Контроль как функция управления. Классификация видов контроля. Предмет и метод контроля
Сущность, роль и значение контроля и ревизии в условиях рыночной экономики.
Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.
Контрольв переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.
Контроль, являясь одной из функций управления, представляет собой контрольную деятельность уполномоченных на то структур по выполнению экономическими субъектами своих хозяйственных функций и соблюдению финансовой дисциплины, выявлению возникших отклонений по центрам ответственности, причинам и виновникам, а также устранению неблагоприятных ситуаций и доведению о них соответствующим органам.
В научной литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля.
Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям.
Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению цели.
Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.
Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.
Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Контроль играет значительную роль в технологии управленческого процесса. При этом он выполняет четыре функции: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную.
Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.
Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван, не только выявит недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.
Мобилизующаяфункция контроля заставляет экономические субъекты обеспечивать рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов.
Воспитательная функцияспособствует появлению у работников организации неукоснительного соблюдения законности и четкого выполнения своих обязанностей. Таким образом, соблюдается дисциплина, воспитывается сознательное отношение к труду и собственности организации.
Перед контролем стоят следующие основные задачи:
- укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;
- обеспечение сохранности и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении экономического субъекта;
- выявление и использование резервов роста и эффективности производства;
- выявление путей совершенствования работы экономического субъекта
Контроль как функция управления. Классификация видов контроля. Предмет и метод контроля.
Контроль — это функция процесса управления, его важнейшая часть, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления (планирование производства и нормирование; организацию производства; реализацию продукции (работ, услуг); учет и анализ) и, с одной стороны, зависит от них, с другой же — предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля необходимо учитывать факторы, предопределяющие эффективность проведения этой управленческой функции. К таким факторам относятся:
- организационные — объекты контроля (что должно контролироваться), субъекты контроля (кто контролирует), место контрольной функции в организационной структуре управления (кому подчиняется, права, ответственность, полномочия);
- масштабы контроля — количество и точность контролируемых параметров, частота и скорость проведения контроля;
- контрольная информация — объем, частота, точность и своевременность необходимой для контроля информации;
- затраты на контроль — средства, связанные с организацией контрольной функции и ее информационным обеспечением.
Ответственная роль данной функции раскрывается при рассмотрении ее как процесса, состоящего из четырех этапов.
Установление Измерение пока- Сравнение стан- Оценка результа-
стандартов, норм, зателей деятель- дартов, норм, пла- тов и корректи-
плановых заданий ности нов с показателями ровка действий
или стандартов
Рис. - Этапы процесса контроля
На первом этапе устанавливаются параметры организации, по сравнению с которыми будут оцениваться ее деятельность и направления дальнейшего движения. В специальной литературе они рассматриваются как стандарты, нормы и планы или, обобщенно, как конкретные цели, динамика которых поддается измерению.
На втором этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации. Основное условие качественного выполнения этого элемента процесса — выбор таких показателей, которые реально отражают движение организации по пути достижения поставленных перед ней целей.
На третьем этапе осуществляется сравнение фактически достигнутых данных с запланированными, что дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону, выявить факторы и условия и перейти к следующему, последнему, этапу контроля.
На четвертом этапе производится окончательная оценка полученных результатов и предпринимаются действия по корректировке. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов:
- положительные, когда фактические параметры лучше запланированных;
- отрицательные, когда фактические данные оказались хуже запланированных.
- нейтральные, когда организация функционирует в соответствии с планом и никаких корректировочных действий не нужно.