Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования
Введение
Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
Теоретические основы реализации денежно-кредитной политики государства.
Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории
изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние
экономики в целом.
Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том
числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического
значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и
Северной Америки не поразил разрушительный кризис.
Представления о денежно-кредитном регулировании экономики
различными экономическими школами:
Неоклассическая школа
Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX —
начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и
саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость
широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы,
а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения
реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.
Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у
общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами,
производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами,
изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты
этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег
имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от
воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в
экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.
Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в
модернизацию которой внес видный представитель математической школы И.
Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно
математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М — количество денег
в обращении. V— скорость обращения денег, Р — уровень цены. Q — уровень
реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует
предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.
Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального
количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня
цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и
призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном
государственном бюджете, не допуская его дефицита.
Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение
основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала
возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной
экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег
и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась
неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с
безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств
стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в
ортодоксальную неоклассическую доктрину.
Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования
Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного
государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кей-нса
"Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел
настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды
экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.
Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная
экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние
равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором
фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и
значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.
В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго
может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы,
поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует
механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость
и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.
Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной
занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что
правительство может воздействовать на состояние экономической активности,
используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для
изменения совокупного спроса.
В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится
инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта
мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди
важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс
выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки
получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост
процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень
планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и
занятость.
Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом:
рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к
росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал
влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством
которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот
почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и
предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной
составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения
процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию
спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги —
один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть
активов в форме денег определяется так называемым предпочтением
ликвидности.
Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных
величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что
считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый
элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения,
т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает
трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных
расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость
иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности.
Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше
номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди
вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных
средств.
Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на
деньги второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-
продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено
тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют,
какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также
в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных
бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как
изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.
Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то,
когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более
того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в
будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по
более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект,
инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги,
вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать.
Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что
приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей
ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности,
отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные
бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.
Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную
связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.
Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим
образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального
дохода и номинальной процентной ставки.
Предложение денег в экономике определяется политикой Центрального
банка и постоянно в краткосрочном периоде.
Используя методы денежно-кредитной политики, государство может
оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень
инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.
Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-
налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.
Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором
увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода.
Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно
проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.
"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на
достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону
увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их
инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная
ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь
прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на
руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не
изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм
самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной
системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при
подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для
частных инвестиций.
Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того,
что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках
времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя
рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику
объема производства, занятости и цен.
И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике
негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных
величинах заработной платы.
Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика
правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из
теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях
депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию
экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры
государственных расходов он считал более эффективными способами
стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к
провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом
ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную
политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.
Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную
политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике:
сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней
отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия
бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима
для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять
инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту
процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного
инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении
государственных расходов.