Основным источником финансовых ресурсов являются различные поступления

ü Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

ü Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

ü Пожертвования — основная форма финансовых поступлений.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте).

21. Особенности финансового механизма бюджетных учреждений страны.

(http://studme.org/1499052819136/finansy/finansy_byudzhetnyh_uchrezhdeniy)

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах:

• науки;

• образования;

• здравоохранения;

• культуры;

• социальной защиты;

• занятости населения;

• физической культуры и спорта;

• в иных сферах.

В мировой практике выделяют три модели финансирования здравоохранения:

1) бюджетно-страховую (из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств);

2) бюджетную (главным образом за счет бюджетных средств);

3) предпринимательскую (за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и средств фондов добровольного медицинского страхования).

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровня и направленности; сетей реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Источниками финансирования образования являются сметное финансирование, блоковые субсидии, размещение заказов (контрактация), подушевое финансирование, образовательные ваучеры, гранты для учащихся, образовательные кредиты, налоговые льготы обучающимся лицам.

К сфере культуры относят отрасли деятельности, направленные на удовлетворение общественно необходимых и индивидуальных культурных потребностей населения. Существуют прямое и косвенное финансирование учреждений культуры.

- Прямое финансирование осуществляется посредством выделения бюджетных ассигнований и льготных кредитов на поддержание деятельности в сфере культуры, на содержание государственных организаций культуры и реализацию культурных проектов; формирования внебюджетных государственных фондов с закрепленными источниками доходов и использования средств, аккумулируемых в этих фондах, для финансирования культурной деятельности.

- Косвенное финансирование реализуется за счет налоговых льгот, льгот по оплате коммунальных услуг, арендной плате, предоставляемых учреждениям и работникам культуры, а также посредством гарантий по кредитам для организаций рассматриваемой сферы.

22. Финансы индивидуальных предпринимателей, их роль в системе экономических отношений.

http://www.study-i.ru/economics/finance/topic.php?id=formirovanie_i_ispolzovnie_finansovih_resursov_individualnih_predprinimatelej

Наравне с финансами коммерческих и некоммерческих организаций в составе финансовой системы выделяют финансы индивидуальных предпринимателей. Финансы индивидуальных предпринимателей — это особое звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель вступает в финансовые отношения с государством, страховыми организациями, другими индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями, наемными работниками, инвесторами и совладельцами, а также участвует во внутрихозяйственных отношениях при формировании и использовании финансовых ресурсов самого хозяйства. Особенностью финансовых отношений индивидуального предпринимателя является их тесная связь с формированием и использованием семейного бюджета предпринимателя.

При этом на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, распространяются нормы гражданского права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из правовых актов. Поэтому финансы индивидуальных предпринимателей во многом схожи с финансами коммерческих организаций.

В качестве источника финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают средства, полученные взаймы у других физических лиц (друзей, знакомых и т.д.). Об использовании этого источника заявили около 17% опрошенных субъектов малого предпринимательства. Банки неохотно идут на кредитование индивидуальных предпринимателей.

Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход, в состав которого включаются все виды доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Совокупный доход предпринимателя уменьшается на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода (в состав расходов входят материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты на оплату труда, прочие затраты).

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, на платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.

23. Финансы домохозяйств, состав, роль и значение в финансовой системе страны (ru.wikipedia.org/wiki/Финансы_домашнего_хозяйства)

Под домашним хозяйством с экономической точки зрения понимается группа лиц, чаще всего связанныхродственными отношениями (семья), совместно принимающих экономические решения на основе совместного формирования и совместного использования фондов денежных средств, необходимых для потребления и накопления.

Домашнее хозяйство может состоять из одного лица, самостоятельно и независимо формирующего свой бюджет. Домашнее хозяйство (в лице его членов-представителей) в системе рыночных отношений выступает в качестве:

ü покупателя и потребителя товаров и услуг;

ü поставщика факторов производства (труд, капитал);

ü накопителя денежных фондов путём сбережения части полученного дохода;

ü кредитора или заёмщика для различных финансовых посредников и институтов (банки, страховые компании,инвестиционные фонды и др.);

ü налогоплательщика, формирующего бюджет.

Финансовые отношения, характерные для домашнего хозяйства, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренними финансовыми отношениями домашнего хозяйства являются те, которые возникают между участниками (членами) домашнего хозяйства по поводу формирования и распределения фондов денежных средств, являющихся общими для домашнего хозяйства, между его членами.

К внешним причисляются финансовые отношения:

ü с предприятиями и организациями, производящими товары, работы и услуги, потребляемые членами домашнего хозяйства;

ü с государством по поводу формирования и использования бюджета и внебюджетных фондов;

ü с коммерческими банками по поводу предоставления во временное пользование, хранящихся на различных счетах денежных средств, а также по поводу заимствования денежных средств (домашнее хозяйство каккредитор и как заёмщик банка);

ü со страховыми компаниями (страховщиками) по поводу страхования своих рисков;

ü с другими домашними хозяйствами.

ü с работодателями

Для финансов домашних хозяйств характерны общие для финансов функции:

ü распределительная;

ü контрольная;

ü регулирующая;

ü инвестиционная

Финансовые решения домашних хозяйств принимаются в отношении формирования и использования денежных фондов.

С определённой степенью условности можно сказать, что домашнее хозяйство имеет свой баланс, в котором отражается совокупность его активов, то есть стоимость его имущества в денежной и неденежной форме и пассивов, то есть источников формирования этих активов. Важным источником формирования активов домашних хозяйств является не только текущие доходы, но и сбережения, накопления, полученные в порядке наследования от предыдущих поколений.

24. Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления.

http://www.study-i.ru/economics/finance/topic.php?id=organizatsija_gosudastvennih_finansov_na_federalnom_i_regionalnom_urovnyah

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ1, в состав которых входят бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Средства федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ находятся в федеральной собственности, указанные бюджеты утверждаются в форме федеральных законов.

Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов относятся бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Федеральный бюджет — фонд денежных средств, находящийся в распоряжении федеральных органов государственной власти и обеспечивающий выполнение возложенных на них функций и задач.

Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и других доходов.

Бюджет государственного внебюджетного фонда РФ— фонда денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет)— фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ и предназначенный для выполнения возложенных на них функций и задач.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и других доходов.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда— фонд денежных средств, образуемый вне бюджета субъекта РФ и предназначенный для реализации отдельных конституционных прав граждан (в частности, на охрану здоровья и медицинскую помощь).

25. Муниципальные финансы, их состав, особенности организации.

http://www.study-i.ru/economics/finance/topic.php?id=osobennosti_organizatsiji_munitsipalnih_finansovih

Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения.

Многообразие видов муниципальных образований в Российской Федерации позволяет выделять:

o финансы поселений

o городских округов

o муниципальных районов

o внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) обеспечивается решение вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов2.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет)— фонд денежных средству находящийся в распоряжении органов местного самоуправления и обеспечивающий решение вопросов местного значения.

Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, других доходов местных бюджетов.

Бюджет муниципального внебюджетного фонда— фонд денежных средств, образуемый вне бюджета муниципального образования и предназначенный для реализации отдельных потребностей местного сообщества (обеспечение природоохранных мероприятий, охраны памятников истории и культуры и др.).

Современное федеральное законодательство не допускает формирования в Российской Федерации бюджетов муниципальных внебюджетных фондов. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет средств местных бюджетов.

Наши рекомендации