Страховая услуга как специфический товар. Цена страховой услуги
Страховой рынок охватывает сферу индивидуального (частного) страхования и представляет собой совокупность экономических отношений между страховыми компаниями и их клиентами. Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита - услуга, предоставляемая страховыми организациями. Как и всякий товар, страховая услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.
Потребительная стоимость страховой услуги состоит в обеспечении страховой защиты. Страховая защита заключается в снятии риска со страхователя. В случае наступления страхового события эта страховая защита материализуется в форме страхового возмещения или страхового обеспечения
Стоимость страховой услуги, или ее цена, выражается в страховом взносе (премии), которую страхователь уплачивает страховщику. Страховая премия устанавливается при подписании договора страхования и остается неизменной в течении срока его действия, если иное не оговорено условиями договора. Премия исчисляется относительно определенной базы, в качестве которой выступает страховая сумма по договору. Отношение величины страховой премии к базе дает страховой тариф. Страховой тариф определяется в процентах в расчете на 100 или на 1000 денежных единиц. Величина страховой премии должна быть достаточна, чтобы:
-покрыть ожидаемые претензии в течение страхового периода;
-создать страховые резервы;
-покрыть издержки страховой компании на ведение дела;
-обеспечить определенный размер прибыли.
Цена страховой услуги, как и всякая рыночная цена, колеблется под влиянием спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями платежей от страхователей страховыми выплатами по договорам плюс издержки страховой компании. Эквивалентность доходов и расходов является условием безубыточности страховой деятельности. Однако при этом страховая компания не получает никакой прибыли по страховым операциям.
Верхняя граница цены страховой услуги определяется размерами спроса на нее. При достаточно высоком спросе на страховую услугу, когда есть массовая потребность в страховании, а число страховых компаний невелико и все они предлагают примерно одинаковые условия страхования, есть возможность в течение какого-то времени поддерживать высокий уровень страховых премий. Однако по мере насыщения страхового рынка в условиях конкуренции на стороне предложения попытка искусственно поддерживать высокий уровень цен страховых услуг становится опасной. Столкнувшись с завышением цен в одной компании, клиент уйдет в другую. Поэтому на страховом рынке, как и на любом товарном рынке, существует тенденция выравнивания уровней цен страховых продуктов.
Важным макроэкономическим фактором, оказывающим влияние на общий уровень страховых тарифов, является величина банковского процента. Банковский процент влияет на страховую деятельность по двум направлениям. Во-первых, тенденции динамики банковского процента в сравнении со страховыми тарифами определяют решения клиента по поводу того, как ему противостоять своим рискам. Вполне возможно, что ссуда, взятая в банке, или накопление в нем денег для самофинансирования могут быть выгоднее, чем страхование. Поэтому страховые компании вынуждены соизмерять страховые тарифы с банковским процентом.
Во-вторых, деньги, полученные страховой компанией в виде
страховых платежей и временно свободные до момента осуществления страховых выплат, не лежат без движения. Они могут и должны использоваться страховщиком в коммерческих целях, инвестироваться в
ценные бумаги, в недвижимость, предоставляться в кредит, т.е. при
носить инвестиционный доход. Часть этого дохода может предоставляться страхователям в виде определенного процента. Другой вариант
— когда тарифные ставки заранее уменьшаются с учетом предполагаемой
нормы доходности по инвестициям.
Цена страховой услуги, предлагаемой страховой компанией, зависит также от состояния дел у этого конкретного страховщика, а именно от величины и структуры его страхового портфеля, управленческих расходов, от доходов, которые компания получает от вложения временно свободных средств. Поэтому сильные в финансовом отношении компании могут позволить себе сохранение в своем портфеле относительно низкорентабельных видов страхования при наличии очень выгодных.
Дело в том, что доходность различных видов страхования может быть величиной постоянной, она зависит от многих факторов, в частности, от общей рисковой ситуации в данный период времени, а также от фазы жизненного цикла, на которой находится данный страховой продукт. Стадии жизненного цикла конкретной страховой услуги в принципе те же самые, что и у любого другого товара: введение на рынок, рост спроса, насыщение или зрелость, спад продаж и уровня прибыльности и вытеснение из рынка. Жизненный цикл страховой услуги характеризуется показателями охвата «страхового поля», т.е. рискового сообщества, и динамикой числа заключенных договоров. Когда страховое поле близко к состоянию насыщения, рост охвата потенциальных клиентов договорами резко замедляется.
Цена страховой услуги достигает максимума на второй стадии жизненного цикла, на третьей стадии она стабилизируется, а на четвертой — возникает необходимость ее снижения либо модификации данного вида страхования.
Поскольку разнообразие страховых услуг все же меньше, чем разнообразие товаров, то конкуренция на страховом рынке носит в определенном смысле более жесткий характер. Главным средством в конкурентной борьбе является предложение новых видов страхования, отражающих возникновение новых потребностей. В частности, предлагается страхование довольно специфических рисков, например титула собственности по договорам купли-продажи недвижимости.
В традиционных видах страхования конкуренция развивается в иных направлениях, а именно:
-разработка договоров страхования с различными комбинация
ми рисков в интересах страхователей;
-снижение страховых тарифов в сравнении с другими страховы
ми компаниями;
-улучшение качества обслуживания страхователей.
Чем выше уровень конкуренции на страховом рынке, тем эффективнее деятельность страховых компаний с точки зрения страхователей и общественных интересов и тем ниже уровень страховых тарифов.
Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшим из которых являются рисковая ситуация, денежные доходы страхователей, страховой тариф, предложение страховых услуг. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называется конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.
Вопросы определения конъюнктуры страхового рынка, изучения рынка с целью выявления страховых потребностей решаются с помощью страхового маркетинга.
Страховой маркетинг принципиально не отличается от маркетинговой деятельности в других отраслях народного хозяйства, поскольку применяется в условиях единого рынка. Основной принцип маркетинга заключается в следующем подходе к рынку: с одной стороны, это тщательное и всестороннее его изучение (потребностей и спроса, адресности предлагаемых услуг), а с другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Основными задачами страхового маркетинга являются изучение объективно существующих страховых потребностей, формирование спроса путем разъяснительной и рекламной деятельности, а также разработка соответствующих этим потребностям видов страхования.
Занятие 2
План лекции
1.Современное состояние страхового рынка Казахстана и перспективы его развития
2.Зарубежный опыт развития страхового рынка
1.Современное состояние страхового рынка Казахстана и перспективы его развития
В современных условиях для отечественного страхового рынка характерны изменения, которые выражаются в увеличении числа страховых компаний, собственного капитала, страховых резервов, активов, поступлений страховых премий, объема страховых выплат. По состоянию на 01.09.11 на страховом рынке Казахстана действуют 38 страховых организаций, при этом лицензии на осуществление деятельности по отрасли «общее страхование» имеет 31 организация, 7 – по отрасли «страхование жизни».
На страховом рынке Казахстана существуют следующие проблемы:
-отсутствие доверия населения к страховым компаниям, низкий интерес к страхованию, особенно к страхованию жизни, потенциальных страхователей, которые, пока больше доверяют свои деньги банкам;
-ограниченность предлагаемых услуг по добровольному страхованию, включая долгосрочное и накопительное страхование жизни;
- низкая капитализация страховых компаний, недостаточная активность отдельных страховых организаций на рынке и, низкое качество управления страховыми организациями собственными рисками;
- относительная дороговизна страховых продуктов (за исключением обязательных видов страхования, где стоимостные условия определены законодательством) и их невостребованность;
- неразвитость системы предоставления займов страхователям страховыми организациями по договорам накопительного страхования жизни;
- низкий уровень страхового менеджмента, страхового маркетинга; невысокое качество услуг и обслуживания в страховых организациях, мошенничество в области страхового бизнеса;
- дефицит специалистов, как в самой страховой индустрии, так и в регулирующих ее органах;
-недостаточный уровень доходов населения;
-ограниченный круг надежных финансовых инвестиционных инструментов;
-низкая страховая культура населения, отдельных страховых посредников и страховщиков;
-отсутствие экономических стимулов для участия населения в долгосрочном личном страховании.
Для обеспечения развития страхового рынка РК, необходимо принятие следующих мер:
1. Для повышения доверия населения к страховым компаниям государству необходимо разработать гарантии, обеспечивающие защиту интересов страхователей. Такая система гарантий существует лишь по обязательным видам страхования. Так, с 2003 года в Казахстане функционирует фонд гарантирования страховых выплат, гарантирующий выплату страховых возмещений в случае банкротства страховых компаний.
Одним из условий повышения доверия страхователей является открытость и прозрачность страховых компаний. Для обеспечения прозрачности их деятельности необходима публикация в СМИ финансовой отчетности, а так же составление рейтинга страховых компаний с целью выявления степени финансовой устойчивости и надежности страховых компаний.
2. Необходимо реформирование страхового законодательства, то есть разработка законодательных и нормативных актов по страхованию жизни.
3. Для обеспечения развития рынка страховых услуг страховщикам необходимо заняться маркетинговыми исследованиями, изучить зарубежный опыт, расширить ассортимент предлагаемых услуг, тем самым повысить качество предлагаемых услуг, активизировать информационную работу по разъяснению прав потребителей страховых услуг и повышению страховой культуры населения.
4. Для подготовки кадрового потенциала необходимо: проведение семинаров и конференций по вопросам страхования и страховой деятельности для страховых организаций и других профессиональных участников страхового рынка на постоянной основе; определение квалификационных требований к отдельным категориям специалистов страховых организаций; повышение квалификации и улучшение практических навыков работников надзорного органа; создание на базе средних и высших профессиональных учебных заведений центров по подготовке специалистов страхового дела.
Таким образом, современный страховой рынок Казахстана характеризуется ростом объемов операций, появлением новых направлений страховой деятельности, обострением конкуренции и усилением внимания зарубежных страховщиков к ситуации со страховым бизнесом в Казахстане, что оказывает влияние на успешное развитие страхового дела в рыночных условиях, повышение его значимости среди населения и предпринимательских структур. Вместе с тем необходима, его поддержка государством и деловыми кругами, совершенствование нормативной базы, активизация деятельности самих страховщиков путем применения новых видов страхования по аналогии со страховыми рынками промышленно-развитых стран, повышения ответственности, культуры обслуживания.
2.Зарубежный опыт развития страхового рынка
Наиболее высокого уровня развития страховое дело достигло в США, Англии, Швейцарии, Германии, Франции, Японии.
В Соединенных Штатах Америки работает свыше 8 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни, в то время как в странах ЕЭС их около 4200. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира.
В США функционируют два типа страховых компаний: акционерные общества и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм нет.
Наибольшее развитие в США получило личное страхование. По страхованию жизни годовой сбор премии составляет около 9 млрд долларов США.
Вторым по значению видом страхования в США является страхование кредитно-финансовой сферы, что в значительной мере объясняется широким распространенением в стране принципов кредитных расчетов в сфере торговли и услуг.
Все страховые общества США по организационному принципу делятся на две группы: акционерные компании (их большинство) и «мьючуэлс» — своего рода товарищества взаимного страхования.
Характерной особенностью страховой системы США является участие в страховании различных посредников — агентов и брокеров.
Страховой рынок Великобритании — не самый крупный в мире, но он является старейшим и самым опытным, обладающим огромным авторитетом. Английские правила страхования легли в основу национальных страховых условий многих стран мира.
По некоторым показателям английский страховой рынок до сих пор не имеет себе равных в мире. Так, при сравнительно небольших размерах чисто внутреннего страхового рынка (5,3%), доля его в операциях международного характера составляет почти 20% всего мирового страхового бизнеса. Самое известное в мире страховое учреждение — синдикат «Ллойд», о котором упоминалось ранее.
Страховое законодательство в Великобритании в основном гармонизировано с требованиям страховых директив ЕС.
Личное страхование в Великобритании сконцентрировано в специализированных страховых компаниях пенсионных фондов, а также инвестиционных компаниях.
Имущественное страхование среди населения представлено рядом традиционных видов. Среди них страхование легковых автомобилей, домашнего имущества, гражданской ответственности и др.
В Великобритании действует обязательное страхование гражданской ответственности за ущерб перед третьими лицами, причиненный владельцами автотранспорта, авиаперевозками, домашними животными. Предусмотрено обязательное страхование профессиональной ответственности адвокатов, бухгалтеров, страховых брокеров, а также операторов атомных энергетических установок.
Ежегодно страховыми учреждениями Великобритании аккумулируется свыше 55 млрд фунтов стерлингов страховой премии.
Страховой рынок Германии характерен рядом особенностей. 51% национального страхового рынка занимает имущественное страхование, личное — 37%, медицинское составляет около 12% общего объема поступлений. Медицинское страхование в Германии пользуется заметно меньшей популярностью, чем в других странах Западной Европы.
Страховой рынок в Германии, развивающийся весьма динамично, разделен межу системой государственного социального обеспечения и частным сектором страховых услуг. Социальное страхование обязательно для всех работников наемного труда.
Страховщики в Германии не имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме страхования.
Обязательное страхование в Германии носит относительно ограниченный характер. Федеральное законодательство устанавливает обязательное страхование работодателя за ущерб наемным работникам, причиненный производственной травмой или вредными условиями труда, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта, авиационных перевозчиков, бухгалтеров, охотников и т. д, В ряде федеральных земель установлено обязательное страхование от огня.
Иностранным страховщикам в Германии принадлежит 13% страхового рынка, из них лидирующие позиции традиционно занимают страховые компании Швейцарии — около 9% страхового рынка.
Частный сектор страховых услуг в Германии представлен акционерными страховыми обществами, являющимися собственностью их акционеров, обществами взаимного страхования и государственными страховыми корпорациями.
Страховое дело в Германии регулируется законом о государственном страховом надзоре. Основная цель деятельности федерального органа государственного страхового надзора — защита интересов страхователей.
Большой опыт Германия имеет в деле перестрахования. Крупнейшей из перестраховочных компаний является Кельнское перестраховочное общество, сбор премий которого составляет около 2 млрд марок.
Характерной особенностью последних лет является интернационализация деятельности немецких страховых компаний.
Страховой рынок Швейцарии отличается высоким уровнем развития страхового дела. Характерным для швейцарского страхового рынка является тесное переплетение национального и иностранного капиталов. Страховые компании часто являются транснациональными корпорациями с обширными зарубежными интересами.
Наиболее прочные позиции на мировом страховом рынке швейцарские компании занимают в области перестрахования. На него приходится более половины всех поступивших из-за границы премий. Внутри страны более половины валовых премий дает личное страхование. В Швейцарии самый высокий показатель по сбору страховых премий на душу населения. Страховые полисы швейцарской семьи поглощают до 15% среднего семейного бюджета и являются самой крупной статьей расходов. Средняя швейцарская семья тратит на страхование больше средств, чем на питание.
Одним из условий успешной деятельности страховых компаний Швейцарии является их активная инвестиционная деятельность на рынке капиталов. Более половины всех активов страховых компаний размещено в форме ссуд и инвестиций в облигации.
Страховой рынок Франции примечателен чрезвычайно быстрым развитием.
Основными видами страхования во Франции является автострахование и страхование жизни. В 1983—1984 гг. в связи с осуществлением регулярных коммерческих запусков искусственных спутников с помощью ракеты «Ари-ан» была создана новая отрасль страхования — страхование космических рисков. Для увеличения емкости рынка в 1983 г. был учрежден страховой пул космических рисков.
Зарубежная деятельность для французских страховых обществ — сравнительно новая сфера деятельности. По этому показателю Франция занимает 3-е место в мире после Великобритании и Швейцарии. Крупнейшие страховые компании Франции имеют свои филиалы и отделения более чем с 60 странах мира.
Страховой рынок Японии имеет ряд особенностей. Одной из них является то, что в страховом деле доминируют компании по страхованию жизни.
Компании страхования жизни — крупнейшие владельцы акций и облигаций частных компаний, а также государственных корпораций. Они играют важную роль в вопросах кредитования. В последние годы они активно проникают на страховой рынок США, Канады и других стран.
Компании, осуществляющие общее страхование, так же играют важную роль как в экономике страны, так и во внешнеэкономических связях Японии. Многие из них входят в соответствующие монополистические группы, дополняя функции компаний по страхованию жизни. Они страхуют различные риски, связанные с международной деятельностью японских транснациональных компаний. Наиболее крупные из них выступают в качестве международных инвесторов и кредиторов.
Государство жестко регламентирует деятельность страховых организаций. Краткий анализ страхового рынка зарубежных стран показывает, что система страхования каждой из них является составной частью международного страхового рынка. Вместе с тем он выступает важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8—12 % валового национального продукта. Аккумулируемые страховыми организациями денежные средства служат источником крупных инвестиций. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний.