Налоги уплачиваемые в бюджет корпорациями из дохода
Каждая коммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на территории РК, обязана оплачивать налоги, главным из которых становится налог на прибыль. За его основу (налоговая база) берется денежное выражение прибыли, в отношении которого действует ставка в 20%. Из них 2% идет в федеральный бюджет, а 18% — в бюджет соответствующего субъекта (субъект вправе снижать налоговую ставку до 13,5%). Источниками уплаты налога в данном случае может выступать как непосредственно доход организации-налогоплательщика, так и её капитал.
Налоги с организаций:
. Налоги и платежи, включаемые в цену и уплачиваемые из выручки от реализации:
НДС (Налог на добавленную стоимость). Налогооблагаемая база - выручка от реализации (оборот по реализации), основные ставки: 20 %, 10 %, 0 %. Делится между республиканским и местным бюджетом. Механизм расчета представлен в формуле 26.
Выручка * % НДС
НДС= ------------------------- (26)
100% + % НДС
А (Акциз). Облагаются только подакцизные товары. Список подакцизных товаров ежегодно пересматривается и утверждается Правительством Республики Беларусь. Ставки акциза могут быть адвалорными (в процентах от налогооблагаемой базы, тогда Налогооблагаемая база = Выручка - НДС), или тарифными, связанными с физическими характеристиками налогооблагаемого товара. Налог в основном направляется в республиканский бюджет (по некоторым товарам - в местные бюджеты).
. Налоги и платежи, включаемые в себестоимость.
ФСЗН (Отчисления в фонд соцзащиты населения). Основная ставка 34 % от фонда оплаты труда (ФОТ - это налогооблагаемая база).
ЗН (Земельный налог). Налогооблагаемая база - площадь земельного участка. В соответствии с кадастровой оценкой организация получает информацию о стоимости 1 гектара земельного участка, на котором оно располагается. Налог рассчитывается как произведение площади участка на тариф в соответствии с кадастровой оценкой. Налог направляется в местные бюджеты.
НН (Налог на недвижимость). Налогооблагаемая база - остаточная стоимость основных средств организации. Основная ставка 1 % от пассивной части основных средств (местными бюджетами может изменяться в пределах до 2 %). Направляется в местные бюджеты.
ЭН (Экологический налог). Это комплексный налог, включающий в основном:
платежи за использование природных ресурсов;
плату за выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Особенность налога в том, что для каждой организации установлен лимит добычи природных ресурсов и лимит выброса вредных веществ конкретного вида. В пределах лимита организации установлена ставка налога за единицу добычи или выброса. Если организацией лимит превышен, тогда ставка налога резко увеличивается (по существующему Положению: по добыче - в 10 раз, а по выбросам - в 15 раз). Организация не имеет права включать сумму превышения в себестоимость, а платит из прибыли, остающейся в распоряжении. Экологический налог служит основным источником пополнения республиканского целевого бюджетного фонда охраны природы.
ИФ (Отчисления в инновационные фонды). Ставка 0,25% от себестоимости продукции прошлого месяца (для некоторых министерств установлены повышенные ставки).
Кроме указанных налогов и сборов, организация может включать в себестоимость:
плату за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница РФ;
плату за проезд по автомобильным дорогам общего пользования большегрузных и крупногабаритных транспортных средств (два последних платежа направляются в дорожный фонд).
. Третьей группой налогов являются налоги из прибыли. В этой группе на сегодняшний день есть один налог - НП (Налог на прибыль). Налогооблагаемая база = прибыль отчётного периода минус прибыль льготируемая. Ставка - 18 %, делится между республиканским и местным бюджетом.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической оснащенности. К сожалению, система исчисления налога ориентирована в основном на фискальный эффект. Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Система подоходного обложения распространятся также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности. Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже. В составе налогов взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.