Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

Введение

Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Деньги существуют на протяжении тысячелетий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

Теоретические основы реализации денежно-кредитной политики государства.

Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории

изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние

экономики в целом.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том

числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического

значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и

Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

Представления о денежно-кредитном регулировании экономики

различными экономическими школами:

Неоклассическая школа

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX —

начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и

саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость

широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы,

а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения

реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у

общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами,

производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами,

изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты

этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег

имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от

воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в

экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.

Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в

модернизацию которой внес видный представитель математической школы И.

Фишер (1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно

математическое уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М — количество денег

в обращении. V— скорость обращения денег, Р — уровень цены. Q — уровень

реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует

предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального

количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня

цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и

призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном

государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение

основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала

возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной

экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег

и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась

неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с

безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств

стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в

ортодоксальную неоклассическую доктрину.

Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного

государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кей-нса

"Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел

настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды

экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная

экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние

равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором

фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и

значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго

может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы,

поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует

механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость

и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной

занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что

правительство может воздействовать на состояние экономической активности,

используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для

изменения совокупного спроса.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится

инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта

мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди

важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс

выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки

получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост

процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень

планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и

занятость.

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом:

рост денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к

росту инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал

влияние процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством

которого условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот

почему анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и

предложения денег устанавливается процентная ставка, является важной

составной частью кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения

процентной ставки, Дж. Кейнс отверг классическую количественную теорию

спроса на деньги и представил свою точку зрения, согласно которой деньги —

один из видов богатства, а желание хозяйствующих субъектов хранить часть

активов в форме денег определяется так называемым предпочтением

ликвидности.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных

величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что

считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый

элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения,

т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает

трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных

расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость

иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности.

Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше

номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди

вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных

средств.

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на

деньги второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-

продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено

тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют,

какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также

в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных

бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как

изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.

Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то,

когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более

того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в

будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по

более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект,

инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги,

вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать.

Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что

приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей

ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности,

отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные

бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.

Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную

связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим

образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального

дохода и номинальной процентной ставки.

Предложение денег в экономике определяется политикой Центрального

банка и постоянно в краткосрочном периоде.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может

оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень

инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-

налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором

увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода.

Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно

проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на

достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону

увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их

инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная

ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь

прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на

руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не

изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм

самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной

системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при

подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для

частных инвестиций.

Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того,

что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках

времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя

рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику

объема производства, занятости и цен.

И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике

негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных

величинах заработной платы.

Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика

правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из

теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях

депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию

экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры

государственных расходов он считал более эффективными способами

стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к

провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом

ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную

политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную

политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике:

сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней

отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия

бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима

для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять

инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту

процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного

инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении

государственных расходов.

Наши рекомендации