Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС)

1. Международный банк экономическогосотрудничества (МБЭС)был учрежден странами - членами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) 22 октября 1963 года. Он был создан для следующих целей:для осуществления многосторонних расчетов в переводных рублях;

• для содействия экономическому сотрудничеству стран - членов СЭВ с другими государствами;

• для выполнения их взаимных обязательств по товарным поставкам;

В 1963 г. членами МВЭС являлись Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия, с 1974 г. - Куба, с 1977 г, - Вьетнам. После образования единого немецкого государства (ФРГ) из состава Банка в 1990 г. выбыла ГДР; затем в 1993 г. - Венгрия. После раздела ЧСФР членами Банка стали Чехия и Словакия. МВЭС - открытая организация: в члены Банка могут вступать страны, признающие его Устав.

Первоначальный уставный капитал Банка - 300 млн. переводных рублей. Доля каждой страны была установлена пропорционально удельному весу ее экспорта во взаимном товарообороте членов МВЭС.

Высшим руководящим органом Банкаявляется Совет,члены которого назначаются правительствами соответствующих стран. Каждая страна при решении вопросов в Совете Банка имеет один голос независимо от размера долевого участия в уставном капитале.

Руководство оперативной деятельностью осуществляет Правление,в состав которого входит по одному представителю, рекомендуемому каждой страной и назначаемому Советом Банка.

Изменения в деятельности МБЭС в условиях перехода стран-членов к рыночной экономике. МБЭС помимо осуществления основных - расчетных и балансирующих (посредством многосторонних взаимных кредитов) - операций проводил также финансовые операции в конвертируемых валютах на мировом валютном рынке (кредиты, депозиты, арбитраж). За счет привлеченных средств странам - членам Банка предоставлялись кредиты и открывались депозиты в конвертируемой валюте. По существу, МБЭС длительное время выполнял роль посредника между западными коммерческими банками-кредиторами и странами-заемщиками, являющимися членами МБЭС.

Прекращение операций в переводных рублях и переход стран - членов Банка на взаимные расчеты в конвертируемых валютах с 1 января 1991 года вызвали существенные изменения в положении МБЭС. Отпала важнейшая сфера его деятельности - обслуживание взаимного централизованного межгосударственного товарооборота стран-членов.

С целью продолжения деятельности Банка в декабре 1990 г. были внесены значительные изменения в Соглашение об организации Банка и его Устав. Новыми целями банка стали:

• содействие переходу стран-членов к рыночной экономике;

•развитие рыночных отношений между субъектами международных экономических отношений независимо от формы их собственности в странах-членах и других странах. Значительно расширился круг операций Банка и банковских услуг. Уставный капитал Банка был определен в сумме 400 млн. ЭКЮ. Проведенное без соответствующей подготовки прекращение расчетов в переводных рублях нанесло странам - членам Банка серьезный экономический ущерб, разрушив их традиционные взаимовыгодные связи. Оно в известной мере осложнило решение проблем, связанных с перестройкой экономики этих стран, и отразилось на их отношениях с МБЭС. С начала 90-х годов Банк активно развивает коммерческую деятельность, операции в конвертируемой валюте. МВЭС развернул работу по привлечению коммерческой клиентуры, расчетно-кредитному ее обслуживанию в конвертируемых валютах. Операции и услуги клиентам диверсифицируются с учетом развития рыночных отношений, банковской конкуренции. К середине 1992 г. Банк обладал самой широкой в восточно - европейском регионе сетью банков корреспондентов со счетами в МВЭС.

Помимо работы с традиционной банковской клиентурой МВЭС активно привлекал новых клиентов, открывая счета крупным предприятиям и внешнеторговым компаниям, получившим право самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности. Со второй половины 1991 г. в связи с переходом к внутренней конвертируемости рубля в России начал складываться высокодоходный для банков рынок услуг, связанный с покупкой и продажей иностранной валюты клиентов за рубли, в основном через Московскую межбанковскую валютную биржу. Являясь учредителем ММВБ и одним из активных ее операторов, МВЭС наращивает объемы своих операций на биржевом, а также на межбанковском валютных рынках. На деятельность МБЗС большое влияние оказывает то обстоятельство, что экономика большинства стран-членов испытала серьезный спад, присущий периодам изменения модели развития. Некоторые из них начали преодолевать этот спад лишь в самые последние годы. Причинами экономического спада явились, в частности:

•разрыв исторически сложившихся кооперационных и хозяйственных связей, существовавших в бывшем Союзе Экономической Взаимопомощи;

•переход к расчетам в свободно конвертируемой валюте при ее явном дефиците у каждой из стран и отказ от переводного рубля как средства многосторонних расчетов, что вызвало резкое сокращение взаимных поставок товаров;

•значительная внешняя задолженность практически всех членов-участников МВЭС.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Оказывает огромное влияние на темпы и направления развития большинства стран. Он координирует оказание экономической помощи промышленно развитых стран, воздействует на деятельность других международных экономических организаций и оказывает техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. МБРР - это не одна организация, а международная инвестиционная группа,в которую входят непосредственно МБРР и три его филиала: Международная ассоциация развития (MAP);

• Международная финансовая корпорация (МФК);

• Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА).

На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам.

МБРР - это первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле 1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 года, а свою деятельность Банк начал с 25 июня 1946 года.

МБРР был призванс помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной. Он содействовал экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику.

С середины 50-х годов положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы. В это время МБРР меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет управляющихсостоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Право голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Поэтому ведущее положение в Банке принадлежит «большой семерке». В настоящее время МБРР по своему акционерному капиталупревратился в крупнейший банк мира, и его уставный капитал достигает 165 млрд. долл. МБРР содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией - самого МБРР и правительств стран- членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации МБРР. Кредитная политика МБРР отвечаетинтересам частного капитала, функционирующего в развитых странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. В своих рекомендациях МБРР отдает приоритет развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он ей не предоставляется. Могут лаже предприниматься попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.). Новым явлением с 80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике.При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. МБРР стал также кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах.

Наши рекомендации