Этапы разработки и реализации инвестиционного проекта
Инвестиционные проекты могут носить инновационный характер. Несмотря на многообразие возможных идей, каждый инвестор оценивает свои финансовые возможности, уровень конкуренции, отдачу на вложенный капитал, риск и другие факторы реализации проекта в будущем.
Любой инвестиционный проект проходит три этапа разработки и реализации: предынвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный, составляющие в своей совокупности его жизненный цикл.
Первый предынвестиционный этап включает в себя следующие мероприятия:
– проверку первоначального замысла проекта;
– составление задания на разработку и обоснование проекта;
– разработку бизнес-плана;
– выбор местоположения объекта;
– выделение инвестиций на проектирование;
– проведение тендеров на проектирование;
– выбор проектной организации и заключение с ней договора;
– разработку техникоэкономического обоснования проекта;
– разработку проектносметной документации;
– утверждение проектносметной документации;
– отвод земли под строительство;
– получение разрешения на строительство;
– проведение тендеров на строительство;
– разработку рабочей документации;
– заключение подрядного договора.
Степень предынвестиционных исследований варьируется от требований инвестора, по возможности финансирования со времени, отведенного на их проведение. Выделяюттри уровня предынвестиционных исследований:
исследования возможностей; подготовительные, или предпроектные, исследования; оценка осуществимости или техникоэкономические исследования. Обобщающим документом предынвестиционных исследований является бизнес-план инвестиционного проекта.
Стоимость проведения предынвестиционной стадии исследований в общей сумме капитальных вложений довольно велика.
Инвестиционный этапреализации проекта состоит из следующих мероприятий: строительства объектов, входящих в проект; монтажа оборудования; пусконаладочных работ; производства опытных образцов; выхода на проектную мощность. В течение инвестиционного этапа осуществления проекта формируются активы предприятий, заключаются контракты на поставку сырья, комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов.
Эксплуатационный этаппроекта существенно влияет на эффективность вложенных средств в проект. Чем дальше будет отнесена во времени его верхняя граница, тем больше будет совокупный доход. В течение этой фазы осуществляется текущий мониторинг экономических показателей проекта, для того чтобы инвестор мог соотносить результативность проекта со своими ожиданиями
БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Бизнес-планомявляется строго структурированный, требующий необходимой проработки документ, который описывает цели предприятия и способы и х осуществления. Специфика бизнес-плана состоит не только в точности и достоверности количественных показателей, но и в содержательном обосновании идей проекта, их качестве.
бизнес-план рассматривается как инструмент для привлечения финансов, а для инвесторов является гарантией стабильного и оптимального вложения капитала. Тщательное обоснование бизнес-плана находит у инвесторов уверенность в результативности и безопасности вложений.
Состав бизнес-плана и степень его структуры зависят от масштабов, размеров и отраслевой принадлежности проекта. Идее и разработке бизнес-плана предшествует определение и обоснование целей проекта, сбор и обработка достоверной информации широкого перечня вопросов. Полный объем этой информации во время реализации проекта постоянно увеличивается, поэтому рекомендуется готовить два варианта одного бизнес-плана. Первый – это своеобразный внутренний бизнес-план, практическое руководство к действию; второй – это внешний бизнес-план, предназначенный для потенциальных партнеров.
Внутренний бизнес-план предназначен служить рабочим документом внутри фирмы, должен концентрировать в себе весь объем информации, необходимой для решения конкретных задач и прогнозирования развития событий при выполнении отдельных мероприятий и мониторинга.
Структура бизнес-плана включает в себя:
1) краткое содержание;
2) анализ положения дел в данной отрасли;
3) смысл будущего проекта;
4) исследование и анализ рынка;
5) план маркетинга;
6) производственный план;
7) организационный план и управление персоналом;
8) степень риска;
9) финансовый план;
10) приложения.
Характерным свойством бизнес-плана является краткость изложения, достигающаяся за счет отчетливой структуры разделов, отражающих разные стороны достижения поставленных целей.
Составление бизнес-плана необходимо для того, чтобы владелец капитала, сверяясь с включенными в него показателями, мог делать выводы о том, все ли идет в соответствии с целями, и в случае необходимости принять меры по исправлению положения.
К внешним факторам реализации бизнес-плана относятся: экономическая ситуация в стране; спрос потребителей; появление новых технологий и инноваций; изменение политики конкурентов и др.
Самый действенный бизнес-план может потерять актуальность и целесообразность при изменении условий его реализации и осуществлении, и инвестор своевременно не внесет соответствующие коррективы.