Анализ уровня среднереализационных цен
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:
|
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.
В основу первого положен принцип цепных подстановок: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановом сортовом составе (табл.55). Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества.
Этот расчет можно представить в виде формулы:
|
|
В основу второго способа расчета положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по
|
|
Полученные данные свидетельствуют о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручка от ее реализации увеличилась на 114375 тыс. руб. (22531 875-22 417 500), а средняя цена 1 туб - на 3,75 тыс. руб.
Таблица 55
Расчет влияния качества изделия С на его среднюю цену реализации
Сорт продук-ции | Цена за туб, тыс. руб. | Объем реализации, туб | Удельный вес сортов, % | Фактичес-кий объем продаж при плановой сортности, туб | Выручка от продаж, тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | +,- | при фактической сортности | при плановой сортности | |||
I II | +5 -5 | ||||||||
Всего | - | - |
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл.56).
Таблица 56
Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены единицы продукции по изделию С
Рынки сбыта | Цена за туб, тыс. руб. | Объем реализации, туб | Структура реализации, % | Изменение средней цены, тыс. руб. | |||
план | факт | план | факт | +,- | |||
Госзаказ | -5 | -33,5 | |||||
По договорным ценам | +5 | +37,5 | |||||
Прочие | - | - | |||||
Всего | - | - | +4,0 |
В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены 1 туб увеличился на 4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 122 млн. руб. (4 тыс. руб. • 30500 туб).
Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
В заключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 57).
Таблица 57
Факторы изменения среднереализационных цен
Фактор | Изменение средней цены реализации, тыс. руб. | |||
А | В | С | D | |
Качество продукции | +45,0 | -5,0 | +3,75 | +5,20 |
Рынки сбыта | -40,0 | -3,3 | +4,00 | +8,30 |
Повышение цен в связи с инфляцией | +15,0 | +18,3 | +27,25 | +16,50 |
Всего | +20 | +10,0 | +35,00 | +30,00 |