Анализ уровня среднереализационных цен

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:

Анализ уровня среднереализационных цен - student2.ru

(125)
где Цн и Цп - соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн объем реализации продукции нового качества; VРПобщ- общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.

В основу первого положен принцип цепных подстановок: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановом сортовом составе (табл.55). Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества.

Этот расчет можно представить в виде формулы:

(126)   (127)
 
Анализ уровня среднереализационных цен - student2.ru

В основу второго способа расчета положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по

(128)
каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:

 
Анализ уровня среднереализационных цен - student2.ru

Полученные данные свидетельствуют о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручка от ее реализации увеличилась на 114375 тыс. руб. (22531 875-22 417 500), а средняя цена 1 туб - на 3,75 тыс. руб.

Таблица 55

Расчет влияния качества изделия С на его среднюю цену реализации

Сорт продук-ции Цена за туб, тыс. руб. Объем реализации, туб Удельный вес сортов, % Фактичес-кий объем продаж при плановой сортности, туб Выручка от продаж, тыс. руб.
план факт план факт +,- при фактической сортности при плановой сортности
I II +5 -5
Всего - -


По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл.56).

Таблица 56

Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены единицы продукции по изделию С

Рынки сбыта Цена за туб, тыс. руб. Объем реализации, туб Структура реализации, % Изменение средней цены, тыс. руб.
план факт план факт +,-
Госзаказ -5 -33,5
По договорным ценам +5 +37,5
Прочие - -
Всего - - +4,0

В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены 1 туб увеличился на 4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 122 млн. руб. (4 тыс. руб. • 30500 туб).

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 57).

Таблица 57

Факторы изменения среднереализационных цен

Фактор Изменение средней цены реализации, тыс. руб.
А В С D
Качество продукции +45,0 -5,0 +3,75 +5,20
Рынки сбыта -40,0 -3,3 +4,00 +8,30
Повышение цен в связи с инфляцией +15,0 +18,3 +27,25 +16,50
Всего +20 +10,0 +35,00 +30,00

Наши рекомендации