Паспорт импортной (внешнеэкономической) сделки: понятие, правила оформления
В соответствии со ст. 20 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ паспорт сделки в первую очередь является документом валютного контроля, он должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
ЦБ РФ установил единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, для чего принял два документа:
- инструкцию от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И);
- положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Если общая сумма внешнеторгового контракта не превышает в эквиваленте 50000 долларов на дату заключения контракта, а сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5000 долларов на дату заключения договора, валютный контроль по таким сделкам не осуществляется и соответственно подтверждающие документы в уполномоченный банк не представляются (п. 1.2 Положения N 258-П и п. 3.2 Инструкции N 117-И). То есть паспорт сделки нужно оформлять, только если сумма контракта больше 50000 долларов или сумма сделки больше 5000 долларов.
Порядку оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки посвящена глава 3 Инструкции N 117-И.
В настоящее время используется единая форма паспорта сделки для оформления экспортных и импортных валютных операций. Эта форма приведена в приложении 4 к Инструкции N 117-И.
Отдельная форма паспорта сделки установлена для оформления получения или выдачи российской организацией кредита (займа) (приложение 4 к Инструкции N 117-И).
Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций резидентом и нерезидентом в случаях:
- если платежи и зачисление валюты производятся через счета резидента, открытые в уполномоченных банках;
- если платежи и зачисление валюты производятся через счета в иностранном банке в случаях, установленных валютным законодательством РФ или актами органов валютного регулирования, к которым относятся Правительство РФ и ЦБ РФ;
- в иных случаях - на основании разрешений, выданных ЦБ РФ.
Такие расчеты должны производиться:
- при экспорте товаров (работ, услуг), передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом и нерезидентом;
- при импорте товаров (работ, услуг), передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом и нерезидентом;
- при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в рублях РФ иностранным лицам;
- при получении резидентами займа или кредита от иностранных лиц.
В этих случаях резидент по каждому контракту или кредитному договору оформляет один паспорт сделки.
Паспорт сделки оформляется до совершения валютной операции.
Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:
а) два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с приложением 4 к Инструкции N 117-И.
Если паспорт сделки оформляется организацией, то он подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, а в случае отсутствия в штате главного бухгалтера паспорт сделки подписывается одним лицом, наделенным правом первой подписи. Кроме того, паспорт сделки необходимо заверить печатью;
б) внешнеторговый контракт или кредитный договор;
в) разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), если такое разрешение необходимо для совершения внешнеторговой сделки;
г) разрешение на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ;
д) иные документы из числа указанных в п. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые для оформления паспорта сделки. По этому пункту могут быть затребованы следующие документы:
- документы, удостоверяющие личность физического лица;
- документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- документ о государственной регистрации юридического лица;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- другие документы.
После представления паспорта сделки и всех необходимых документов банк проводит их проверку. Срок такой проверки сейчас ограничен тремя рабочими днями (п. 3.10 Инструкции N 117-И).
Если все документы оформлены правильно, оба экземпляра паспорта сделки подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка, после чего один из экземпляров паспорта сделки возвращается резиденту.
Однако банк может и отказать в подписании паспорта сделки. Происходит это в случаях, если:
- данные внешнеторгового контракта (кредитного договора) не соответствуют данным, указанным в паспорте сделки;
- паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;
При этом максимальный срок возврата банком представленных документов также составляет три рабочих дня, следующих за датой их представления в банк.
Иногда возникают случаи, когда в контракт в ходе его исполнения вносятся изменения или дополнения. Если такие изменения или дополнения затрагивают сведения или информацию, содержащуюся в оформленном паспорте сделки, он подлежит переоформлению.Для переоформления паспорта сделки в банк представляются следующие документы:
- два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки;
- документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор);
- иные документы, указанные в п. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые для переоформления паспорта сделки;
- разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если требуется получение указанного разрешения.
Номер паспорта сделки, присвоенный при его первоначальном оформлении банком, переносится в переоформленный паспорт сделки и сохраняется в неизменном виде до закрытия паспорта сделки и досье по паспорту сделки в банке.
Инструкцией N 117-И также определены случаи, когда банк закрывает паспорт сделки. Это происходит:
- при представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии паспорта сделки в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;
- при представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии паспорта сделки в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту, т.е. в случае поставки товаров (работ, услуг) и получения выручки за них, или в связи с их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае в банк представляются документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям;
- по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в паспорте сделки датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору);
- в иных случаях.
Заявление о закрытии паспорта сделки должно быть составлено в соответствии с требованиями, установленными пунктами 4.1 - 4.3 Инструкции N 117-И, предусматривающими порядок перевода контракта в другой уполномоченный банк.
Оформив паспорт сделки и совершив валютную операцию, резиденты должны представить в банк подтверждающие документы, связанные с проведением валютной операции. Такие документы оформляются согласно Положению N 258-П.
В уполномоченный банк необходимо представлять документы, подтверждающие факт экспорта (импорта) товаров, работ, услуг, например ГТД.
Помимо самих подтверждающих документов резидент также обязан представить справку о подтверждающих документах в двух экземплярах. При этом справка должна быть оформлена в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 к Положению N 258-П.
Срок представления таких документов и справки - до 15 календарных дней после окончания месяца осуществления экспорта товаров (работ, услуг) либо до 45 календарных дней после окончания месяца осуществления импорта товаров. При этом конкретные сроки представления подтверждающих документов устанавливаются банком.
При осуществлении валютных операций по контракту через счета, открытые в иностранном банке, представляются справка о расчетах через счета за рубежом в двух экземплярах, а также копии банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в справке валютных операций по контракту.
Срок представления вышеуказанных подтверждающих документов - 45 календарных дней, следующих за месяцем осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в иностранном банке.
Если по внешнеторговому контракту предусмотрено зачисление рублей РФ от нерезидента на счет российской организации в банке, в банк представляются два экземпляра справки о поступлении валюты РФ, идентифицирующей по паспортам сделок денежные средства, поступившие за отчетный месяц.
В справке о поступлении рублей РФ указываются код вида валютной операции и дата ее зачисления на счет, данные о сумме платежа (в рублях и в единицах валюты цены контракта), а также номер паспорта сделки.
Справка должна быть заполнена в соответствии с формой, установленной в приложении 2 к Положению N 258-П.
Срок представления вышеуказанной справки - 15 календарных дней, следующих за месяцем осуществления указанных операций по контракту.
Далее банк производит проверку информации, указанной в представляемых справках.
Срок такой проверки не должен превышать 7 рабочих дней, следующих за датой представления справок.
В том случае, если справки оформлены и заполнены правильно, оба их экземпляра подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью.
Один из экземпляров помещается банком в досье паспорта сделки, а второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов возвращаются резиденту не позднее 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк.
Следует учитывать, что помимо вышеперечисленных документов банк наделен правом запросить у резидента и поместить в досье по паспорту сделки и иные документы или их копии.
В некоторых случаях банк возвращает резиденту представленные документы. Это происходит, если:
- представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных Положением N 258-П;
- информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки;
- документы, на основании которых заполнены справки, не представлены, или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.
Срок возврата - 7 рабочих дней, следующих за датой представления документов в банк.
В этом случае организация должна повторно представить те же документы, но заполненные надлежащим образом. При этом документы должны быть представлены в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты их получения от банка.
Положением N 258-П ЦБ РФ разрешил представлять справки не только на бумажных носителях, но и в электронном виде.
Если справки представляются на бумажных носителях, они должны быть надлежаще заверены в порядке, аналогичном заверению паспорта сделки.
А в случае представления резидентом в банк справок в электронном виде между банком и резидентом устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования.
ЗАДАЧА № 7 |
Исходные данные: Актом ревизии, проведенным в школе- интернате территориальным контрольно-ревизионным органом Минфина России, были установлены серьезные нарушения финансовой дисциплины. По распоряжению контролера-ревизора директору школы объявлен выговор, и он был отстранен от должности. Дайте ответы на вопросы, со ссылкой на нормы действующего законодательства: 1. Оцените правомерность действий контролера-ревизора. 2. Каково значение и порядок оформления акта ревизии? |
Действия контроллера-ревизора неправомерны, так как у него нет полномочий приниматьи исполнять решения по результатам проверки. Контроллер-ревизор составляет акт ревизии и представляет его руководителю структурного подразделения территориального органа Росфиннадзора. Решения по результатам проведенной ревизии должны приниматься в соответствии и в порядке, определенным «Административным регламентом исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства российской федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности», утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2007 г. N 75н. Согласно ст. 115 регламента руководителями структурных подразделений территориальных органов Росфиннадзора по каждой проведенной ревизии готовится и направляется руководителю территориального органа доклад о результатах ревизии и материалы ревизии (проверки) в срок до 15 рабочих дней со дня окончания ревизии, либо, при наличии возражений со стороны проверенной организации, в срок до 15 рабочих дней со дня подписания заключения на возражения.
В докладе территориального органа Росфиннадзора в обобщенном виде приводятся сведения о проверенной организации, о проведенных документальных и фактических исследованиях, об основных видах и суммах выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, а также приводятся предложения по принятию мер принуждения за выявленные нарушения, в том числе предложения об информировании соответствующих правоохранительных органов и органов прокуратуры Российской Федерации о выявленных в ходе проведения ревизии правонарушениях в сфере экономики(ст.119 регламента).
На основании доклада территориального органа Росфиннадзора руководитель территориального органа в течение 10 рабочих дней определяет порядок реализации материалов ревизии (ст.120 регламента).
По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, руководитель территориального органа Росфиннадзора применяет меры, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 89н, в рамках административных процедур, предусмотренных настоящим Регламентом(ст.121 регламента).
На основании доклада территориального органа Росфиннадзора и материалов ревизии руководитель территориального органа Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации. Предписание направляется в течение 10 рабочих дней после даты определения руководителем территориального органа Росфиннадзора порядка реализации материалов ревизии.
В случае, когда меры по устранению указанных в акте ревизии нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации могут быть приняты вышестоящей по отношению к проверенной организации организацией, руководитель территориального органа Росфиннадзора направляет предписание в вышестоящую организацию в течение 10 рабочих дней после даты определения руководителем территориального органа Росфиннадзора порядка реализации материалов ревизии (ст.122 регламента).
По результатам ревизии руководитель территориального органа Росфиннадзора выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета.
Предписание или представление подготавливается структурным подразделением центрального аппарата территориального органа Росфиннадзора, ответственным за проведение ревизии, согласовывается с заместителем руководителя территориального органа Росфиннадзора, курирующим данное структурное подразделение, и подписывается руководителем территориального органа Росфиннадзора (ст.124 регламента).
Акт ревизии имеет решающе значение в работе контрольно-ревизионной группы и является документальным закреплением результатов ревизии. По итогам ревизии, указанным в акте принимаются решения, выдаются предписания по устранению нарушений и т.д.
Порядок оформления акта ревизии указан в «Административном регламенте исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства российской федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности», утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 4 сентября 2007 г. N 75н:
акт ревизии составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте ревизии, не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления. Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте ревизии, в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций (ст93).
Акт ревизии состоит из вводной, описательной и заключительной частей (ст. 94).
Вводная часть акта ревизии должна содержать следующие сведения: тема ревизии; дата и место составления акта ревизии; номер и дата удостоверения на проведение ревизии; основание назначения ревизии, в том числе указание на плановый характер, либо проведение по обращению, требованию или поручению соответствующего органа; фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников ревизионной группы;проверяемый период; срок проведения ревизии; сведения о проверенной организации: полное и краткое наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), ОГРН, код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (при наличии); ведомственная принадлежность и наименование вышестоящего органа с указанием адреса и телефона такого органа (при наличии); сведения об учредителях (участниках) (при наличии);имеющиеся лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов (включая счета закрытые на момент ревизии (проверки), но действовавшие в проверяемом периоде) в органах федерального казначейства; фамилии, инициалы и должности лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период; кем и когда проводилась предыдущая ревизии, а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе ее; иные данные, необходимые, по мнению руководителя ревизионной группы, для полной характеристики проверенной организации (ст.95).
Описательная часть акта ревизии должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (ст.96).
Заключительная часть акта ревизии должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии, в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации (ст.97).
При составлении акта ревизии должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения (ст.101).
Результаты ревизии, излагаемые в акте ревизии, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту ревизии. Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе ревизии финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, и печатью проверенной организации (ст.102).
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение (ст. 103).
В акте ревизии не допускаются выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами, указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально ответственными и иными лицами проверенной организации, морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации (ст.104).
Руководитель ревизионной группы устанавливает по согласованию с руководителем организации срок для ознакомления последнего с актом ревизии и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта (ст.108).
При наличии у руководителя организации возражений по акту ревизии он делает об этом отметку перед своей подписью и вместе с подписанным актом представляет руководителю ревизионной группы письменные возражения. Письменные возражения по акту ревизии приобщаются к материалам ревизии (ст.109).
Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту ревизии рассматривает обоснованность этих возражений и дает по ним письменное заключение. Указанное заключение утверждается лицом, назначившим ревизию. Один экземпляр заключения направляется проверенной организации, один экземпляр заключения приобщается к материалам ревизии.
ЗАДАЧА № 17
Исходные данные:
Гражданин Ращупкин участник боевых действий в Афганистане, является работником ООО «Бастион». Ежемесячна оплата труда Ращупкина – 8.200,00 рублей.
У Ращупкина на иждивении имеется дочь 17 лет и сын 14 лет.
У Ращупкина имеется 200 обыкновенных именных акции ОАО «Алаир», по которым он 15 марта получил дивиденды из расчета 450,00 рублей на каждую акцию.
В период с 01.04 по 20.06 Ращупкин находился в служебной командировке в Китае, где ежемесячно получал 800 долларов США. Курс доллара – 34,00 рублей. До выезда в командировку он получил в подотчет на командировочные расходы денежную сумму в размере 250.000,00 руб., за которые он полностью отчитался 25 июня.
Прибыв с Россию, он взял отпуск с 27.06 по 01.09 и уехал по туристической путевки в Турцию с 28.06 по 28 июля.
Дайте письменные ответы, со ссылками на нормы 23 Главы Налогового кодекса РФ: