Бюджет и бюджетная система РФ
Бюджет— это форма образ-ия и расход-ия фонда ден.ср-тв, предназначенных для фин.обесп-ия задач и ф-ий гос-ва и МСУ. Осн. ф-ии бюджета:1.с помощью распред. ф-ии происходит распред-ие ср-тв на производ.и непроизвод. сферы, межтеррит. и межотрасл. распред-ие ден.рес-ов, форм-ся фонды спец. целевого назн-ия, происходит концентрация ден.ср-тв в руках страны и их внедрение с целью удовл-ия общегос.потр-ей. 2.Контрол.ф-ия дей-ет одновременно с распред-ой и предполагает возм-ть и обяз-ть гос. контроля за поступ-ем и исп-ем бюдж.ср-тв.Контрол.ф-ия осущ-ся в процессе форм-ия доходов бюджета и фин-ия отраслей народ.хоз-ва. Бюдж.устр-во – орг-ия бюдж.сис-ы, принципы ее построения. Бюдж.устр-во в РФ осн-ся на принципах ед-ва, полноты, реал-ти, глас-ти и самост-ти всех бюджетов, входящих в бюдж.сис-у. Бюджеты, входящие в бюдж.сис-у РФ, самост-ны и не вкл-ся друг в друга. П-п самост-ти всех бюджетов - право законод. органов гос. власти и ОМСУ самос-но осущ-ть бюдж.процесс, а так же наличие собств. ист-ов доходов бюджетов кажд.уровня; право органов гос.власти и ОМСУ самост-но опр-ть напр-ия расход-ия ср-тв соотв. бюджетов. П-п сбаланс-ти бюджета озн-ет, что объем предусмотренных бюджетом расходов д\соотв-ть суммар.объему доходов бюджета и поступ-ий из ист-ов фин-ия его дефицита. П-п ед-ва кассы - зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение ист-ов фин-ия дефицита бюджета и проведение всех расходов с един.счета бюджета. Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. Бюдж.полномочия РФ: уст-ие общих принципов орг-ии и функц-ия бюдж.сис-ы РФ, основ бюдж.процесса и межбюдж.отн-ий; опр-ие основ сост-ия и рассм-ия проектов бюджетов, утв-ия и исп-ия бюджетов, сост-ия, внеш.проверки, рассм-ия и утв-ия отчетов об их исп-ии и осущ-ия контроля за их исп-ем; опр-ие порядка уст-ия расход.обяз-тв публично-прав. образ-ий; опр-ие основ форм-ия доходов и осущ-ия расходов бюджетов. Бюдж.полномочиям суб-ов РФ: уст-ие порядка сост-ия и рассм-ия проектов бюджета суб-та РФ и бюджетов террит.гос.внебюдж.фондов, утв-ия и исп-ия бюджета, осущ-ия контроля за их исп-ем и утв-ия отчета об исп-ии бюджета; уст-ие и исп-ие расход.обяз-тв суб-та РФ; предост-ие межбюдж.трансфертов из бюджета суб-та РФ; Бюдж. полномочия МО: сост-ие и рассм-ие проекта местн.бюджета, утв-ие и исп-ие местн. бюджета, осущ-ие контроля за его исп-ем, сост-ие и утв-ие отчета об исп-ии мест.бюджета; уст-ие и исп-ие расход.обяз-тв МО;
Доходы бюджета.
Доходы бюджета- поступающие в бюджет ден.ср-ва, за искл-ем ср-тв, являющихся ист-ми фин-ия дефицита бюджета. К доходам бюджетов отн-ся налог.доходы, неналог.доходы и безвозм. поступ-ия. Налог.доходы фед.бюджета: налог на прибыль орг-ий - 100 %; НДС - 100 %; акциз на спирт этиловый из пищев. сырья - 50 %; налог на добычу полез.иск-ых в виде углеводор.сырья - 100 %; сбор за польз-ие об-ми вод.биолог.рес-ов - 20 %; водн. налог - 100 %. Неналог. доходы фед.бюджета: доходы от исп-ия им-ва, находящегося в гос. собств-ти РФ, доходы от платных услуг, оказываемых фед.бюдж. учр-ми, находящимися в ведении органов гос.власти РФ, - 100 %; доходы от продажи им-ва, находящегося в гос. собств-ти РФ, - 100 %; сбор за выдачу лицензий на осущ-ие видов дея-ти, связанных с пр-ом и оборотом этил.спирта, алког.и спиртосодерж. прод-ии, - 100 %; плата за негат.воздей-ие на окруж. среду - 20 %. Налог.доходы бюджетов суб-ов РФ: налог на им-во орг-ий - 100 %; трансп. налог - 100 %; НДФЛ - 70 %; акцизы на спиртосодерж. прод-ию - 50 %; ЕСХН - 30 %. Неналог.доходы бюджетов суб-ов РФ: доходы от исп-ия им-ва, находящегося в гос.собств-ти суб-ов РФ, - 100 %; доходы от продажи им-ва, находящегося в гос.собств-ти суб-ов РФ, - 100 %; доходы от платных услуг, оказываемых бюдж. учр-ми суб-ов РФ. Налог.доходы поселений: земел.налог - 100 %; НДФЛ – 10%; налог на им-во физ.лиц - 100 %; ЕСХН- 30 %. Неналог. доходы местн.бюджетов: доходы от исп-ия им-ва, находящегося в муниц. собств-ти, - 100 %; доходы от продажи им-ва, находящегося в муниц.собств-ти, - 100 %. Осн.ист-ом неналог.доходов бюджетов яв-ся доходы от исп-ия им-ва, наход-ся в гос.\муниц.собств-ти. В этой группе учит-ся: ср-ва, получаемые в виде аренд.\иной платы за сдачу во врем. владение и польз-ие\во врем. польз-ие им-ва, наход-ся в гос.\муниц.собств-ти; ср-ва, получаемые в виде % по остаткам бюдж.ср-тв на счетах в кред.орг-ях; ср-ва, получаемые от передачи им-ва, наход-ся в гос.\ муниц.собств-ти, под залог, в доверит.упр-ие; плата за польз-ие бюдж.ср-ми, предоставленными др. бюджетам, ин.гос-ам\юр.лицам на возвратной и платн. основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в УК хоз.товар-тв и об-тв,\див-дов по акциям, принадлежащим РФ, суб-ам РФ\МО. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование доходов бюджета; осуществляет начисление, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты поступлений в бюджет, а также пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание неуплаченных поступлений в бюджет; принимает решения о возврате излишне уплаченных поступлений бюджет, а также пеней и штрафов по ним; формирует и представляет бюджетную отчетность. Планирование доходов предполагает определение параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам платежей. Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж. Первая группа факторов – общеэкономические и социально-политические факторы. Они включают в себя учет изменения цен и ценовой политики государства, учет отраслевых тенденций развития, рентабельности и капиталоемкости отраслей, учет факторов, влияющих на изменение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка. На основе изменения этих факторов определяются важнейшие общеэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых и неналоговых платежей. Эти показатели фиксируются в прогнозе социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год. Это: изменение ВВП в очередном финансовом году, уровень инфляции, средний курс рубля к доллару на очередной финансовый год, доходы, которые получит государство от экспорта. Вторая группа факторов – это факторы, которые учитываются при определении конкретных видов доходов. Они связаны с изменением порядка взимания отдельных платежей, в первую очередь налогов, а также с изменением всей налоговой системы РФ. Исходя из этого определяются контингенты поступлений налоговых и неналоговых платежей и распределение этих поступлений между отдельными видами бюджетов. По каждому налогу имеется собственная методика планирования, которая в основном отличается особенностями определения налоговой базы. На практике используются два основных способа расчета налоговой базы. Первый - прямое определение отдельных показателей, которые составляют налоговую базу. Второй способ – аналитический. Он связан с экстраполяцией тенденций развития налоговой базы. После расчета налоговой базы определяется средняя ставка налога на очередной год. Дальше рассчитывается сумма поступлений налога на следующий год: Н=НБ*СрСт*Кс,
НБ – налоговая база, СрСт – средняя ставка, Кс – коэффициент собираемости. Исполнение бюджетов по доходам. Получателями налогов являются территориальные органы Федерального казначейства, имеющие лицевые счета в банках. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить свои обязательные платежи. На лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму. Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства.
Расходы бюджета.
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета ден.ср-ва, за искл-ем ср-тв, являющихся ист-ми фин-ия дефицита бюджета. Функц.класс-ия расходов бюджетов РФ яв-ся групп-ой расходов бюджетов всех уровней и отражает напр-ие бюдж.ср-тв на выпол-ие осн. ф-ий гос-ва. 1 ур. - разделы. 2 ур. - подразделы, конкретизирующие напр-ие бюдж.ср-тв на выполнение ф-ий гос-ва в пределах разделов. 3 ур. - класс-ия целевых статей расходов бюджетов, отражает фин-ие расходов бюджетов по конкр.напр-ям дея-ти гл.распор-лей ср-тв бюджетов в пределах подразделов. 4 ур. - класс-ия видов расходов бюджетов, детал-ет напр-ие фин-ия расходов бюджетов по целев.статьям расходов бюджетов. Ведом.класс-ия расходов яв-ся групп-кой расходов, отражающей распред-ие бюдж.ассигн-ий по прям.получ-лям ср-тв из бюджета. Ведомст.стр-ра бюджетов н\для обесп-ия адрес. выделения фин.рес-ов. Расход.обяз-ва - обусловленные законом, иным НПА, дог-ом\согл-ем обяз-ти публично-прав.образ-ия\действующего от его имени бюдж.учр-ия предост-ть физ.\юр.лицу, иному публично-прав.образ-ию, суб-ту междунар. права ср-ва из соотв. бюджета. Расход.обяз-ва РФ возн-ют в рез-те: принятия ФЗ и НПА Президента РФ и Прав-ва РФ при осущ-ии фед.органами гос.власти полномочий по предметам ведения РФ; закл-ия РФ дог-ов при осущ-ии фед. органами гос.власти полномочий по предметам ведения РФ; принятия ФЗ и НПА Президента РФ и Прав-ва РФ, предусм-щих предост-ие из фед. бюджета межбюдж.трансфертов. Расход.обяз-ва суб-та РФ возн-ют в рез-те: принятия законов и иных НПА суб-та РФ, закл-ия суб-ом РФ дог-ов при осущ-ии органами гос. власти суб-ов РФ полномочий по предметам ведения суб-ов РФ; закл-ия от имени суб-та РФ дог-ов с бюдж.учр-ми суб-та РФ; принятия законов и иных НПА суб-та РФ, предусм-щих предост-ие из бюджета суб-та РФ межбюдж.трансфертов. Расход.обяз-ва МО возн-ют в рез-те: принятия муниц.прав.актов по вопросам мест.зн-ия, закл-ия МО дог-ов по данным вопросам; принятия муниц.прав. актов при осущ-ии ОМСУ переданных им отд. гос. полномочий; закл-ия от имени МО дог-ов с муниц.бюдж.учр-ми. Осн.формами расходов бюджетов яв-ся: ассиг-ия на содержание бюдж. учр-ий; ср-ва на оплату ТРУ, выполняемых физ. и юр.лицами по гос.\муни.контрактам; трансферты населению; бюдж. кредиты физ.лицам, в т. ч. налог. кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и др.обяз-тв; субвенции и субсидии физ.и юр. лицам; инвестиции в УК действующих\вновь создаваемых п\п; бюдж.ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам др.уровней, гос.внебюдж.фондам; кредиты ин.гос-ам; ср-ва на обслуж-ие долг.обяз-тв. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; 9) формирует и утверждает государственные задания; 10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, условий, установленных при их предоставлении; 11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств.