Влияние мирового кредитного рынка на национальную экономику
Взаимодействие между национальными, региональными и мировым рынками кредитных капиталов меняется в зависимости от стадии развития мировой экономики, степени интернационализации производства и капитала.
Постоянное перемещение капитала через национальные границы, обусловленное углубленной интернационализацией производства, превратило международные кредитные отношения в неотъемлемую часть мирохозяйственных связей. Начиная с последней трети прошлого столетия кредитные рынки стали функционировать не как локальные структуры, а как совокупности, объединенные общими закономерностями развития, что позволяет говорить о формировании мировой кредитно-финансовой системы, включающей движение облигационных, банковских займов, портфельных, прямых капиталовложений, а также экономическую помощь.
Мировой кредитный и финансовый рынок, в том числе еврорынок, играют двоякую роль ¾ позитивную и негативную. С одной стороны, аккумуляция и перераспределение денежных средств в мировом масштабе стимулирует развитие производительных сил, мирохозяйственных связей, концентрации, централизации капитала, интернационализации внешнеэкономической деятельности стран. С другой стороны, деятельность еврорынка способствует обострению противоречий воспроизводства. Особенности международных валютных, кредитных, финансовых операций (автономность, быстрота оформления, неподконтрольность национальным органам) делают их фактором нестабильности валютной и денежно-кредитной систем, экономики в целом.
Во-первых, межстрановое перемещение евровалют и капиталов, которое зависит от фазы цикла колебаний процентных ставок, направления экономической политики страны, влияет на национальную экономику и часто противоречит денежно-кредитной политике страны. Спекулятивные потоки евровалют и капиталов усугубляют нестабильность национальной экономики, затрудняют ее выход из кризиса. Во-вторых, обмен евровалют на национальные валюты способствует расширению кредитной экспансии внутри страны. В-третьих, мировой кредитный и финансовый рынок оказывает влияние на платежный баланс. Например, отток долларов из США на еврорынок увеличивает объем иностранных требования к американским банкам, что усиливает дефицит платежного баланса страны по текущим операциям. В-четвертых, межстрановое перемещение огромных масс краткосрочных капиталов оказывает давление на динамику валютных курсов и процентных ставок. В-пятых, международные кредитные и финансовые операции, особенно евровалютные, служат своеобразным передаточным механизмом влияния изменений денежно-кредитной и валютной политики одной страны на другую. Так, политика высоких процентных ставок в США в начале 80-х годов вынудила страны Западной Европы повысить свои процентные ставки для сдерживания оттока капиталов и затруднила проведение ими денежно-кредитной политики, стимулирующей их выход из экономического кризиса. С середины 80-х годов по решению пяти ведущих держав проводится согласованное снижение процентных ставок, однако сохраняется разница в их уровнях.
Уже с 70-х годов развитые страны предпринимают различные меры для отграничения национальных рынков капиталов от еврорынка в целях контроля за его деятельностью. Большинство стран пытались контролировать выход национальных кредиторов и заемщиков на мировой рынок кредитных капиталов, а также доступ иностранных заемщиков на местный рынок, регламентировать участие национальных банков в еврорынке. После переговоров «группы десяти» весной 1979 г. была достигнута договоренность о введении умеренного контроля над еврорынком в следующих формах:
¨ коммерческие банки обязаны представлять в национальные органы банковского контроля консолидированные балансы, включая данные по заграничным отделениям и расширенные сведения о кредитах на еврорынке;
¨ США и ФРГ предложили ввести минимальные резервные требования по еврооперациям, но другие страны отвергли это предложение, так как не во всех странах применяется данный метод кредитного регулирования. США в октябре 1979 г. ввели 8%-ные минимальные резервные требования по евродолларовым депозитам в национальных банках;
¨ поставлен вопрос об улучшении сбора информации о еврорынке;
¨ создан пул из сотни банков Западной Европы для регулирования операций ТНБ на еврорынке и т. д.
В связи с банкротствами и потерями банков от спекулятивных операций на еврорынке в середине 70-х годов был создан Комитет по банковскому регулированию и практике контроля при БМР из представителей национальных органов банковского контроля 12 стран. С целью обеспечения ликвидности и платежеспособности зарубежных отделений банков и их дочерних компаний в 1975 г. подписан Базель конкордат, обновленный в 1983 г. Однако эта мера не повысила ответственность банков за операции на еврорынке. В условиях кризиса платежеспособности развивающихся стран и ухудшения ликвидности банков Комитет подготовил в 1984 г. новые рекомендации, направленные на повышение ответственности банков за свою деятельность, особенно международные операции. Но эти меры не были согласованы, поскольку большинство стран выступает за ограничение вмешательства государства в регулирование банковского риска.
Ежегодные совещания «семерки» направлены на координацию экономической политики ведущих стран, надзор за состоянием экономики, что оказывает определенное влияние на мировой рынок кредитных капиталов.
Попытки введения контроля над еврорынком не дали ожидаемых результатов. Требование предоставления банками консолидированной отчетности по международным операциям наталкивается на трудности, связанные с различной бухгалтерской практикой, национальным банковским законодательством и банковской тайной. Введение минимальных резервных требований по еврооперациям банков не всегда совместимо с национальным кредитным регулированием отдельных стран и чревато ухудшением положения местных банков по сравнению с иностранными. Возможности центральных банков и национальных органов контроля воздействовать на процентные ставки, размер и условия операций на еврорынке ограничены.
Попытки регулирования еврорынка направлены не столько на установление контроля, сколько на координацию действий национальных банков и их приспособление к еврорынку.
И все же мировой рынок кредитных капиталов, особенно его важнейший сектор ¾ еврорынок, находится вне сферы национального и международного контроля. Особенность еврорынка состоит в отсутствии резервных требований по депозитам и кредитам (за исключением отдельных стран), а также лимитов на размер процентных ставок. Это способствует неконтролируемому движению огромных масс кредитного капитала, которые минуя государственные границы и регламентацию, могут вызывать внезапное вторжение «горячих денег» на национальные рынки кредитных капиталов или «бегство» капиталов, увеличение спекулятивных операций.
Наглядный тому пример ¾ крах на Гонконгской фондовой бирже 23 октября 1997 г. Он ознаменовал начало мирового финансового кризиса, охватившего страны не только Азиатско-Тихоокеанского региона, но и Западной Европы, США, Латинскую Америку, Россию и другие. Падение индекса корпоративных бумаг на 14% в Гонконге привело к падению курсов валют Малайзии, Сингапура, Филиппин, Индонезии и других стран, на Нью-Йоркской фондовой бирже индекс Доу Джонса упал на 554 пункта.
В качестве причин кризиса можно назвать:
¨ спекулятивные атаки, целью которых является получение прибыли на резких колебаниях финансовых рынков;
¨ переоцененность фондовых рынков, их «перегрев», а так как за фазой подъема всегда следует фаза спада, многие менеджеры инвестиционных компаний переводят свои средства на другие рынки;
¨ высокая степень взаимосвязи национальных экономик в системе мирового хозяйства;
¨ интернационализация финансовых рынков, начавшаяся еще с 70-х годов в промышленно развитых странах, а в 90-е годы переместившаяся и на регион развивающихся стран.
Очевидно, что контролируемость мирового рынка капитала еще больше падает по мере его интернационализации.