Анализ угрозы банкротства

Порядок применения процедур банкротства установлен Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действие которого распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Под несостоятельностью (банкротством)понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами, т. е. из-за неудовлетворительной структуры баланса. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами и является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматривает арбитражный суд, если требования к должнику ¾ юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику-гражданину ¾ не менее 10 тыс. руб.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. Заявление кредитора в арбитражный суд представляется в письменной форме. К нему прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, которые не были удовлетворены; уведомление о вручении должнику извещения с требованием немедленно выполнить обязательства и предупреждением о подаче заявления в арбитражный суд в случае их невыполнения; подтверждение направления должнику копии заявления с приложениями.

В отношении должника применяются следующие процедуры:

1) реорганизационные;

2) ликвидационные;

3) мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры включают:

· внешнее управление имуществом должника;

· санацию.

К ликвидационным процедурам относятся:

· принудительная ликвидация хозяйствующего субъекта-должника по решению арбитражного суда;

· добровольная ликвидация несостоятельного хозяйствующего субъекта под контролем кредиторов.

Ликвидация хозяйствующего субъекта-должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

Мировое соглашение¾ это процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Конкурсное производство¾ это процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного хозяйствующего субъекта, в результате которой осуществляется распределение между кредиторами конкурсной массы, т. е. имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.

Санация¾ это оздоровление хозяйствующего субъекта-должника (предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника). Она имеет место, когда собственник хозяйствующего субъекта-должника, кредиторы или иные лица оказывают финансовую помощь должнику.

При наличии признаков банкротства порядок проведения его процедур выглядит следующим образом:

· предприятие-должник добровольно объявляет о банкротстве;

· затем назначается конкурсное производство, по результатам которого либо дело о банкротстве может быть прекращено через мировое соглашение, либо предприятие может быть признано банкротом и ликвидировано;

· заинтересованные лица подают заявление в арбитражный суд;

· по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя вводится наблюдение;

· по результатам наблюдения назначается либо внешнее управление, либо конкурсное производство, либо мировое соглашение;

· по результатам мирового соглашения дело может быть прекращено сразу;

· по результатам внешнего управления дело может быть прекращено либо сразу, либо через мировое соглашение;

· по результатам конкурсного производства либо предприятие может быть признано банкротом и ликвидировано, либо дело может быть прекращено через мировое соглашение.

Временный управляющий утверждается арбитражным судом. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации его имущества при их наличии, и анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· взыскание дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника;

· уступка прав требования должника;

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника ¾ унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

· увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

· продажа предприятия должника;

· замещение активов должника;

· иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

В целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника ¾ акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

· баланс должника на последнюю отчетную дату;

· отчет о движении денежных средств;

· отчет о прибылях и убытках должника;

· сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

· расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

· сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

· иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов. В нем должно содержаться одно из предложений:

· о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

· о продлении установленного срока внешнего управления;

· о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

· о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на год. Однако по ходатайству лица, участвующего в деле, он может продлеваться не более чем на шесть месяцев.

В ходе реорганизационных и ликвидационных процедур дается оценка активов должника, а также определяется конкурсная масса. Под конкурсной массой понимается все имущество (активы) должника, указанное в бухгалтерском балансе.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

Из имущества должника вне конкурса погашаются его долговые обязательства, обеспеченные залогом. Вне очереди покрываются расходы, связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим, продолжением функционирования предприятия-должника.

После покрытия указанных расходов удовлетворяются требования кредиторов в следующей очередности:

· в первую очередь удовлетворяются требованияграждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским и лицензионным договорам;

· в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

· в четвертую очередь удовлетворяются требования конкурсных кредиторов;

· в пятую очередь ¾ членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество;

· в шестую очередь ¾ прочих собственников;

· в седьмую очередь ¾ все остальные требования.

Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными.Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся (предоставление финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановление платежеспособности должника) каждому из них.

В случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)», по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания (в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа) полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

В случае вынесения арбитражным судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению:

· прекращаются предусмотренные ограничения органов управления должника;

· открывается реестр требований кредиторов;

· требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;

· требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;

· требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными и не подлежат восстановлению.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Оценка угрозы банкротства в сельскохозяйственных организациях имеет свою особенность. В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные на общих основаниях, более чем на три месяца.

В случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

Для принятия стратегии необходим финансовый анализ деятельности предприятия.

Финансовый анализ проводится в целях:

· получения объективной оценки платежеспособности предприятия, его финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности; выявления доказательств, очевидно свидетельствующих о достаточности либо недостаточности принадлежащего предприятию ликвидного имущества для погашения требований кредиторов в период срока, который может быть установлен судом;

· определения возможности либо невозможности восстановления платежеспособности;

· определения наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

· определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим.

Анализ финансового состояния неплатежеспособных организаций включает следующие основные этапы:

1) сбор и обработка первичной информации;

2) предварительный анализ финансового состояния должника и оценка целесообразности дальнейшего исследования;

3) сбор дополнительной информации;

4) окончательная оценка финансового состояния должника;

5) определение признаков наличия (отсутствия) фиктивного и преднамеренного банкротства.

Анализ финансового состояния неплатежеспособных организаций проводится в соответствии с требованиями ст. 62 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе подготовки к судебному заседанию по рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом анализ финансового состояния предприятия основывается на изучении:

· учредительных документов;

· бухгалтерских балансов, а также прилагаемых к ним форм;

· расшифровок дебиторской и кредиторской задолженности;

· приказа об утверждении учетной политики предприятия и приложения к нему;

· сведений об остатках денежных средств на банковских счетах должника;

· договоров предприятия;

· справки об организационной структуре должника и его внутренних производственно-технологических связях;

· справки об основных направлениях деятельности должника;

· справки о среднесписочной численности работников;

· иных материалов и документов (по необходимости).

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

К отчету должника прилагаются:

1) баланс должника на последнюю отчетную дату;

2) отчет о прибылях и убытках должника;

3) документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий (табл. 9.5), утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», базируется на следующих показателях:

· коэффициенте текущей ликвидности;

· коэффициенте обеспеченности собственными средствами;

· коэффициенте восстановления (утраты) платежеспособности.

Таблица 9.5

Наши рекомендации