов бюджетной системы страны, Правительство РФ
См. НК РФ. Ч. 1. Гл. 5, 14, 15.
110 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
постановлением от 21 декабря 2001 г. утвердило Федеральную целевую программу «Развитие налоговых органов (2002— 2004 годы)»1.
Программа направлена на совершенствование контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах в целях обеспечения их стабильного поступления; на изменение приоритетов в работе налоговых органов с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков, повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий, оснащения современными оперативными средствами управления, развития ресурсного обеспечения. Особое внимание в Программе уделено созданию системы налогового образования населения, совершенствованию методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, совершенствованию организационных структур налоговых органов и др. Финансирование Программы намечено в объеме 16 млрд 957 млн руб.
Подобно налоговым органам, деятельность по налогообложению осуществляет также в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) и входящие в его систему таможенные органы. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, несут установленную законодательством ответственность2. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.).
В систему таможенных органов помимо ГТК входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, находящихся в централизованном подчинении.
В целях усиления государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции. Они действуют на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»3. Это правоохрани-
§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов
1 СЗРФ. 2002. №1.Ст. 32.
2 См. Таможенный кодекс РФ // ВВС РФ. 1993. № 31. Ст. 1224; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397; 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 47. Ст. 5341; 1999. № 7. Ст. 879; Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Ст. 34, 35.
3 ВВС РФ. 1993. №29. Ст. 1114; 1995. № 51. Ст. 4973; 2000. № 46. Ст. 4537. Предшественником его был Указ Президента РФ «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ».
тельные органы, являющиеся составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Определены задачи этих органов:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налогойых органах.
На основании Федерального закона от 17 декабря 1995 г. федеральные органы налоговой полиции получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям.
Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим. В эту систему входят: Федеральная служба налоговой полиции на правах государственного комитета, территориальные органы (управления) по субъектам Федерации и местные органы налоговой полиции (межрайонные отделы управлений).
Возглавляет Федеральную службу налоговой полиции Директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и ее координацию с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов.
В связи с необходимостью усиления государственного финансового контроля и предотвращения правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности легализации доходов, полученных преступным путем, создан Комитет РФ по финансовому мониторингу1.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В связи с существенными преобразованиями в сфере страховых отношений, в результате которых она перестала быть государственной монополией2, потребовалась
1 См.: Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251. Подробнее см. гл. 6. учебника.
' В этой сфере функции страхования осуществляют теперь государственные, а также и негосударственные страховые организации. Все они действуют на коммерческих началах.
112 Глава 5. Разграничение компетенции органов гос. власти и местн. самоупр.
перестройка организации и деятельности органов государственного управления в этой сфере.
Указом Президента РФ «О Государственном страховом надзоре Российской Федерации»1 от 10 февраля 1992 г. был образован Государственный страховой надзор, органы которого заменили ранее действовавшую систему органов государственного страхования (Госстрах) при Министерстве финансов РФ. Одновременно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1992 г.2 создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) как акционерное общество на базе Правления государственного страхования РФ. Учредителем этой компании от имени государства выступил Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, который являлся держателем 100% ее акций (часть из них в настоящее время реализована).
Впоследствии основные положения об организации государственного надзора за страховой деятельностью были закреплены в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании» (затем — Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»)3.
Государственный надзор за страховой деятельностью согласно Закону осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений и государства.
Органы, осуществляющие государственный страховой надзор в РФ, действовали первоначально в лице Федеральной службы (Росстрахнадзора), подчиненной Правительству РФ4. Помимо центрального органа этой службы, были созданы территориальные органы страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора) и группам областей, краев5.
В настоящее время на основании укйза Президента РФ функции по надзору за страховой деятельностью переданы Министер-
§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов
.' ВВС РФ. 1992. №8. Ст. 379.
2 СП РФ. 1992. №7. Ст. 37.
3 ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 1998. № 1. Ст. 4; 1999. № 29. Ст. 3703; №47. Ст. 5622.
См. Положение о Федеральной службе по надзору за страховой деятельностью. Утверждено постановлением Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. // САПП. 1993. № 17. Ст. 1464.
-^ См. постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора» // САПП. 1993. № 27. Ст. 2557.
ству финансов РФ1, в структуре которого создан Департамент страхового надзора2.