Экономическое развитие Франции

В ХХ ст. перемены в политической и экономической сферах Франции в сравнении с другими крупными странами были значительными. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики – к V Республике). Геополитическое положение страны резко изменилось: из гигантской колониальной империи Франция превратилась в ведущую страну западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада. Существенные перемены произошли и в экономике. Вступив в интеграционный процесс, Франция вынуждена была неоднократно приспосабливать основные направления своего развития к его требованиям. Важнейшими итогами ХХ в. стали радикальная модернизация экономики (от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной структуре, а затем – к экономике услуг) и модификация варианта участия в мировом хозяйстве (от вывоза ссудного капитала к вывозу промышленных товаров с высокой степенью их обработки, а с 80-х гг. к массовому экспорту производительного капитала).

Современная французская экономика – одна из наиболее мощных в мире. На рубеже ХХ и ХХI столетий Франция занимала 6-е место в мире по объему ВВП и по удельному весу в мировом промышленном производстве, 5-е – по доле в мировом экспорте. В начале ХХ в. Франция была предпоследней страной среди развитых стран по динамике роста в период 1870–1913 гг., а также и по производительности труда, норме накопления, экспортной квоте, по доле промышленности в ВВП. Лишь к 20-м гг. с падением мирового спроса на ссудный капитал во Франции наметился рост промышленного производства, ускорилось промышленное освоение колоний. Однако французская промышленность отставала от немецкой и английской. После Второй мировой войны Франция превратилась из мирового банкира в страну должника. В начале 60-х гг. она полностью потеряла зарубежные владения, и одновременно начинается развитие НТП и процесса западно-европейской интеграции. С момента послевоенного восстановления и до первого энергетического кризиса (1949–1973 гг.) происходят основные преобразования во французской экономике этого столетия: приток ресурсов в промышленность, увеличение выпуска ее продукции, особенно современных отраслей, и увеличение ее экспорта. Особенно динамичной индустриализация была во второй половине 60-х – начале 70-х гг. Однако Франция и в эти годы уступала Германии и Японии. На макроэкономическом уровне наблюдались долгосрочное неравновесие торгового баланса, слабость национальной валюты, хроническая инфляция, а на микроуровне – заметное повышение банковской задолженности компаний. После 1973 г. наступил период экономического спада и обострились все макро проблемы, произошло троекратное падение прибыльности компаний. До начала 80-х гг. увеличивалась безработица и падали темпы потребления, предприятия сократили инвестиции и повысить прибыльность не смогли. При столкновении со вторым энергетическим шоком Франция пережила новый, еще более глубокий кризис.

В 80-е гг. условия воспроизводства для экономики Франции были непростыми. Она пострадала от «кризиса задолженности» развивающихся стран. В это время в государственной экономической политике возобладали антипредпринимательский подход и антирыночные меры. Результат этих действий – резкое сокращение инвестиционной активности и массовый вывоз капитала за рубеж. Повышение процентных ставок для остановки потока экспорта капитала вызвало дополнительный рост банковской задолженности и еще больше ухудшило возможности восстановления прибыльности. Среди обострившихся в это время макропроблем можно отметить также рост государственного долга: свертывание производства частным бизнесом и снижение реальных доходов населения обеспечивали сокращение доходной части бюджета, а расходная часть колоссально возросла за счет проводимых из бюджета санаций национализированных компаний. Только после 1986 г. положение стало постепенно улучшаться: возрос мировой спрос, а мировые цены на энергоносители снизились, к власти вернулись противники государственного регулирования. В связи с этим предприятия начали постепенно ликвидировать задолженность, осуществляли рост капвложений и экспорта. В экономике наметилось оживление, продолжавшееся до начала 90-х гг. В это время Франция столкнулась с новой проблемой – высокой зависимостью от колебаний валютных курсов. Неустойчивость доллара, усиление валютной нестабильности в Европе после 1990 г. «привязали» французский франк к немецкой марке, заставляя Банк Франции следовать проводимой Бундесбанком процентной политике и повышать процентные ставки. Высокие процентные ставки повышали расходы по обслуживанию госдолга и вынуждали государство мобилизовывать значительные средства на рынках капитала под большие проценты. На инвестиционный процесс отрицательно влияла ситуация с занятостью, рост безработицы. За послевоенное 50-летие произошло абсолютное падение инвестиций. Резко снизилось и личное потребление. Негативные тенденции во французской экономике действовали довольно долго. Лишь после снижения процентных ставок в 1996 г. наметилось постепенное оживление, перешедшее в 1997 г. в подъем, который продолжается и в настоящее время. Однако этот период (1974–1996 гг.) характеризовался и положительными долгосрочными результатами, которые вели в конечном итоге к росту общественного производства и модернизации его важнейших отраслевых пропорций. Возросла производительность труда (по ее темпу роста к концу столетия Франция опередила США), снизилась капиталоемкость экономического роста, сохранились низкие цены на сырье и стало меньше общее энергопотребление. Пока нерешенной проблемой остается зависимость Франции от импорта оборудования: процент покрытия импорта экспортом по этой группе остается ниже, чем у других западноевропейских стран.

Общество Франции постоянно пыталось делегировать государству соответствующие функции по индустриализации страны. Пока существовали возможности успешного непромышленного развития, государство не вмешивалось в экономику. Сразу после «Великой депрессии» государство активизировало свою деятельность в экономической сфере. При этом оно не столько пыталось помочь бизнесу, сколько – подменить его собой. Эта особенность французского государства сохранялась вплоть до настоящего времени, и основная часть общества его в этом поддерживала. Такой вариант государственной экономической политики назывался дирижизмом. Его суть состояла в том, что государство подходило к бизнесу не как к важнейшему инструменту воспроизводства, а как к инструменту, который надо заставить действовать в определенных направлениях для решения определенных макрозадач. И только под давлением совершенно изменившихся обстоятельств, как внутренних (укрепление позиций национального промышленного бизнеса), так и внешних (существование в рамках ЕС, отпадение колоний, интеграция), государство вынуждено было менять свою позицию: согласиться с тем, что самостоятельная деятельность предпринимателей способна обеспечить решение макропроблем. Это означало переход от дирижистского хозяйственного механизма к стандартной экономической политике, к обычным для крупной развитой страны методам взаимодействия между основными хозяйствующими субъектами. Государство прекратило финансировать национализированные компании из бюджетных средств. Оно стимулировало бизнес в двух направлениях: поддержка крупных проектов, создание и поддержка ведущих компаний на современном этапе развития страны. В числе 100 неамериканских крупнейших промышленных фирм французских было в 1966 г. 15, а в 1973 г. – 23.

Кризис середины 70-х гг. показал, что Франция снова доказала миру свое своеобразие выхода из него – усиление роли государства путем возврата к жесткому дирижизму 50-х гг. Государству отошли в результате национализации треть промышленности (27% оборота, 37% инвестиций, 30% экспорта), два крупнейших финансовых холдинга, 36 крупных банков, многие страховые компании. Одновременно вводились активный ценовой и валютный контроль, жесткий налог на крупные состояния. Правительству удалось добиться финансового оздоровления. Однако резко обострились бюджетные диспропорции, общая неудовлетворительная экономическая и социальная ситуация заставила правительство пересмотреть взгляды на отношения государства и бизнеса. К 1986 г. к власти вернулись сторонники минимизации государственного вмешательства. Они приняли программу широкой денационализации. Государственные предприятия, за исключением естественных монополий, были переведены на независимое от бюджета функционирование и стали действовать в жестких условиях рынка, открытости для международной конкуренции и прибыльности. Изменения второй половины 80-х гг. были самыми серьезными по либерализации экономики за последнее двадцатилетие ХХ в. В 90-х гг. были попытки развернуть хозяйственный механизм в обратном направлении, что сказывалось негативно на состоянии экономики. Поэтому во Франции так и не наступил окончательный поворот к экономическому либерализму: признание доминирующей роли бизнеса, отказ от «трансфертного государства». И только в 1997 г. произошел «разворот влево». Такие изменения в экономической политике государства – один из факторов, мешающих французским компаниям догнать своих наиболее мощных зарубежных конкурентов. Зарубежные эксперты до сих пор применяют по отношению к французской экономической политике выражения «дирижизм» и «интервенционизм». Однако государственная собственность постепенно распродается (последний раз в 1998–1999 гг.). Как обычные участники рынка работают госпредприятия. Под давлением ЕС с 2000 г. проведена подготовка к открытию для конкуренции французских естественных монополий. Сегодня иностранные экономисты и журналисты называют дирижизмом то, что французы с гордостью именуют французской исключительностью: сохранение государства благосостояния.

Темпы ВВП в 2001 г. снизились после периода бурного роста 1997–2000 гг. Ухудшение экономического положения проявилось в снижении темпов экономического роста до 1,9%. Однако Франция сохраняет очень хорошие позиции в ЕС, ее превосходит только Великобритания среди крупных стран. У Германии, США, Италии результаты хуже, более низок и средний показатель по 15 странам ЕС. Относительное снижение темпов экономического роста являлось следствием падения динамики экспорта и капиталовложений. Дефицит бюджета сократился с 3,5 до 1,8%. Прекратилось снижение госдолга.

Государственный сектор в экономике Франции опережает госсектор Германии и Великобритании. Государству принадлежит примерно 25% промышленности, в государственном секторе занято около 25% рабочих и служащих. Основная часть энергетики и заводов черной металлургии, часть машиностроительных и военных предприятий, крупнейшие страховые компании также являются собственностью государства. Оно контролирует железные дороги и морские порты, частично радио и телевидение, а также развитие и размещение производительных сил. Государство перераспределяет 54% ВВП.

В 80-х гг. произошла национализация 84 кредитно-финансовых институтов, в том числе 26 коммерческих банков, в результате чего государство стало контролировать 84,7% объема кредита.

Наши рекомендации