Объём медицинской помощи в рамках ОМС
Обеспечение первичной медицинской помощи включающей: скорую помощь при внезапных заболеваниях угрожающих жизни, травмах, отравлениях, родах.
Лечение в амбулаторных условиях острых и обострений хронических заболеваний, травм и несчастных случаев.
Лечение на дому лиц не могущих посетить поликлинику.
Профилактические мероприятия, осуществляемые детям, подросткам, инвалидам и участникам ВОВ, беременным женщинам и родильницам, а также больным с туберкулезом, онкологическими заболеваниями, психическими расстройствами и после инфарктов и инсультов.
Стоматологическая помощь в полном объеме лицам до 18 лет, а также учащимся, студентам, участникам ВОВ, беременным, и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет.
Лекарственная помощь в соответствии с перечнем заболеваний с льготным обслуживанием.
Стационарная помощь: больным с острыми заболеваниями, травмами, инфекционными заболеваниями, онкологическим больным, при беременности и родах, абортах и по медицинским показаниям.
Cтруктура системы обязательного медицинского страхования представлена:
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ. Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ.)
Территориальными фондами обязательного медицинского страхования и их филиалами
Страховыми медицинскими организациями
Медицинскими учреждениями
В зависимости от административно-территориальных, демографических и экономических условий в субъектах Российской Федерации сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС.
I тип — на территориях 21 субъекта Российской Федерации функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации.
II тип — в 22 субъектах Российской Федерации система ОМС представлена территориаль?ным фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав страховщика) и страховыми медицинскими организациями.
III тип — в 19 субъектах Российской Федерации имеются только территориальный фонд ОМС и СМО.
IV тип — представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов Российской Федерации. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ — территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ — территориальный фонд ОМС.
Отчисления в ФФОМС 1,1% , в ТФОМС от 2,0%
Недостатки системы ОМС:
1) Хронический недостаток средств в ОМС,
2) ограниченный объем медицинской помощи в рамках ОМС;
3) перебои в оказании лекарственной помощи;
4) качество медицинских услуг в рамках ОМС.
Сейчас финансирование здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета и фондов обязательного медицинского страхования. То есть деньги достаются непосредственно больницам. По новой же концепции правительство отказывается от содержания больниц, госпиталей, поликлиник, других лечебно-профилактических учреждений, а эти деньги переходят к конкретному пациенту, который пользуется их услугами. Тогда сам пациент будет решать, куда направить средства, выделенные на его лечение. Сегодня проблема в том, что если работодатели исправно платят единый социальный налог за работающее население, то за неработающие категории граждан территориальные бюджеты раскошелиться не спешат, отсюда и дефицит средств.
Новый закон в первую очередь направлен на то, чтобы обеспечить дисциплину платежей. Для исправных плательщиков предусмотрены льготы. Например, в виде субсидий из федерального бюджета. А субъекты-реципиенты должны будут дисциплинированно выплачивать лишь посильную часть взносов, остальное доплатит федеральный бюджет.
Проблемы реформирования:
1. Важно определиться о целесообразной степени централизации;
2. Постоянно декларируемая на всех уровнях поддержка малого и среднего бизнеса в части трансформировалась в открытую, реальную государственную помощь крупным федеральным страховщикам: - Минфин установил минимальный размер уставного капитала для СМО, занимающихся некоммерческим по закону , такой же, как и для рисковых видов, то есть 30 млн. рублей.
3. ОМС – некоммерческий вид страхования, отсутствие конкуренции – вопрос о внесении рисковой надбавки для создания конкуренции и повышения качества;
4. В здравоохранении существует проблема неправомерного взимания 2-3 кратной оплаты за один и том же объем оказанной медицинской помощи: по программе из средств ОМС, ДМС, из бюджета и лично доктору;
5. несбалансированности программ ОМС с размерами страховых платежей (система ОМС аккумулирует лишь 40-45% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения). Причины этого известны. Главная из них - финансирование разделено по источникам) – введение одноканальной системы финансирования.