Общее понятие об управлении финансами

Система управления финансами представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом.

Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловлено их историческими, экономическими и политическим условиями и подчинено политике государства.

Управление- это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрого решения поставленных задач.

В управлении финансами выделяют:

Объекты управления- разнообразные виды финансовых отношений (финансы предприятий, учреждений, организаций; страховые отношения; государственные финансы)

Субъекты управления- организационные структуры, осуществляющие управление (финансовые службы предприятий; страховые органы, налоговые службы, налоговая полиция)

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Субъекты управления используют в каждой сфере финансовых отношений специфические методы воздействия на финансы, но имеют и единые приемы и способы управления финансами.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

· Планирование- оценка состояния финансов, выявление возможностей увеличения финансовых ресурсов и направления их эффективного использования.

· Оперативное управление- комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа финансовой ситуации и направленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат.

· Контроль- осуществляется и на стадии планирования и на стадии оперативного управления и позволяет сопоставить фактические результаты использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути наиболее эффективного хозяйствования.

Различают:

1) Стратегическое управление – определение финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу для реализации целевых программ. Осуществляется Министерством Финансов РФ, аппаратом президента.

2) Оперативное управление – осуществляется финансовыми службами предприятий, дирекцией внебюджетных фондов, страховых организаций.

Содержание и значение финансового контроля. Виды и методы.

ФК –это составная часть, или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие ФК объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуща контрольная функция. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, осуществляющих ФК.

ФК осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов гос. власти и местного самоуправления, в т.ч. специальными контрольными органами.

Значение ФК выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организациями, учреждениями; во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Таким образом, ФК – это регламентированная нормами права деятельность гос-ных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фин. планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие денежные фонды, правильности их использования.

Основное содержание ФК заключается в следующем:

· проверке выполнения финансовых обязательств перед гос-вом и местным самоуправлением организациями и гражданами;

· проверке правильности использования гос. и мун. предприятиями, иными хоз. субъектами, находящимися в их ведении или оперативном управлении фин. ресурсами (банковских ссуд, внебюджетных средств и т.д.);

· проверке соблюдения правил совершения фин. операций, расчетов и хранения денежных средств хоз. субъектов;

· выявлении внутренних резервов производства;

· устранении и предупреждении нарушении финансовой дисциплины. В случае их выявлении в установленном порядке принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба гос-ву, хоз. субъектам.

Необходимым условием эффективности ФК является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей. Только при таком условии результаты ФК дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовых показателей.

В зависимости от субъекта, осуществляющего ФК, различаются основные направления контроля:

· государственный ФК обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед гос-вом и соблюдение законности;

· внутрихозяйственный ФК защищает интересы хоз. субъекта и его коллектива от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;

· правовой ФК осуществляется в интересах всего общества, проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз и других проверок;

· независимый (аудиторский) контроль преследует интересы участников хозяйственных процессов (поставщиков и покупателей, банков и прочих организаций) посредством проверок финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятий, достоверности учета и отчетных данных;

· общественный контроль проводится общественными организациями (н-р, профсоюзами). В современных условиях действенной силы не имеет. (В настоящее время в Гос.Думу внесен законопроект об общественном контроле).

По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий ФК.

Предварительный ФК проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности – проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п. (соблюдение финансового законодательства: норм, нормативов, лимитов и пр.)

Текущий ФК – это контроль в процессе совершения финансовых операций (в ходе выполнения фин. обязательств перед гос-вом, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.)

Последующий ФК – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения бюджетов, финансовых планов и смет, уплатой налогов и т.д.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

По методам ФК различают:

· наблюдение

· проверка

· обследование

· анализ

· ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте).

Наши рекомендации