Организация контроля во франции
Счетная палата Франции создана в соответствии со статьей 47 Конституции Республики Франция от 4 октября 1958 г. Конституция определяет, что Счетная палата Франции помогает парламенту и правительству в проверке должного исполнения национального бюджета, оставаясь при этом независимой от парламента и правительства.
Законом о счетной палате от 1967 г. определено, что Счетная палата Франции, не ущемляя установленные законом права и свободы коммун, департаментов, регионов и региональных счетных палат, дает оценку отчетности государственных бухгалтеров; принимает решение по ходатайству бухгалтера, региональных органов или учреждений публичного права, представителя правительства при региональной счетной палате или обер-прокурора при счетной палате об апелляциях по поводу решений региональных счетных палат; оказывает поддержку парламенту и правительству при контроле исполнения государственных законов.
Счетная палата проводит проверки на местах, на основе документов и счетов судит о правильности отраженных в счетах государства доходов и расходов и убеждается в экономном и целесообразном использовании бюджетных средств и имущественных ценностей, которыми управляют государственные и прочие публично-правовые организации.
Счетная палата осуществляет проверку счетов и эффективности хозяйствования в государственных организациях, проверяет учреждения социального страхования, а также может проверять в соответствии с определенными декретом положениями организации, которые получают средства от государства или другого подлежащего проверке счетной палатой юридического лица публичного права.
В состав счетной палаты входят президент счетной палаты, председатели палат, советы, советники и ревизоры.
Члены счетной палаты имеют статус судей. Их нельзя сместить с их поста.
Чиновники внутриведомственного контроля министерств, которые осуществляют надзор за государственными организациями, а также лица, имеющие право надзора или руководства в государственных организациях, могут быть вызваны чрезвычайными советниками, чтобы оказать счетной палате поддержку при выполнении ею установленных законом задач. Упомянутые лица не могут заниматься никакой судебной деятельностью.
Обер-прокурор выступает в роли представителя интересов государства при счетной палате и осуществляет надзор за прокурорами в региональных счетных палатах.
Президент Счетной палаты Франции, председатели палат и советы назначаются декретом Совета министров. Прочие чиновники Счетной палаты Франции в ранге судей назначаются декретом Президента Республики Франция. Обер-прокурор Счетной палаты Франции назначается декретом Совета министров.
Чрезвычайные советники, число которых не может превышать десяти, назначаются декретом президента счетной палаты сроком на четыре года. Продолжение срока службы недопустимо.
Государственные бухгалтеры должны, если они не подлежат контролю со стороны региональных счетных палат, представлять свои счета в рамках предписанных счетной палатой сроков, а счетная палата дает им предварительную и окончательную оценки.
Однако вынесение решения о счетах определенных национальных государственных организаций может быть решением президента счетной палаты после заслушивания обер-прокурора счетной палаты и президентов соответствующих региональных счетных палат передано на рассмотрение региональных счетных палат.
Счетная палата выносит решение о счетах, представленных лицами, которых счетная палата объявила фактически ведущими счета. Полномочия счетной палаты действительны по отношению к данному лицу лишь в объеме предоставленных ею полномочий.
Счетная палата может налагать на лица, ведущие счета, денежные штрафы, если они несвоевременно представляют отчеты или с опозданием следуют указаниям, которые счетная палата дала при вынесении решения по счетам.
Кроме того, на лица, фактически ведущие счета, могут налагаться денежные штрафы, если они вмешиваются в сферу компетенции государственных бухгалтеров.
Счетная палата осуществляет проверку счетов, а также руководителя или управляющего государственных организаций, национальных организаций, национальных обществ, обществ со смешанным капиталом или акционерных обществ с преобладающим государственным участием.
Учитывая полномочия региональных счетных палат, Счетная палата Франции может проводить проверки счетов, бюджета и ведения хозяйственной деятельности следующих субъектов:
· государственных служб и учреждений, независимо от их правовой формы, которые ведут хозяйственную деятельность;
· дочерних организаций упомянутых выше учреждений, если эти учреждения по отдельности или совместно с государством имеют более 50%капитала в дочерних организациях или больше половины голосов в органах управления или надзора;
· юридических лиц, в деятельности которых государство или уже подлежащие проверке со стороны счетной палаты организации непосредственно или опосредованно, по отдельности или совместно принимают участие с долей капитала, позволяющей осуществлять влияние на принятие решений или на руководство.
Проверкам счетной палаты подлежат все юридические лица частного права, а также все организации, наделенные финансовой автономией, которые полностью или частично выполняют задачи, основывающиеся на обязательных для исполнения предписаниях:
· видах страхования по болезни, материнству, возрасту, инвалидности, смерти от несчастных случаев на производстве и профессиональных болезней;
· социальных пособиях семьям.
Объединения и союзы вышеназванных организаций подлежат проверке в той же мере.
Счетная палата уполномочена затребовать любые документы, связанные с ведением бюджета и хозяйственной деятельности организаций, подлежащих проверке со стороны счетной палаты.
В связи с проверками, которые проводятся ревизорами, чрезвычайными советниками, руководством счетной палаты в рамках их служебных полномочий, сотрудники финансового управления и аудиторы, проверяющие годовую отчетность организаций, подлежащих проверке счетной палаты, освобождаются от обязанности сохранять тайну, если указанные чиновники счетной палаты требуют от них информацию.
Для сбора такой информации чиновники счетной палаты могут пользоваться законодательно закрепленным за сотрудниками финансового управления правом просматривать документы.
Чиновники, чрезвычайные советники и руководители счетной палаты могут требовать от аудиторов предоставления всей информации о проверенных ими организациях (в частности, они могут потребовать передачи им всей документации, которая составляется согласно законодательству).
В отношении установленных законом полномочий как чрезвычайные советники, так и ревизоры, имеющие статус судей, обязаны сохранять служебную тайну.
Если проверки требуют специальных знаний, то счетная палата может привлекать экспертов – эта обязанность возложена на президента счетной палаты. Если речь идет о государственных служащих, счетная палата уведомляет руководство их учреждения. Эксперты выполняют поручение в сотрудничестве с чиновником, имя которого названо в письме президента счетной палаты, где указано поручение и обозначены полномочия эксперта на получение информации в рамках проверки. Эксперт информирует соответствующего чиновника счетной палаты о ходе осуществляемых им ревизионных мероприятий. Эксперты обязаны сохранять тайну.
Все представители, чиновники и служащие проверяемых учреждений, все представители и чиновники государства, все управляющие государственными средствами, все руководящие работники государственных организаций и члены наблюдательных советов и ревизионных органов, чье заслушивание счетная палата считает необходимым, обязаны последовать вызову счетной палаты. Счетная палата должна принять соответствующие меры для сохранения во время своих проверок служебной, профессиональной или коммерческой тайны.
Прежде чем принимать решение, подготавливать отчеты и делать замечания, счетная палата должна дать возможность проверяемой организации по ее просьбе высказать свою точку зрения.
На лица, которые мешают каким-либо образом чиновникам, чрезвычайным советникам и руководству счетной палаты проводить проверки в рамках полномочий, предоставляемых им законом, налагается штраф в размере 100 тыс. франков. Обер-прокурор счетной палаты может в этой связи подать жалобу соответствующей палате счетной палаты.
По проектам законов, удостоверяющих правильность исполнения бюджета, счетная палата готовит сообщение. Данное сообщение она может направить парламенту и приложить справку о том, что отдельные счета государственных бухгалтеров соответствуют общей государственной отчетности. Президент счетной палаты может уведомить парламентский комитет по финансам о выводах и замечаниях счетной палаты.
Счетная палата также проводит в организациях, подлежащих ее контролю, проверки, порученные счетной палате парламентским комитетом по финансам.
Счетная палата подготавливает ежегодное сообщение президенту республики и распространяет этот отчет с замечаниями и выводами по результатам проведенных проверок в парламенте.
Данный отчет, к которому прилагаются отзывы министров и представителей территориальных образований, а также проверяемых учреждений, объединений и организаций, публикуется в государственном информационном бюллетене. За отзыв проверяемого учреждения несет ответственность исключительно составитель данного документа. Сроки подачи отзывов в счетную палату и условия, на которых они прилагаются к отчету счетной палаты, определяются нормативными актами государственного совета.
Ежегодный отчет счетной палаты касается проверок как учреждений и организаций, непосредственно подлежащих проверке счетной палатой, так и организаций, учреждений и объединений, которые подлежат проверкам региональных счетных палат.
Замечания и предложения по улучшению и реформам в отношении организаций в рамках определенного законодательством срока счетная палата доводит до соответствующих министерств или административных органов.
После проведения проверки государственных организаций счетная палата делает сообщение соответствующему министру, в частности, о заключительных счетах, деловой активности, руководстве и прибыли предприятия. Особое внимание обращает счетная палата на правильность, экономическую эффективность деятельности и соответствие отчетности нормам, а также делает предложения по устранению недостатков. Таким же образом счетная палата делает отдельное сообщение о проверках правильности и экономической эффективности учреждений и организаций.
Характерными особенностями деятельности Счетной палаты Франции последних лет является расширение функций финансового контроля по оценке эффективности использования бюджетных средств, действий управленческих структур с точки зрения эффективности их работы.