Финансирование инвестиционной деятельности судоходных компаний
До начала 70-х годов основным методом приобретения судов на мировом рынке являлось финансирование инвестиционных программ на основе собственных средств судовладельца. Но в последнее время все большее распространение приобрело использование будущим владельцем ссудного капитала. Финансирование судоходства стало проходить по схеме с высокой долей участия ссудного капитала - часто до 80%, а в отдельных случаях – до 100 % от стоимости судна.
Возможны следующие 2 разновидности финансирования инвестиционного проекта компании:
· внутреннее финансирование;
· внешнее финансирование.
Внутренне финансирование – это использование средств из прибыли самой компании. Самофинансирование имеет ряд преимуществ:
· за счёт дополнительного собственного капитала происходит повышение уровня надёжности и кредитоспособности самой компании;
· прогрессивное создание и рост собственного капитала;
· исключаются расходы по финансированию
· появляется возможность досрочного возращения внешнего капиталла и уменьшение затрат на выплату процентов по нему;
· компания более независима от внешнего капитала;
· облегчается процесс принятия решений по дальнейшему развитию за счёт дополнительных инвестиций.
Самофинансирование играет большую роль в выборе стратегических направлений развития компании, т.к. зависит от размеров валовой прибыли, выплат процентов на заёмный капитал, налогов на прибыль, дивидендов и некоторых других показателей. Недостатки:
· возможность появления у акционеров недоверия к руководству компании и споров о размерах дивидендов;
· создание дополнительного собственного капитала практически осуществляется только за счёт прибылей.
Внешнее финансирование – это использование средств кредитно-финансовых учреждений, нефинансовых компаний, населения. Делиться на:
· Паевое финансирование;
· На основе заёмного капитала.
Паевое – финансирование на основе собственных средств. Предусматривает использование владельца и судовладельцев компании, либо средств пайщиков при финансировании на основе паевых взносов. Оно более предпочтительно, т.к. определяет финансовую независимость компании и её устойчивость к кризисным явлениям, облегчает условия получения привлечённого капитала.
Финансирование на основе заёмного капитала – это предоставление денежных и натуральных средств кредиторами. Основа этого вида финансирования – не участие, а кредитные отношения, ведущие, с одной стороны, к дополнительным затратам за счёт обязательных платежей по некоторым операциям – оплата процентов и погашение кредитов, и с другой стороны, - к уменьшению облагаемой налогом прибыли из-за увеличения внутренних издержек за счёт оплаты процентов. От периода привлечения заёмного капитала – это финансирование делится на:
· краткосрочное;
· долгосрочное (более 4 лет ).
Внешнее финансирование в области судоходства возможно в следующих формах:
· предоставление государственных субсидий или субсидий государственных организаций национальным верфям или судовладельцам;
· предоставление иностранных кредитов под государственное обеспечение для строительства судов на иностранных верфях с последующим возвратом заёмных сумм;
· предоставление госкредитов национальным верфям или судовладельцам с последующим возвратом заёмных сумм;
· дотации или госсубсидии для модернизации или расширения мощностей национальных верфей;
· банковские кредиты;
· долговременная (на 15 лет и более) аренда судов у коммерческих банков с последующим возвратом или передачи в право собственности;
· ссуда страховых компаний.
Основными положениями договора с предоставлением кредита являются:
· размер кредита;
· цель использования;
· процент использования;
· размер выплат;
· сроки предоставления;
· погашение и закрытие кредитов;
· обеспечение кредита.
Размер кредита обычно связан со стоимостью приобретённого судна. Сроки предоставления кредита зависят от возраста судна и остаточного периода его эксплуатации. Погашение кредита, как правило, производится в несколько приёмов. Размер выплат может быть равным, либо определён особым образом. Процент использования кредита может быть зафиксирован на весь период предоставления кредита либо на его часть. На практике фиксированный процент устанавливается со сроком 3-5 лет.
В мировой практике используют 3 типовые схемы кредитования, которые различаются условиями погашения кредита:
- так называемый «воздушный шар». В такой схеме погашение долговых обязательств приходится на конец периода кредитования; в этот момент предполагается единовременное погашение всей задолженности по кредиту, т.е. возврат основного долга с процентными выплатами за весь срок кредитования. За рубежом имеются примеры использования данной схемы для финансирования проектов судоходных компаний. Однако, на Украине, а также в России она не нашла практического применения из-за ряда причин. К основным следует отнести длительность периода отсрочки погашения задолженности (конец срока кредитования), значительный объем сумм, приходящийся на этот момент, что повышает рискованность ситуации для кредитора и не устраивает отечественные банки.
- равномерное погашение кредита. В этой схеме выплата долговых обязательств распределяется равномерно, т.е. размер погашения кредита и оплата процентов за его использование равномерны по годам в течении всего периода кредитования;
- так называемые «кредитные каникулы». Выплата долга начинается с некоторой отсрочкой. В сфере морского бизнеса такую отсрочку называют льготным периодом. Льготный период — это период, в течение которого не производится погашение основной суммы кредита и оплаты процентов за его пользование. В отдельных случаях производится оплата процентов.