Жизненный цикл изделия, техники и технологии
Жизненный цикл системы -предсказуемые изменения состояний с определенной последовательностью в течение времени.
Концепция жизненного цикла продукта была опубликована в 1965 г. Т. Левиттом. Изучение закономерностей жизненного цикла товаров позволяет прогнозировать развитие организаций.
Концепция жизненного цикла систем отражает действие законов циклического развития и убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем.
По завершении нормативного срока службы или в силу каких-либо других причин функционирующая система ликвидируется (полностью или частично) и заменяется более результативной — переходит на новую S-образную кривую.
Жизненный цикл разбивается на стадии, фазы, этапы и т.п. Пока нет единой классификации такого разделения, поэтому примем следующую: рождение, развитие, зрелость, старение.
Рис. 3.2. Изменение прибыли за время жизненного
цикла системы
Неоднозначность выделения этапов, стадий или фаз жизненного цикла обусловлена многообразием самих систем, множественностью их целевого назначения, способов производства и т.д.
Кривая жизненного цикла во многом напоминает S-образную кривую, так как обе кривые отражают действие закона убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем. Но есть между ними и принципиальное отличие. В качестве результата на S-образной кривой берется какой-либо технологический (производственный) параметр, характеризующий предельные значения показателя развития системы, например объем производства продукции и т.п.
Приведем характеристики принятых стадий жизненного цикла развития систем.
На стадии рожденияосновная задача – закрепиться на рынке, найти покупателей на предлагаемые товары. Как правило, расходы при этом превышают расходы, выручка еще не велика, чистый денежный поток отрицателен. Основными целевыми показателями является объем продаж при обязательном контроле за расходованием денежных средств. Для таких организаций показатели платежеспособности становятся важнейшими контролируемыми показателями.
Стадия роста или развития характеризуется значительным увеличением объема продаж. При этом помимо непосредственно количественного роста объемов происходят качественные изменения, связанные с совершенствованием взаимоотношений с клиентами, развитием сервиса, расширением структуры бизнеса.
Рост выручки требует постоянных инвестиций в основной и оборотный капитал, это неизбежно приводит к росту потребности в дополнительных источниках финансирования, т.е. до сих пор сохраняется угроза платежеспособности организации. Поэтому основная задача анализа на данном этапе – обосновать такие темпы роста объема продаж, которые позволяют поддерживать платежеспособность.
Стадия стабилизации (зрелости) характеризуется снижением темпов роста продаж, и для получения прибыли необходим опережающий рост доходов над расходами. Обычно это достигается за счет того, что бизнесс-процессы компании к этому времени в значительной степени разработаны и формализованы. Величина чистого денежного потока от текущей деятельности на данной стадии в значительной степени зависит от политики управления оборотным капиталом. Его отрицательная величина делает необходимым принятие соответствующих мер, предполагающих прежде всего детальный анализ операционного и финансового цикла, совершенствование на этой основе политики управления запасами, анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
В качестве целевых на данной стадии в зависимости от выбранной стратегии развития могут быть рассмотрены показатели эффективности бизнеса: традиционные показатели рентабельности вложения капитала, показатели создания стоимости или их комбинация.
Целевая задача роста эффективности на данной стадии может сделать необходимым уточнение политики управления платежеспособностью. Следует помнить, что не только недостаток, но и избыток денежных средств может представлять проблему. Во втором случае это связано со снижением оборачиваемости, а следовательно рентабельности и в целом эффективности бизнеса. Поэтому положительный денежный поток от текущей деятельности необходимо рассматривать как источник финансирования новых инвестиций. Это позволит задержать наступление стадии спада.
Стадия спада или старения. Если руководство компании не вышло на новые рынки и перспективные направления развития, то за стадией стабилизации последует этап старения бизнеса. Он характеризуется снижением объема продаж, чистого денежного потока, ограниченностью доступных ресурсов, падением эффективности. Целевые показатели на данной стадии напрямую зависят от стратегического решения о дальнейшем развитии или ликвидации (продаже) бизнеса.
Очевидно, что обязательное прохождение компанией всех перечисленных стадий весьма условно. Нередко после этапа формирования, если компания не смогла завоевать свою рыночную нишу, наступает стадия ухода с рынка. Другая распространенная ситуация – стабильно работающая компания открывает новые перспективные направления и переходит в стадию интенсивного роста.
Обобщающая характеристика этапов жизненного цикла экономических систем, включающую в себя такие показатели как главные финансовые цели, приоритетные задачи анализа и контролируемые показатели представлены в таблице: