Улучшение использования ресурсного потенциала - главное условие укрепления финансовой устойчивости
В рыночной экономике, характеризующейся высоким уровнем конкуренции и неопределенностью конъюнктуры, достижение устойчивого положения предприятия и его эффективного функционирования требует решения многих сложных задач. Важнейшая из них - максимально полное использование потенциальных возможностей, формирование способности быстро адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке.
Эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций в значительной мере определяется тем, насколько результативно они используют имеющиеся в своем распоряжении ресурсы, совокупность которых образует их ресурсный потенциал. Величина ресурсного потенциала предприятия определяется количеством и качеством ресурсов, которыми оно располагает в данный момент. Структурными элементами ресурсного потенциала торговых организаций являются: материальные, финансовые, трудовые, инвестиционные, информационные и инновационные ресурсы.
Одним из направлений повышения эффективности использования ресурсного потенциала является формирование инвестиционных ресурсов, которые не только способствует экономическому росту, но и определяют возможности качественного развития торговых организаций, что имеет большое значение в повышении эффективности использования их ресурсов.
В целях повышения уровня потенциала инвестиции, в первую очередь, должны направляться на строительство новых магазинов, модернизацию и ремонт оборудования, внедрение новых форм и методов торговли. Наряду с основными фондами для обеспечения бесперебойного торгового процесса необходимы инвестиции и в оборотные средства. Наличия достаточных оборотных средств является предпосылкой нормального функционирования торговых организаций в условиях рыночной экономики. Кроме того, необходимы инвестиции на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.
Ресурсный потенциал торгового предприятия является сложной системой, обладающей определенной внутренней структурой и характеристиками; в его состав входит совокупность ресурсов, доступная в сложившихся условиях для деятельности предприятия. Структура потенциала отражает специфику предприятия, особенности его деятельности, а также влияет на оценку его стоимости. Основываясь на предложенном определении ресурсного потенциала, специфике торговых предприятиях и факторах (функциональных, определяющих функциональную деятельность; организационных, определяющих организацию (способ управления) этой деятельностью; ресурсных, характеризующих ресурсы, необходимые для организации деятельности и доступности конкурентных преимуществ), обусловливающих деятельность предприятия следующим составом ресурсного потенциала торгового предприятия:
1. Финансово-имущественный потенциал, который показывает соотношение собственного, привлеченного, заемного капитала, возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов, наличие высоколиквидных активов; совокупность средств предприятия, находящихся под контролем организации.
2. Кадровый потенциал, который характеризует численный и профессионально-квалификационный состав работников, их интеллектуальный уровень и способность к обучению и развитию, возможности для обучения и повышения квалификации персонала.
3. Информационно-коммуникативный потенциал, который отображает объем информации о внутренней и внешней среде предприятия и возможности его увеличения и отвечает на вопросы: какую продукцию реализует предприятие, каков сегодня спрос на нее и каковы перспективы, уровень маркетинговых исследований – потенциал продаж производимых изделий, а
также перспективы развития потребностей
4. Организационно-предпринимательский потенциал − это объединяющая способность для создания кумулятивного эффекта, понимаемого как умение эффективно соединять все ресурсы предприятия, управленцев (менеджеров) всех уровней и направлений деятельности внутреннего и внешнего характера, а также эффективность организации: структура, адаптивность, организационная культура, динамика управленческих процессов, механизм принятия и реализации решений и применение инноваций и др.
Количественные характеристики данных компонентов определяют их объем и темпы изменений составляющих ресурсов, а качественные характеристики отражают потенциальную способность каждой единицы ресурсов удовлетворять потребность в них.
Для торговых предприятий характерны такие экономические проблемы как закупка, транспортировка, хранение товаров, их финансирование, следует назвать также проблему заключения, осуществления и контроля договоров.
Из выше проведенного анализа финансовой устойчивости ООО «Юнитойс-Сибирь» известно, что предприятие не эффективно использует имеющиеся ресурсы, в частности – активы и собственный капитал. При этом свыше 97% составляют активы в виде запасов и дебиторской задолженности. Отсюда следует, что ООО «Юнитойс-Сибирь» необходимо повысить эффективность управления запасами и дебиторской задолженностью.
Во избежание затаривания товарами предлагается поставлять товары под конкретный заказ. Основные преимущества такой системы:
- высокая оборачиваемость активов, в том числе запасов;
- низкие издержки хранения товарных запасов.
Применение системы «под заказ» позволяет резко сократить товарные запасы, а также потребность в складских мощностях и персонале.
Помимо перечисленного, необходимо усилить контроль за инкассацией дебиторской задолженности. Для этого необходимо проводить ежемесячную сверку по дебиторам, не допуская задолженности свыше 90 дней. В случае наступления такого события взыскивать задолженность через арбитраж.