Управление дебиторской задолженностью
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
В условиях конкуренции многие предприятия вынуждены производить продажу товара с отсрочкой платежей. Дебиторская задолженность — это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату.
Дебиторы — юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием. Возникновение дебиторской задолженности в системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
Объем дебиторской задолженности зависит от многих факторов: объема производства, вида продукта, емкости рынка, степени его наполняемости продукцией, системы расчетов с покупателями, их финансового состояния и т.д.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:
- задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;
- задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок;
- задолженность по векселям полученным;
- задолженность по расчетам с бюджетом;
- задолженность по расчетам с персоналом;
- прочие виды дебиторской задолженности.
Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность по товарным операциям (первые три вида дебиторской задолженности). Поэтому управление дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за реализованную продукцию.
В бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность является комплексной статьей и классифицируется по нескольким признакам.
По экономическому содержаниюв соответствии с ПБУ 4/99 «Доходы организаций» в ее составе выделены: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал; авансы выданные; прочие дебиторы. Такая группировка позволяет классифицировать долги по источникам образования, видам обязательств, характеру задолженности.
По времени возвратазадолженность подразделяется на нормальную (в пределах срока) и просроченную. Нормальной считается задолженность, вытекающая из установленных правил расчетов, являющаяся неизбежным балансовым остатком на начало каждого месяца, просроченная — задолженность с истекшим сроком погашения по договору. Такое деление задолженности важно с точки зрения контроля за ее возвратом и анализа финансового положения предприятия.
По срокам погашениядебиторская задолженность подразделяется на две группы — краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочной считается задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. По долгосрочной задолженности платежи ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Наличие значительной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и возможном ухудшении финансового состояния предприятия.
По степени обеспечениявыделяется дебиторская задолженность обеспеченная и не обеспеченная различными способами, предусмотренными законодательством и договором (залог, поручительство, банковская гарантия и т.д.). Данная группа важна и с юридической точки зрения при взыскании задолженности с дебиторов.
По возможности взысканиядебиторскую задолженность делят на:
- надежную – задолженность в пределах срока, установленного договором, а также обеспеченную задолженность;
- сомнительную – необеспеченная и непогашенная в срок задолженность, но у которой есть вероятность погашения;
- безнадежную – задолженность с истекшим сроком исковой давности, невозможную к получению.
Предприятие вправе создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию и услуги, относимые на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Следует отметить, что сомнительным долгом признают дебиторскую задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Теоретически осуществление предпринимательской деятельности предполагает, что по мере проведения хозяйственных операций предприятие не только возвращают вложенные средства, но и получает доход. Однако на практике нередко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятия не имеют возможности взыскать долги с контрагентов. Увеличение дебиторской задолженности, опережающее рост объемов деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия. Формирование дебиторской задолженности – это иммобилизация средств, которые выпадают из оборота, не дают дохода, что вызывает санкции за нарушение обязательств перед кредиторами.
Наиболее эффективным является такое кредитование покупателей предприятия, при котором максимизируются чистые денежные поступления, компенсирующие риск вследствие отсрочки платежа.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
- ускорение востребования долга;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, т.е. упущенной выгоды от неиспользования средств, авансированных в дебиторскую задолженность.
В системе управления финансами предлагаются следующие мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:
- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
- периодический пересмотр предельной суммы кредита;
- использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
- использование современных форм рефинансирования задолженности;
- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты
монопольным заказчиком.
Эти меры лежат в основе политики управления дебиторской задолженностью предприятия.
В практике финансового менеджмента разработаны следующие приемы управления дебиторской задолженностью:
- учет заказов и установление характера дебиторской задолженности;
- ABC-анализ дебиторов;
- анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации ее видов;
- оценка реальной стоимости сложившейся дебиторской задолженности;
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
- определение размеров скидок при досрочной оплате.
Составной частью политики управления дебиторской задолженностью предприятия является его кредитная политика – это решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки.
Тип кредитной политики предприятия характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции – консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный (или жесткий) типкредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции, напротив, сокращаются круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска, сроки предоставления кредита и его размер, ужесточаются условия предоставления кредита и повышается его стоимость, используются жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный типкредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) типкредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
Консервативный тип кредитной политики отрицательно влияет на рост объемов деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как агрессивный ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов.
При формировании кредитной политики необходимо определить сумму финансовых ресурсов, авансируемых в дебиторскую задолженность. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период предоставления отсрочки платежа, средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Обязательным элементом политики управления дебиторской задолженностью является система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и др.).
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента такую форму управления дебиторской задолженностью, как ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия – денежные средства и высоко-ликвидные краткосрочные ценные бумаги.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
1) факторинг;
2) учет векселей, выданных покупателями продукции;
3) форфейтинг.