ФК.
Под налоговой системой понимается вся совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взымания и отмены на территории РФ, полномочия и ответственность субъектов налоговых отнощений. Система налогов – это совокупность налогов государства, в соответствии с их классификацией, установленной в зак-ном порядке. Действующая ныне в РФ н.с. была введена в 1991-92 гг. Проводившаяся н/реформа была обусловлена необходимостью экономич.преобразований.
Блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих н.с. РФ, был принят в конце 1991 г. Закон «Об основах н.с. РФ» был призван реализовать основные принципы построения н.с.:
единый подход в вопросах налогообложения (н/о), включая предоставление права на получение н/льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков (н/п);
четкое разграничение прав по установлению и взиманию н/платежей между различными уровнями власти;
приоритет норм, установленных н/законодательством, над иными законодательно-нормативными актами по вопросам н/о;
однократность н/о: один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный Законом период н/о;
определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и н/органов.
В соответствии с этим Законом, на территории РФ стали взиматься налоги, сборы и пошлины, образующие н.с. РФ, но действующая с 1992 г. н.с. РФ оказалась крайне несовершенной. Причины: 1) отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения; 2) многочисленность нормативных документов, несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих н/отношения, законам других отраслей права, имеющих отношение к вопросам регулирования н/отношений; 3) нестабильность н/законодательства; 4) чрезмерно жесткие нормы ответственности за нарушение н/законодательства; 5) большое количество налогов (более 100), затрудняющее расчеты с бюджетом; 6) высокая н/нагрузка, не позволяющая н.с. реализовать регулирующую функцию.
Необходимость реформирования сложившейся н.с. была очевидной. С 1.01.1999 был введен в действие принятый Гос.Думой НК, который должен был решить следующие задачи: 1) построение рациональной (т.е. обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов, ↑-я богатства государства и граждан), стабильной, единой для РФ н.с., 2) развитие н/федерализма, 3) ↓-е н/бремени, числа налогов, 4) создание единой правовой н/базы, 5) совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение н/законодательства.
Особо важными для налогоплательщика являются следующие положения НК:
обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств;
решен вопрос о толковании норм и положений актов н/законодательства, т.е. их издает орган, принявший этот документ, либо орган, указанный в этом акте;
НК содержит запрет придавать обратную силу н/законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование об опубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ по введению, отмене налогов (сборов) на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов препятствует созданию несовместимых н/систем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества.
Согласно НК, бюджеты всех уровней обеспечиваются собственными закрепленными источниками доходов, одновременно сохраняются регулирующие федеральные налоги. Региональные органы власти могут принять решение по введению регулирующих региональных налогов.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги и сборы устанавливаются НК и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: н/ставки в пределах, установленных НК, порядок, сроки уплаты; н/льготы и основания их использования. Местные налоги и сборы устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов МСУ, обязательны к уплате на территории соответствующих МО. Местные налоги и сборы в городах федерального значения (в Москве и СПб) устанавливаются и вводятся в действие законами этих городов. Порядок определения элементов местных налогов такой же, как для региональных. Региональные и местные налоги, не предусмотренные НК, устанавливаться не могут.
Наиболее актуальным вопросом, нашедшим свое решение в Налоговом кодексе, является налоговый федерализм, т. е. распределение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных органов власти РФ.
На федеральные: 1. Налог на добавленную стоимость; 2. Акцизы; 3. Налог на прибыль организаций; 4. Налог на доходы с физических лиц; 5. Единый социальный налог; 6. Государственную пошлину; 7. Налог на добычу полезных ископаемых; 8. Сборы за право пользование объектами животного мира и пользование водными биологическими ресурсами; 9. Водный налог.
На региональные: 1. Налог на имущество организаций; 2. Транспортный налог; 3. Налог на игорный бизнес.
На местные: 1. Земельный налог; 2. Налог на имущество физических лиц.
К специальным налоговым режимам относятся (введены с 01.01.05): 1) единый сельскохозяйственный налог 2) УСН 3) ЕНВД 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Правовое регулирование налоговой системы РФ регламентировано законодательством России, которое включает в себя Налоговый кодекс, федеральные законы о налогах и сборах; (фед, субъектов РФ; местного самоуправления - вступают в силу не ранее одного месяца со дня их официального опубликования)
Принципы построения российской налоговой системы таковы: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате; налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут иметь дискриминационный характер, а также нарушать единое экономическое пространство России; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодатеьства о налогах и сборах толкуются в пользу н/плательщика; акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение н/плательщиков, обратной силы не имеют. Иными словами:
1) принцип всеобщности и равенства налогообложения;
2) принцип справедливости и реальной возможности для налогоплательщика уплатить налог;
3) принцип недопущения дискриминации налогоплательщика по политическим, идеологическим, этническим признакам в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;
4) принцип обеспеченности единства налоговой системы на всей территории России;
5) принцип ясности норм налогового законодательства и толкования их в пользу налогоплательщика;
6) принцип отрицания обратной силы налогового закона.
Процесс реформирования налоговой системы Российской Федерации, получивший выражение в принятии и введении в действие Налогового кодекса РФ, в настоящее время находится в завершающей стадии. За период с 1999 по 2005 г. был осуществлен ряд важнейших мероприятий по созданию эффективной налоговой системы, в частности:
1) число налогов, взимаемых в РФ, сократилось с 54 до 14, что привело к упрощению налоговой системы;
2) за счет снижения ставок основных налогов снизилась налоговая нагрузка на экономику;
3) введены в действие 4 специальных налоговых режима, имеющих целью упрощение налогообложения и стимулирование малого бизнеса;
4) усовершенствовано и упорядочено налоговое администрирование, что способствовало повышению собираемости налогов и сборов.
Дальнейшие мероприятия по формированию налоговой системы, содействующей достижению высоких показателей роста российской экономики, предусматривают следующие приоритеты:
1. Создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов. Успешность развития страны, в числе прочего, зависит от способности привлечь в экономику капитал, для чего необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Благоприятный налоговый режим способствует повышению рентабельности вложенного капитала, повышая тем самым относительную инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.
2. Выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики. В настоящее время нагрузка на несырьевые сектора экономики превышает нагрузку на сырьевой сектор, что не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Необходимо обеспечить снижение налогового бремени в отношении этих секторов (за исключением производства подакцизных товаров) при некотором повышении нагрузки на сырьевой сектор.
3. Выравнивание налоговой нагрузки между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких хозяйствующих субъектов возникают вследствие предоставления экономически неоправданных преимуществ (налоговых льгот), что создает неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков. Кроме того, необходимо исключить возможность манипулирования положениями налогового законодательства для уклонения от уплаты налогов.
При проведении налоговой реформы в РФ должно быть обеспечено соблюдение принципа стабильности налоговой системы, определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период. Условием успешной реализации налоговой реформы должна стать нормализация процесса законотворчества по вопросам налогообложения. Необходимо исключить случаи придания налоговым нормам обратной силы и внесения в налоговые законы норм неналогового характера. Основные направления развития налоговой системы РФ: создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегос и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан; сокращение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов (объединение налога на имущество граждан и земельного налога в налог на недвижимость (0,1% от гос ст-ти квартиры - оценка БТИ) – 0,01%-0,05 % от рыночной стоимости квартиры)), Совершенствование налогообложения организаций при совершении операций с ценными бумагами (введение специальных норм в налоговое законодательство по ипотечным ценным бумагам и закладным; совершенствование операций с финансовыми инструментами срочных сделок как наименее урегулированных вопросов в налоговом законодательстве (более точное опред-е финн инструментов срочных сделок, определение налогооблагаемой базы по опционам)); контроль за трансфертным ценообразованием (необходимость усиления контроля со стороны государства вызвана применением схем по минимизации налогов с корпораций путем манипулирования ценами сделок в операциях между связанными или контролируемыми лицами, используя регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, применением специальных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, незаконную ликвидацию предприятия-налогоплательщика).
ФК. №14. Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в РФ.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и гос.устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
В соответствии с БК РФ доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги.
В РФ юр.лица уплачивают следующие налоги:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ: 1)НДС, 2)Акцизы, 3)ЕСН, 4)Налог на прибыль(ННП), 5)Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 6)Государственная пошлина (ГП), 7)Водный налог (ВН), 8)Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (Сбор)
2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ: 1)Налог на имущество организаций (ННИ), Налог на игорный бизнес (НИБ), 3)Транспортный налог (ТН)
3. МЕСТНЫЕ: 1)Земельный налог (ЗН)
Кроме того, организации уплачивают соответствующие налоги в случае перехода на специальные н/режимы: упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, единый с/х налог для с/х товаропроизводителей (ЕСХН).
НДС определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных ТРУ и стоимостью матер.затрат, относимых на издержки производства и обращения. Однако для упрощения расчетов объект налогообложения НДС у организаций является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ТРУ. Для избежания двойного налогообложения и взимания НДС введен механизм исчисления и уплаты налога в виде разницы между НДС, полученного от покупателя ТРУ, и НДС, уплаченного поставщикам матер.ресурсов, израсходованных в производственном процессе. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции.
Плательщики: 1)все организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, имеющие статус юр.лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 2)лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через тамож.границу РФ; 4)индивидуальные предприниматели.
Право на получение освобождения от уплаты НДС: размер выручки от реализации ТРУ (без НДС) за предшествующие 3 месяца не > 2 млн.руб + налогоплательщик за предшествующие 3 месяца не реализовывал подакцизные товары.
Объект налогообложения: 1) обороты по реализации на тер-рии РФ ТРУ, в т.ч. передача права собственности на ТРУ на безвозмездной основе, по соглашению о предоставлении отступного и новации 2) товары, возимые на тер-рию РФ в соответствии с тамож.режимом, передача имущественных прав 3) передача ТРУ внутри предприятия для собственного потребления, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. 4) обмен ТРУ без оплаты их стоимости 5) обороты по реализации предметов залога и их передаче залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.
Ставки: 0%, 10% и 18%.
0% применяется при реализации: а) ТРУ на экспорт б) припасов, вывезенных с тер-рии РФ в тамож.режиме перемещения припасов в) РУ, связанных с перевозкой через тамож.тер-рию РФ товаров, помещенных под тамож.режим транзита г) услуг по перевозке пассажиров д) РУ, выполняемых в космическом пространстве
10% применяется при реализации отдельных продовольственных товаров и товаров для детей, а также книжной продукцией, связанной с образованием, наукой и культурой, редакционных издательских работ (услуг).
Льготы: ↑-ют конкурентоспособность предприятия, т.к. позволяют ↓-ть цены на ТРУ. Условно делятся на 1) льготы, имеющие социально-выраженный характер (реализация некоторых мед.товаров, оказание платных мед.услуг, услуги учреждений культуры, искусства, архивной службы, в сфере образования, спортивные, развлекательные мероприятия, др.) и 2) другие обороты, не облагаемые НДС (операции страхования, перестрахования, операции с валютой, патентно-лицензионные операции, др.).
Сумма НДС выделяется отдельной строкой во всех расчетных документах, первичных учетных документах, счетах-фактурах (это документ, служащий основанием для принятия НДС к вычету или возмещению из бюджета).
Уплата НДС производится по итогам каждого н/периода – ТЕПЕРЬ КВАРТВЛ
АКЦИЗЫ (22 гл. НК)– старейшая форма косвенного обложения,
Подакцизные товары: 1) спирт этиловый (кроме коньячного), 2) спиртосодержащая продукция с долей этил.спирта > 9% (кроме лекарственных, лечебно-профилактических средств, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии, образующиеся при производстве этил.спирта отходы), 3) алкогольная продукция, 4) пиво, 5) табачная продукция, 6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя > 150 л.с., 7) автомобильный бензин, 8) дизельное топливо, 9) моторные масла, 10) прямогонный бензин.
Объект обложения: операции по реализации, оприходованию, приобретению, передаче, ввозу подакцизных товаров.
Ставки: -твердые(специфические) устанавливаются в абсолютной сумме за единицу подакцизного товара, -комбинированные (состоят из специфической и процентной ставок).
ННП (с 1.01.2002 г. введена в действие 25 гл. НК «Налог на прибыль организаций») – прямой налог, бремя уплаты которого целиком ложится на налогоплательщика, теоретически не обременяя потребителей его ТРУ. Является регулирующим налогом. Поскольку это прямой налог и находится в прямой зависимости от величины полученной прибыли, главной его функцией является стимулирующая (стимулирование деловой активности, инвестиционного и экономического роста), а не фискальная.
Плательщики: российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников РФ. Не являются плательщиками ННП организации, уплачивающие НИБ, ЕНВД, ЕСХН, применяющие УСН.
Объект налогообложения: прибыль, полученная налогоплательщиком \
Ставки: с 2002 г. ставка ННП – 24%(17,5% - в федеральный бюджет, 6,5% - в региональный).
По доходам иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянные представительства: 10% - по доходам, полученным от сдачи в аренду, фрахт судов, самолетов, др. транспортных средств, необходимых для междунар.перевозок; 20% - для остальных доходов;
По доходам в виде дивидендов: 9% - по доходам, полученным от рос. органиазций рос. организациями и физ.лицами – резидентами РФ; 15% - по доходам, полученным от рос. организаций иностр. организациями, и наоборот;
По доходам от операций с отдельными видами долговых обязательств: 15%; 9% и 0%.
Н/период: календарный год. Отчетный период: 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев.
ЕСН (24 гл. НК).
Плательщики: *1) лица, производящие выплаты физ.лицам, в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физ.лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; *2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Объект: Для *1) это выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физ.лиц.
Ставки 26% из них в федеральный бюджет 20% ФСС 2,9%, ФФОМС 1,1% и ТФОМС 2%.
Для ЕСН установлена регрессивная шкала н/ставок. Такой порядок призван стимулировать легализацию доходов налогоплательщиков. (до 280 т.р.; 280 001 – 600 000; > 600 т.р.),
Н/период: календарный год
ВН(гл. 25.2 НК).
Плательщики: организации и физ.лица, осуществляющие специальное или особое водопользование Установленные ставки применяются в пределах квартальных (годовых) лимитов, указанных в лицензиях на водопользование. При уплате налога за сверхлимитный забор воды ставки увеличиваются в 5 раз.
НДПИ (26 гл. НК).
Объект: полезные ископаемые, добытые организацией на участке, предоставленной ей в пользование, в т.ч. полезные ископаемые – отходы добывающего производства. НДПИ облагаются каменный и бурый уголь, горючие сланцы, торф, алмазы, др.
Н/база: рассчитывается по каждому полезному ископаемому путем определения его количества (прямым или косвенным способом) и стоимости.
Ставки: дифференцированы по видам полезных ископаемых. Для некоторых полезных ископаемых применяется 0%.
Н/период: календарный месяц.
Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК)
Плательщики: пользователи объектов животного мира и водных ресурсов.
Ставки сбора: за пользование объектами животного мира установлены в рублях за одно животное и дифференцированы по видам животных. Ставки сбора за пользование водными ресурсами установлены в рублях за одну тонну объекта водных биологических ресурсов и за одно млекопитающее. Ставки сбора за морских млекопитающих дифференцированы по их видам.
Ставка 0 рублей применяется, если пользование объектами животного мира и водных ресурсов осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы жизни человека, предохранения от заболевания с/х животных, др.
Сбор уплачивается в виде разовых (10%, при получении лицензии) и регулярных взносов (в течение срока действия лицензии ежемесячно).
Гос Пошлина.
Налог на имущество (30 гл. НК).
Объект налогообложения: для рос.организаций - движимое и недвижимое имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, переданное в хоз.ведение, оперативное или доверительное управление, в совместную деятельность;
Налоговая база: среднегодовая стоимость имущества.
Н/ставки: устанавливаются законами субъектов РФ, не могут превышать 2,2%. Возможно установление дифференцированных н/ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества – объекта налогообложения.
Транспортный Н (28 гл. НК).
Плательщики: лица, на которые зарегистрированы транспортные средства (наземные, воздушные, водные).
Н/база: порядок определения н/базы ТН установлен в зависимости от группировки объектов налогообложения: 1) транспортные средства, имеющие двигатели, 2) водные несамоходные транспортные средства, по которым устанавливается показатель валовой вместимости, 3) другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателя.
Н/ставки: устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать 5-кратного размера базовых ставок, установленных НК. Ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории и срока использования транспортного средства.
Н/период: календарный год.
Налог ни игорный бизнес Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями, индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр, пари, не являющаяся реализацией ТРУ.
Объект: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Каждый объект должен быть зарегистрирован в н/органе.
Н/ставка: устанавливается законами субъектов РФ в следующих пределах: 25-125 т.р. – для игрового стола, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы и 1,5-7,5 т.р. – для игрового автомата.
Земельный Н(гл. 31 НК)
Н/база: кадастровая стоимость земельного участка.
Н/период: календарный год. Органам гос.власти г.Москвы и СПб, а также представительным органам МО предоставлено право
Н/ставки: 0,3% для земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения, занятых жилищных фондом или предоставленных для жилищного строительства, и 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков.
Специальные н/режимы – особый порядок налогообложения, предусматривающий замену ряда налогов единым налогом или разделом продукции, а также особый порядок исчисления и уплаты отдельных налогов либо предоставление н/льгот.
УСН
Гл.условие перехода организаций на УСН – выручка (без НДС) не должна превышать 15 млн. руб. (с 2006 г.) за 9 месяцев года,.
Объект налогообложения: доходы (тогда н/ставка – 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (тогда н/ставка – 15%). В УСН применяется кассовый метод признания доходов и расходов. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта доходы, уплачивают «минимальный» налог (равен 1% от доходов), если сумма исчисленного в общем порядке налога окажется меньше этого минимального налога.
ЕНВД
применяться в отношении след.видов предпринимательской деятельности: 1) оказание бытовых услуг, 2) ветеринарных услуг, 3) услуг по ремонту, технич.обслуживанию и мойке автотранспортных средств, 4) розничной торговли на площади не > 150 м2, 5) оказание услуг общественного питания на площади
Объект: вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика.
Н/ставка: 15%.
ЕСХН
Обязательное условие перехода на ЕСХН – доля дохода от реализации с/х продукции, рыбы, продуктов ее переработки в общем доходе от реализации ТРУ не < 70%.
Н/ставка: 6%.
ФК. №15. Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с физических лиц в РФ.
Н/отношения государства с гражданами должны базироваться на след.принципах: 1) обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, 2) обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса в пользу государства приводит к нежеланию граждан платить налоги и к сокрытию ими своих доходов. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства ТРУ и, как следствие, рост н/поступлений. Действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, обязательно должны анализироваться на предмет их возможных соц.последствий. Физ лица уплачивают значит кол-во налогов в бюджет, но только дав из них относятся непосредственно к физикам: ндфл + налог на имущество. Ряд других налогов уплачивают и физ лица и юр. лица при возникновении но базы: НДС, таможенная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог, енвд, земельный и лесной налоги.
НДФЛ
Центральное место в системе налогообложения физ.лиц принадлежит НДФЛ. Он является одним из эк.рычагов государства по регулированию (с помощью системы льгот, выбора объекта, ставок) уровня доходов населения, структуры личного потребления и сбережения граждан, помощи наименее защищенным категориям населения.
Место НДФЛ в н/системе определяется след.факторами:
1) НДФЛ – личный налог, т.к. его объект – доход, полученный конкретным плательщиком
2) НДФЛ в большей степени отвечает основным н/принципам – всеобщность, равенство, эффективность
3) НДФЛ относительно регулярно поступает в бюджет
4) Основной способ взимания НДФЛ – у источника выплаты – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет
С 01. 01. 2001 доходы физ.лиц стали облагаться в соответствии с НК РФ (ч. II гл. 23). (До этого – Закон «О подоходном налоге с физ.лиц» от декабря 1991 г.).
НДФЛ – федеральный налог, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Это регулирующий налог, т.к. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов. С 2002 г. этот налог полностью поступает в бюджеты субъектов РФ.
Плательщики - граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, но не являющиеся резидентами РФ. (на территории менее 183 дней в году). Объектом налогообложения— резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами - нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России.
Доходы- дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией; страховые выплаты; доходы, полученные от предоставления в аренду имущества; от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг; вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, оказание услуг; доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки.
Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с Налоговом кодексом РФ на установленные вычеты. Если сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налогооблагаемая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период не переносится.
Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен кот определены ст. 40 НК: оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т. п.
Доходы в виде материальной выгоды означают получение: экономии на процентах за пользование заемными средствами;(% за пользование меньше 3/4 ставки рефинансирования в руб, 9% годовых в $); приобретение товаров, по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются; приобретение ценных бумаг по ценам ниже рыночной стоимости этих бумаг.
Не облагаются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением следующих страховых случаев: по договорам обязательного страхования; добровольного долгосрочного страхования жизни, не менее 5 лет; возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов; добровольного пенсионного страхования,.
При определении налоговой базы не учитываются:суммы пенсионных (страховых) взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения; суммы пенсий.
Не подлежат налогообложению: доходы глав и персонала представительств иностранного государства и членов их семей, сотрудников международных организаций; государственные пособия, пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством; компенсационные выплаты; алименты; гранты; материальная помощь; компенсации стоимости путевок; стипендии; доходы, не превышающие 4 тыс. руб.: стоимость подарков, призов, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов.
Вычеты:
Стандартные –особые категории граждан + все (исходя из дохода)(3 000 –чернобыль, ВОВ, инвалиды из числа военнослужащих, 500 –герои ,блокадники,400 – если доход меньше 20 000, 600 за каждый месяц нал периода –если на иждевении ребенок при доходе до 40 000 нарастающим итогом + вдовам)
Имущественные вычеты
1) в сумме не более 1 млн. руб. от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находящихся в собственности менее 5 лет;
2) в фактически полученной сумме, если срок нахождения в собственности вышеперечисленного имущества составляет более 5 лет;
3) в сумме не более 125 тыс. руб. от продажи иного имущества, находящегося в собственности менее трех лет;
4) в фактически полученной сумме от продажи иного имущества, находящегося в собственности более трех лет;
5) в размере фактически произведенных расходов на новое строительство либо покупку жилья, а также погашение ипотечного кредита и процентов по нему, но не более 1 млн. руб.
Социальные вычеты
1) в размере фактически произведенных расходов на благотворительные цели, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
2) в сумме, уплаченной за обучение не более 50 000 рублей
3) в сумме, уплаченной за услуги по лечению, не может превышать 50 000 рублей. ! с 2008 – в совокупности не более 100 000
Профессиональные вычеты по НДФЛ –предоставляются индив предпр-лям, нотариусам и лицам, занимающимся частной практикой, творческим работникам.
Документально подтвержденные расходы. При отсутствии документов расходы принимаются в размере 20% от общей суммы доходов, 3 - При отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы, применяются вычеты по установленным нормативам (ст. 27 Налогового кодекса РФ): создание литературных произведений – 20% к сумме начисленного дохода Создание художественно-графических произведений – 30%, Создание произведений скульптуры – 40%
Датой фактического получения дохода является:
1) день выплаты дохода в денежной форме (перечисления на счет плательщика);
2) день передачи доходов в натуральной форме;
3) день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным кредитным средствам, приобретения товаров, ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды. Начиная с 2001 г., единая ставка 13%.
35 % применяется в отношении:
— стоимости выигрышей и призов,— суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования, если эта сумма превышает страховые взносы*10,5%; — процентов по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитываемую исходя из 3/4 ставки рефинансирования Центробанка РФ по рублевым вкладам и 9% годовых по валютным.
30% - дивиденды и дох физических лиц — нерезидентов РФ.
Порядок исчисления налога на доходы физических лиц представлен следующей формулой:
НДФЛ - (Дд + Дн + Дм - В) х 13% + (Див х 9%) + + (Дох х 35%) + Д х 30%,
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы самостоятельно определяют сумму налога, , обязаны перечислять в бюджет авансовые платежи по налогу. Авансовые платежи учитываются плательщиками согласно налоговых уведомлений:
С 2001 г. налоговые декларации в обязательном порядке должны представлять в налоговые органы по своему месту жительства:
— индивидуальные предприниматели, частные нотариусы; — граждане, получившие от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера; — налоговые резиденты РФ, получившие доходы от источников, находящихся за пределами РФ; — граждане, получившие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан налог.
Налог на имущество физ. лиц.Выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу органов МСУ, но и воздействует на структуру личной собственности граждан. ↑-е или ↓-е ставок этого налога, предоставление льгот позволяет ↓-ть имущественную дифференциацию населения.
Плательщики – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности квартиры, жилые дома, дачи, садовые домики, гаражи, иные помещения, строения, сооружения.
Н/база – суммарная инвентаризац.стоимость объекта (с учетом износа и динамики роста цен на строительные ТРУ), определяемая путем сложения инвентаризац.стоимостей всех строений, помещений, сооружений – объектов обложения, находящихся на территории органа МСУ.