Эволюция рынка государственных обязательств в России
ервые российские государственные займы появились в XVII веке, однако широкое применение получили только в середине XVIII века, при императрице Екатерине II. Она осуществляла заимствования за рубежом; первый внутренний заем был проведен во время царствования императора Александра I. Именно в это время (1809 г.) была впервые создана правовая база государственных заимствований в России и появились первые работы по управлению государственным долгом — в частности, М. Сперанского.
В XIX — начале XX веков хронический дефицит бюджета России покрывался, главным образом, займами — как внутренними, так и внешними. Правительство, однако, стремилось проводить максимально эффективную политику управления государственными заимствованиями. Для достижения этой цели бюджет был разделен на обыкновенный и чрезвычайный. Чрезвычайный бюджет был засекречен. Доходную часть чрезвычайного бюджета составляли средства, полученные от займов, а расходную — военные расходы (которые в России традиционно очень велики) и расходы на строительство железных дорог.
Такое разделение бюджетов несколько упрощало управление государственным долгом, так как правительство имело возможность показывать профицитный бюджет, а это существенно облегчало получение новых кредитов по низкой процентной ставке. По большей частигосударственных долгов России процентная ставка составляла 4% годовых; сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей (более 2/3 всего рынка). В результате проведения ответственной политики по управлению государственным долгом Россия имела репутацию надежного заемщика на мировом рынке капиталов. Поддержание этой репутации было одной из важнейших задач правительства, в рамках этой политики в 1906 году в Основной Закон была введена статья № 114, согласно которой при обсуждении государственного бюджета не подлежали сокращению расходы на платежи по государственным долгам и иным обязательствам, принятым на государством на себя.
Активное использование заемных средств в этот период имело как позитивное, так и негативное влияние на экономику страны. С одной стороны, такие меры позволили активно развивать железнодорожное строительство и привлекать дешевые кредитные ресурсы на мировом рынке капитала для финансирования дефицита бюджета, не прибегая к эмиссии. С другой стороны, возникла достаточно высокая степень зависимости политики страны от иностранных кредиторов, ухудшилась структура правительственных расходов, значительная часть бюджетных средств уходила на обслуживание государственного долга.
Государственный долг России с учетом гарантированных правительством железнодорожных и ипотечных займов накануне Октябрьской революции составлял 41,6 млрд. рублей, в том числе внешний 14,86 млрд. По размеру внешнего долга Россия занимала первое место в мире1.
После октябрьской революции 1917 года государственная задолженность была аннулирована декретом президиума ВЦИК от 21.01.1918 г.1. Эта мера негативно сказалась на доступе Советской России на мировой кредитный рынок, однако институт государственного долга сохранился. Первый государственный заем, проведенный правительством Советской России — хлебный заем 1922 года.
Советское правительство нуждалось в финансовых ресурсах, и, поскольку мировой кредитный рынок был закрыт для страны, основные усилия по развитию механизма государственных заимствований были перенесены на внутренний рынок. Для достижения успеха были предприняты шаги по выпуску привлекательных для населения займов. Цель была достигнута путем продажи облигаций ниже номинала и высоких процентных доходов, выплачиваемых инвесторам. Интерес к этим займам был достаточно велик, но расходы по их обслуживанию довольно высоки. Например, 5%—ный заем 1925 года обеспечивал доход 28% годовых^ Такое управление государственным долгом привело к росту государственной задолженности; она увеличилась с |2,5 млн. руб. на 01.10.1922 г. до 662 млн. руб. на .01.10.1925 г.З
В конце 20—х годов правительство, учитывая необходимость получения средств на рефинансирование накопленной задолженности, проведение политики индустриализации и недостаточный доступ на внешний рынок капиталов, расширило внутренние заимствования. К этому времени оно отошло от принципов рыночного управления государственным долгом, доходность займов резко снизилась. К 1930 году ликвидируются фондовые биржи, а новые займы размещаются среди населения уже в принудительном порядке.
* В 1986 г. руководители СССР и Великобритании заключили договор, по которому в обмен на «личное» золото Николая II (5,5 т), хранившееся в Англии, СССР выплатит компенсацию мелким держателям облигаций «русских займов» (10% от номинала или 90 долларов за штуку). В ноябре 1996 г. в Париже был.подписан «Меморандум о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством Французской республики относительно окончательного урегулирования взаимных требований между Россией и Францией, возникших до 9 мая 1945 г.». В соответствии с этим меморандумом Россия обязалась погасить дореволюционные долги в сумме 400 млн. долларов (независимо от номинала держатели российских бумаг получат по 100 долларов за штуку). Окончательное урегулирование проблемы царских долгов еще далеко от решения. ^айхадаева О. Д. Внутренний государственный долг России и роль ценных бумаг в его формировании.128
В области управления государственным долгом стали преобладать административные меры, государством был проведен ряд принудительных мер, ухудшивших положение кредиторов. В дальнейшем при размещении государственных займов приоритет отдавался государственным интересам, интересы населения не учитывались, размещение займов проходило в командно—административном порядке. 19 апреля 1957 года органами государственной власти в одностороннем порядке было принято решение об отсрочке начала выплат по облигациям до 1977 года, т.е. на 20 лет, что еще более подорвало доверие населения к правительству.
Официальная статистика СССР того времени информировала о профицитном бюджете; но данные о государственном долге и накопленных бюджетных дефицитах не сообщались.
Учитывая низкий уровень жизни населения, понятно, что мотивация последнего при накоплении сбережений — почти исключительно потребительские цели. Таким образом, очевидно, что лишь незначительная часть средств населения могла быть добровольно предоставлена государству в качестве инвестиционных ресурсов, что и обусловило стремление властей к скрытому принудительному изъятию этих ресурсов.
В 1980—х годах были предприняты новые попытки размещения государственных займов. В рамках этих попыток был выпущен 3%— ный внутренний заем. В 1990 году Министерство финансов попыталось вновь привлечь средства внутренних инвесторов для финансирования дефицита государственного бюджета и выпустило облигации 5%—ного займа для предприятий и казначейские обязательства для населения. Эта попытка не имела успеха, поскольку условия
[выпуска не учитывали реальной экономической ситуации в стране. Из всей суммы займа в 74 млрд. руб. было продано бумаг на 59,8 млрд. руб., причем основную часть бумаг (на сумму 49,1 млрд. руб.) был вынужден купить Государственный банк СССР1. Попытка придать государственному долгу цивилизованную форму посредством выпуска облигаций в 1991 году оказалась неудачной по причине недостаточно высокой доходности этих бумаг, высокой инфляции и общего недоверия населения к государству и его финансовой политике. Вместе с тем, в процессе попытки реализации этого
' займа впервые в России были применены технологии безбумажного выпуска облигаций, аукционного сбора заявок. Не принесли успехов в тот период и другие выпуски государственных ценных бумаг, так как предложенные условия не были привлекательны.
Для финансирования расходов правительство активно задействовало кредиты Государственного банка СССР. Как правило, эти кредиты выделялись бесплатно и безвозвратно. Практически, в данном случае осуществлялась скрытая эмиссия под видом государственного долга. Также на государственные нужды были израсходованы средства населения в Сбербанке и Госстрахе СССР, которые привлекались путем займов у соответствующих учреждений, а сами владельцы не были информированы о таком их использовании. Займы у Сбербанка и Госстраха СССР на 1 июля 1991 г. составили 207,2 млрд. руб. Эти займы были сделаны через Государственный банк и отражены в его балансе.1
Открытые данные по величине внутреннего государственного долга СССР появились только с 1985 года, эти данные приведены в таблице 3.2.1. Из таблицы видно, что размер государственного внутреннего долга увеличился более чем в 3 раза за пять лет.
Таблица 3.2.1
Размер государственного внутреннего долга РФ в 1985-1990 гг.2
Государственный внутренний долг | 1985 г. | 1986 г. | 1987 г. | 1988 г. | 1989 г. | 1990 г. |
в млрд. руб. | 141,6 | 161,7 | 219,6 | 311,8 | 398,6 | 566,1 |
в % от ВНП | 18,2 | 20,3 | 26,6 | 35,5 | 43,1 | 56,6 |
В качестве правопреемника СССР Россия приняла на себя и обязательства по его долгам (к началу 1992 года внутренний долг достиг размера в 1050 млрд. руб.3, а внешний долг СССР оценивался в 96,6 млрд. долларов США4. Решение проблемы внешнего долга заключалось в выплате западным кредиторам во второй половине 90-х годов ежегодно 15-18 млрд. долларов, однако, учитывая реальное положение дел в экономике страны, такой путь был невыполним. Долговое бремя усугубилось проблемой нехватки финансовых ресурсов для финансирования расходов государства, что обусловило необходимость поиска скорейшего решения этого' блока проблем.
Если проблему внутреннего государственного долга удалось отчасти решить путем инфляции и обесценения сбережений населения, то при решении проблем внешнего долга Российская Федерация столкнулась с необходимостью его рефинансирования и поиска компромисса с кредиторами. В 1995 году под давлением кредиторов и МВФ, членом которого Россия стала в июне 1992 года, она отказалась от практики финансирования дефицита государственного бюджета посредством кредитов Центрального банка и перешла к заимствованиям посредством рынка ценных бумаг. При этом ориентиром для Правительства РФ служил опыт промышленно развитых стран, который целесообразно изучить подробнее.