Нормативно-правовая основа инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.

Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.

Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.

В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов – стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.

Первое – это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское и хозяйственное.

Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основные правовые акты общего регулирования:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации;

2) Земельный кодекс Российской Федерации;

3) Налоговый кодекс Российской Федерации;

4) Закон о недрах;

5) Закон о Центральном банке Российской Федерации;

6) Закон о банках и банковской деятельности;

7) Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;

8) законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.

Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:

1) законодательные:

а) высшей юридической силы – федеральные конституционные и федеральные законы;

б) международные договоры;

в) законодательство субъектов федерации;

2) подзаконные акты:

а) указы Президента Российской Федерации;

б) межправительственные постановления;

в) правительственные постановления;

г) внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

д) ведомственные акты – приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

е) постановления и решения органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

а) административные акты участников инвестиционной деятельности;

б) нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:

1) по налогу на прибыль;

2) налогу на имущество;

3) транспортному налогу;

4) налогу на операции с ценными бумагами;

5) акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

1) размера инвестиций;

2) рода деятельности субъекта;

3) длительности предоставления льгот;

4) целевого назначения инвестиций.

Есть три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:

1) предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

2) реализация принципа права собственности (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета – на развитие муниципальной);

3) равенство прав инвесторов – гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.

Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, которые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе – дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью является поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

Основная задача государства – это создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении своей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это важнейший рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды

5. Бюджет инвестиций предприятия.Проект по инвестиционному бюджетированию может быть реализован как в рамках создания единой комплексной модели бюджетного управления предприятия, так и независимо, как отдельный целевой проект. Реализация инвестиционного бюджетирования в полном объеме наиболее целесообразна для компаний, где существует или планируется к разработке стратегия и определена или определяется инвестиционная политика. В этом случае инвестиционные проекты (их выбор, ранжирование и т.д.) увязываются со стратегией компании в соответствии с инвестиционной политикой.

Инвестиционное бюджетирование является инструментом для реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционных программ, разработанных в соответствии с инвестиционной политикой компании. Инвестиционная политика строится на основе стратегических целей компании, определяет основные направления в инвестировании и способы привлечения инвестиций, основные критерии приоритетности и значимости инвестиционных проектов и программ. Объектом инвестиционного бюджетирования является инвестиционный проект. Примеры инвестиционных проектов: строительство новых объектов; реконструкция (модернизация) имеющихся объектов; приобретение объектов; открытие новых направлений деятельности, филиалов и т.д..

6. Понятие экономической оценки инвестиций: виды эффективности, задачи, решаемые в ходе оценки инвестиций. Экономическая оценка инвестиций — определение соответствия технических, организационных, маркетинговых, финансовых и других решений, заложенных в проекте, целям и экономическим интересам инвестора. Экономическая оценка инвестиций в первую очередь требует ответа на такие ключевые вопросы, как рентабельность вложений средств в данный проект, сроки окупаемости и степень риска инвестора, экономические особенности проекта, оказывающие влияние на результат. Оцениваются риски чувствительности проекта, риски на необходимые обновления.

Эффективность – категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников.

Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:

- эффективность проекта в целом;

- эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:

- общественную (социально - экономическую) эффективность проекта;

- коммерческую эффективность проекта.

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и “внешние”: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для единственного участника, реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические и организационные проектные решения.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников.

Эффективность участия в проекте включает:

- эффективность для предприятий-участников;

- эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров);

- эффективность участия в проекте структур более высокогоуровня по отношению к предприятиям-участникам ИП, в том числе:

- региональную и народнохозяйственную эффективность – для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;

- отраслевую эффективность – для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

- бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

Задачи, решаемые в ходе оценки инвестиций, определяются в ходе оценки инвестиций, определяются оценкой собственного финансового состояния предприятия и целесообразности инвестирования, оценкой будущих поступлений от реализации проекта, множественностью доступных проектов, а также ограниченностью финансовых ресурсов различными источниками финансирования и др.

7. Цели и эффективность прямых и портфельных инвестиций. Прямые инвестиции выступают как вложения в уставные капиталы предприятий (фирм, компаний) с целью установления непосредственного контроля и управления объектом инвестирования. Они направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущих финансовых интересов, а не только на получение дохода.

Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков. Как правило, портфельные инвестиции являются вложениями в приобретение принадлежащих различным эмитентам ценных бумаг, других активов.

Для анализа эффективности прямых и портфельных инвестиций могут применяться различные методы оценки, которые могут базироваться на разнообразных математических моделях. Для более качественной оценки возможности прямых или портфельных инвестиций могут быть привлечены независимые эксперты, которые обладают собственными методиками оценки эффективности.

8. Задачи, решаемые в ходе экономической оценки инвестиций.Задачи, решаемые в ходе оценки инвестиций, определяются в ходе оценки инвестиций, определяются оценкой собственного финансового состояния предприятия и целесообразности инвестирования, оценкой будущих поступлений от реализации проекта, множественностью доступных проектов, а также ограниченностью финансовых ресурсов различными источниками финансирования и др.

9. Инвестиционная привлекательность инвестиций: понятие, характеристика основных условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность. Инвестиционная привлекательность - совокупность объективных и субъективных характеристик объекта инвестирования обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную страну, регион, отрасль, предприятие (корпорацию). В зависимости от временного горизонта анализа, управления и прогнозирования могут быть выделены текущая и перспективная инвестиционная привлекательность. Также следует различать абсолютную инвестиционную привлекательность и сравнительную инвестиционную привлекательность (последнее предполагает сопоставление с показателями инвестиционной привлекательности других объектов инвестирования). При оценке инвестиционной привлекательности предприятия инвесторы в первую очередь обращают внимание на следующие характеристики предприятия: финансовая устойчивость и платежеспособность; конкурентоспособность, устойчивое положение на занимаемых рынках сбыта, возможность освоения новых рынков; уровень инновационной активности; производственный потенциал предприятия, возможности по увеличению выпуска продукции, освоению новых видов продукции, диверсификация производства; высококвалифицированный персонал, в том числе профессиональная менеджерская команда; прозрачность деятельности и положительный имидж (низкий уровень прозрачности автоматически снижает или делает невозможной внешнюю оценку инвестиционной привлекательности, поскольку аналитики просто не имеют доступ к сведениям, необходимым для объективной оценки).

10. Критерий экономической оценки эффективности инвестиций. Основные критерии, используемые для оценки эффективности реаль­ных проектов, в России следующие.

  • 1. Чистый доход.
  • 2. Чистый дисконтированный доход.
  • 3. Внутренняя норма доходности.
  • 4. Срок окупаемости инвестиций.
  • 5. Индексы доходности инвестиций.
  • 6. Потребность в дополнительном финансировании.
  • 7. Оценка показателей, характеризующих финансовое состояние пред­приятия - участника проекта (параметры финансовой устойчивос­ти, доходности, деловой и рыночной активности).

При оценке эффективности каждого проекта необходимо установить степень его финансовой реализуемости (данный параметр принимает два значения - «да» или «нет»), которая выражает наличие финансовых возможностей для его реализации. Требование финансовой реализуемо­сти предполагает наличие необходимого объема финансирования про­екта. Если имеет место его финансовая нереализуемость, то схема фи­нансирования проекта должна быть пересмотрена. Данную реализуемость проверяют на предмет консолидации капитала всеми участниками (вклю­чая инвесторов, кредиторов и государство).

Денежные потоки, поступающие от каждого участника в данный про­ект, показывают со знаком «плюс», а данные потоки, поступающие каж­дому участнику от проекта, - со знаком «минус». Кроме того, рассматри­вают денежный поток самого проекта. В данном случае сумму потоков из выручки от продаж и прочих доходов считают притоком и записыва­ют со знаком «плюс». Напротив, инвестиционные и производственные затраты (включая налоги) показывают как оттоки денежных средств со знаком «минус».

Правило: проект считают финансово реализуемым, если на каждом шаге расчета алгебраическая сумма (с учетом знаков) притоков всех участников и денежного потока проекта является неотрицательной ве­личиной.

11. Фактор времени.Влияние фактора времени следует учитывать в предпринимательских расчетах по следующим причинам:

§ из-за наличия инфляционных процессов, приводящих к обесцениванию денег, изменению их покупательной способности, которая является различной в различные моменты времени при равной номинальной стоимости;

§ из-за обращения денежных средств в виде капитала и получения дохода с оборота, так как один и тот же капитал, имеющий большую скорость оборота, обеспечивает большую величину дохода.

Наши рекомендации