Сравнительный анализ Российского и зарубежного опыта использования лизинга
Поскольку лизинг является одной из форм инвестиционной деятельности, то общепринятые экономические методы оценки инвестиций применимы при анализе и планировании лизингового процесса. Конечно же, международный лизинг как способ финансирования инвестиций имеет свои особенности. Поэтому специально для организации и проведения лизинга необходимо разрабатывать методики. Темпы прироста российского лизингового рынка в 2013 г. оказались в 8 раз выше темпов прироста общеевропейского рынка. По данным Leaseurope, прирост новых сделок в Европе составил в 2013 г. 7,7% (по данным 28 стран, без учета изменений курсов валют), сумма нового бизнеса достигла 256,6 млрд. евро (в 2011 – 237,5 млрд. евро) (рис.1)[10].
Рис. 1. Темпы прироста российского лизингового рынка в 2007–2013 гг.[11]
Таким образом, в текущем году возможны два сценария. Оптимистичный предполагает нулевой рост железнодорожного сегмента и умеренный рост большинства прочих сегментов рынка (в первую очередь автотранспорта), сопоставимый с 2012 годом. В этом случае мы ожидаем прирост объема новых сделок на уровне 8%. Пессимистичный сценарий (базовый) предполагает дальнейшее сокращение сделок с подвижным составом (в пределах 15%) и слабый рост остальных сегментов рынка. Такой вариант развития событий, на наш взгляд, является более вероятным с учетом замедления экономики, текущей конъюнктуры рынка и высокой чувствительности лизинга к снижению инвестиционной активности. В случае пессимистичного сценария темпы прироста рынка составят около 0%, сумма новых сделок останется около 1,32 трлн. руб.
Новые сделки в сегментах оборудования и автотранспортных средств продемонстрировали рост на 22,6 и 17,5% соответственно. При этом сделки в сегменте недвижимости сократились на 18,5% (в 2012 г. сокращение составило 13%). На российском рынке сегмент лизинга недвижимости вырос за 2012 г. на 50%, сегменты легкового и грузового транспорта выросли в сумме на 82%. Среди европейских стран российский лизинговый рынок занял 5-е место в 2013 г. по объему новых сделок, так же как и в 2012 г. (табл. 1), доля России в общеевропейских контрактах увеличилась на 2,4 п.п. и составила около 7,1%[12].
Таблица 1
Объем лизингового рынка стран Европы в 2012–2013 гг., млн. евро[13]
№ | Страна | 2013, млн евро | 2012,млн евро | Изменение, % |
Германия | 8,76% | |||
Франция | 8,81% | |||
Соединенное Королевство | 6,15% | |||
Италия | -8,03% | |||
Россия | 62,16% | |||
Швеция | 5,71% | |||
Испания | -20,00% | |||
Нидерланды | 19,2% | |||
Швейцария | 17,32% | |||
Польша | 10,62% |
Развитие лизинга в России требует не только обобщения теории и практики, накопленной в различных регионах страны, но и всестороннего анализа форм и методов организации лизинговой деятельности в зарубежных странах и особенно в промышленно развитых. Международный лизинг чаще всего является финансовым лизингом, поэтому в дальнейшем будем говорить о международном финансовом лизинге. Международный финансовый лизинг – это сделка лизинга имущества, предоставляемого в наем с пресечением границ стран – участниц лизинговой сделки, попадающая под таможенное и валютное регулирование, причем хотя бы одна из сторон лизинговой сделки (лизингодатель, лизингополучатель, поставщик или банк, финансирующий сделку) должна быть резидентом другой страны. Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х гг., таким образом, США стали родиной нового бизнеса. В табл. 2 приведены этапы развития мирового лизингового рынка.
Таблица 2
Этапы развития мирового лизингового рынка
Этапы развития мирового лизингового рынка | |
Период | Страны |
Начало 50-х гг. XX в. | CША |
Конец 50-х гг. XX в. | Австралия, Канада, Великобритания |
60-е гг. XX в. | Япония, страны Западной Европы |
70-80-е гг. XX в. | Наиболее динамично развивающиеся страны Азии и Латинской Америки |
Конец 80-х – настоящее время | Страны Восточной Европы, страны СНГ, наименее развитые страны Азии и Африки |
На 2013 г. современный мировой рынок лизинговых услуг охватывает более 80 стран, в основном развитых и развивающихся. Масштабы лизинговых операций могут быть охарактеризованы несколькими показателями, главными из которых являются объем инвестиций в оборудование, сдаваемое в лизинг и его балансовая стоимость. На рис. 2 представлена страновая структура международного лизингового бизнеса на начало 2012 г. и начало 2013 г.
Рис. 2 Страновая структура международного лизингового бизнеса на начало 2012 г. и начало 2013 г.
Из рисунка видно, что лизинговый рынок сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западная Европа и Азии, на долю которых приходится большая часть объема лизинговых сделок в мире - примерно 94% (на начало 2012 г.) и 89% (на начало 2013 г.), в том числе доля США, Японии, Великобритании и Германии превышает 70%[14]. Однако следует отметить, что отраслевая структура лизинговых операций варьируется в зависимости от конкретного региона, поскольку у каждого из сложившихся на сегодня региональных рынков лизинговых услуг имеются некоторые специфические особенности, в т. ч. и в лизинговом законодательстве. Так, например, в Европе широко используется лизинг транспортных средств. Причем как для производственных целей, так и в личное пользование. По данным издания «Европейский лизинг», до 50% общего объема закупок имущества на европейском рынке лизинговых услуг приходится на автомобили. Прирост лизинга автомобилей в Западной Европе объясняется тем, что автомобильные компании вынуждены искать пути реализации своей продукции именно через этот механизм как наиболее эффективный. Остальное приходится на лизинг производственного оборудования, морских судов, самолетов, компьютеров и другие объекты[15].
В результате проведенного анализа следует отметить, что мировой рынок лизинговых услуг неоднороден и включает множество сегментов, различающихся по формам лизинга, типу оборудования и странам. Изучение его конъюнктуры базируется на анализе спроса-предложения на арендуемое оборудование с учетом ею цены и качества сопутствующих услуг. Помимо мировых тенденций интеграции и глобализации экономики, влияющих на конъюнктуру товарных рынков машин и оборудования, действует ряд специфических факторов, свойственных рынку лизинговых услуг. Среди них:
Спрос и предложение лизинговых услуг, цена, качество обслуживания арендуемого оборудования.
Политика крупнейших лизинговых компаний и контролирующих их банков.
Положение в кредитно-финансовой сфере.
Законодательство, регулирующее лизинговый рынок, в частности ограничивающее деятельность иностранных лизингодателей. По нашему мнению, международный лизинг получил бурное развитие в последние десятилетия благодаря использованию техники построения операций на налоговой основе и с привлечением дополнительных источников финансирования. Это подталкивает инвесторов и производителей обратить внимание на страны, где их права менее ограничены, более защищены и привлекательны для осуществления лизинговых операций.