Виды финансово-правовых норм
Введение
Понятие и структура финансово-правовых норм
Виды финансово-правовых норм
Задачи финансово-правовых норм
ФинансоВО - правоВЫЕ отношения: понятие, особенности и классификация
Субъекты финансового права
Защита прав субъектов финансовО - ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Заключение
Список литературы
Введение
Выбирая данную тему, я руководствовалась важностью этой темы, ее значимостью для всех отраслей права. И эта значимость не случайна, она вытекает из самой сущности правового регулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль права регулирует отдельный вид общественных отношений, она имеет свои обусловленные спецификой методы и объекты.
Исходя из того, что общество - саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система, можно сказать, что государство - это также система, обеспечивающая саморегуляцию и самонастройку общества, а финансовая система в целом, в том числе бюджетная система, обеспечивает нормальное функционирование государства. Именно финансы, основой которого является бюджет, - лучший информационный источник во всей государственной деятельности (если хорошо исполняется бюджет, в бюджетную систему в полном объеме и в срок поступают налоги, в государстве в целом во всех областях вовремя выплачиваются зарплата и пенсии и даже идет их рост).
В начале своей работы, я хотела бы остановиться на основных понятиях финансового права.
Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем финансовые отношения важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя своё закрепление в нормативных финансово-правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образует систему финансового законодательства.
Развитие рыночных отношений обусловливает стремительное развитие финансово-правовых механизмов управления обществом. Финансы обеспечивают прозрачность деятельности государства, дают возможность осуществлять слежение рублём за всеми процессами в государстве и в обществе. Финансы пронизывают все стороны государственной деятельности, позволяют сохранять федеративную норму государственного устройства. Используя финансово-правовые механизмы, государство реализует не только экономическую, но и иные публичные функции. Финансовая деятельность государства обеспечивает взаимодействие частного и публичного секторов экономики, национального и международных рынков капиталов, способствует обеспечение и поддержанию экономической безопасности государства.
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить ее предписания и условия применения.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
Цель данной работы заключается во всестороннем изучении финансово-правовых норм и финансовых правоотношений.
Понятие и структура финансово - правовых норм
Финансово-правовые отношения регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности. Основная особенность этих норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство устанавливает строгие правила поведения, права и обязанности участников финансовых правоотношений, которые они не вправе изменить.
Норма финансового права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере финансовой деятельности, закрепляющее права и обязанности субъектов правоотношений и являющиеся критерием оценки их поведения. Финансово-правовые нормы выражают сущность регулируемых общественных отношений, из совокупности которых и состоят конкретные нормативные правовые акты. Нормы финансового права закрепляются в законах и других нормативных правовых актах и не являются простой волей законодательных и исполнительных органов. Имея объективные экономические предпосылки и обоснования, данные нормы разрабатываются и закрепляются в целях урегулирования (установления) определенного правила поведения или отношения. Так, развитие внешнеэкономических связей побудило государство разработать и применить нормы, устанавливающие порядок осуществления валютных операций, а появление частных предприятий выявило необходимость в регулировании формирования и использования их денежных фондов, а также в закреплении отношений по уплате налогов и сборов и иных обязательных платежей. Главная цель применения этих норм - подчинить рассматриваемые отношения финансовому обеспечению деятельности государства.
Нормы финансового права регулируют довольно широкий круг общественных отношений, имеющих большое значение для эффективного функционирования государства и местного самоуправления. В то же время в финансово-правовых нормах отражаются и отношения, складывающиеся и в экономике, социальной сфере, на финансовых рынках и в других областях. Нормы определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения граждан, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере финансовой деятельности.
Финансово-правовые нормы устанавливают правовой статус участников финансовых отношений, их права и обязанности, правовой режим их взаимоотношений, а также предусматривают ответственность за нарушение предписаний государства.
Значение норм финансового права определяется их ролью не только в упорядочении и защите новых общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, но и в вытеснении правовых отношений и явлений, не отвечающих современному уровню развития права, задачам соблюдения баланса публичных и частных интересов. Так, стимулируя экономическую активность предприятий и организаций, предоставляя им средства из бюджета, государство тем самым преследует и собственные интересы - развитие национальной экономики, повышение уровней собираемости налогов, обеспечение занятости населения.
Нормы финансового права, как и нормы права в целом, являются системными образованиями и обладают определенной структурой, т.е. имеют внутреннее строение. По своей структуре норма финансового права включает в себя три элемента:
1.гипотезу;
2.диспозицию;
Санкцию.
Гипотезой именуется часть финансово-правовой нормы, в которой заключены содержание самого правила поведения, фактические условия реализации нормы либо обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими финансовые правоотношения.
Например, п. 1 ст.93 (2) Бюджетного кодекса устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченные задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием). В данной статье содержится условие, при котором будет осуществляться реализация нормы по предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Диспозиция является основой финансово-правовой нормы и содержит предписание самого правила поведения участников финансовых отношений. В диспозиции обычно четко указываются их права и обязанности. Так, в соответствии со ст. 168 (4) Бюджетного кодекса Российской Федерации проект плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании).
Способом защиты правил, установленных нормами финансового права, являются санкции. В санкциях заключаются меры воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Однако, несмотря на то, что санкции носят финансовый характер, в юридической литературе не встречается понятие " финансовые санкции". В основном они влекут за собой применение мер материальной ответственности за ущерб государству и имеют некоторые особенности. Например, в бюджетном законодательстве предусмотрено применение таких санкций, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа и начисление пени. Самая распространенная санкция в финансовом праве - пеня, которая применяется в бюджетном и налоговом законодательстве и взыскивается финансовыми органами при нарушении сроков платежа. Как правило, в финансово-правовых актах могут не присутствовать все три элемента финансово-правовой нормы, но какой - либо элемент обязательно будет находиться в статьях этого акта или в других нормативных актах.
Виды финансово-правовых норм
Классификация норм финансового права может быть проведена по различным основаниям:
) в зависимости от назначения:
регулятивные (правоустанавливающие) нормы финансового права. Эти нормы устанавливают правовые предписания, предоставляющие участником финансовых правоотношений определенные права и возникающие из них обязанности, а также регулирующие правило поведения участников в целом в сфере финансовой деятельности. Так в ст.80 Бюджетного кодекса определено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной и муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, а в ст.5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" - права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при проведении аудиторской проверки;
охранительные нормы. Они направлены на обеспечение эффективности функционирования финансовой системы государства. Для этого нормы финансового права такого вида устанавливают и регламентируют меры защиты прав и интересов участников финансовых отношений. При этом охранительные финансово-правовые нормы в первую очередь охрану публичного порядка в сфере финансовой деятельности государства;
) по методу воздействия на поведение субъектов:
запрещающие нормы. Данные нормы четко устанавливают те правила поведения, которые не допускаются в финансовых отношения. Этот вид норм направлен на соблюдение принципа законности в финансовой деятельности и обеспечивает защиту интересов государства и других субъектов. Так, в соответствии со ст.22 Федерального закона от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета;
обязывающие нормы. Эти нормы определяют круг обязательств участников финансовых отношений и предписывают в категоричной форме совершать определенные действия. Нормы данного вида содержатся, например, в Конституции РФ и распространяют своё действие на органы государственной власти, организации и граждан. Статья 106 Конституции РФ предписывают Федеральному Собранию в обязательном порядке рассматривать федеральный закон о федеральном бюджете, законы о федеральных налогах и сборах, законы в сфере финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Обязывающая норма в сфере налогообложения содержится в ст.57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы";
уполномочивающие финансово-правовые нормы. Нормы этого вида содержат дозволительные предписания определенным органам, должностным лицам. В них характер предписаний государства сочетается с определенными полномочиями, которые предоставляются участникам финансовых отношений. При этом действие уполномочивающей нормы может быть строго ограничено во времени или при наличии определенных обстоятельств. Так, в соответствии с п.2 ст.117 Бюджетного кодекса от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Уполномочивающие нормы позволяют юридическим и физическим лицам избирать направления и формы исполнения финансовых обстоятельств. Это особенно проявляется в налоговом законодательстве, где допускается, например, как общий режим налогообложения, так и переход на упрощенную систему в добровольном порядке;
) по содержанию финансово-правовые нормы подразделяются в зависимости от характера регулируемых однородных отношений на:
нормы, определяющие виды и методы финансового контроля;
нормы, закрепляющие принципы построения бюджетной системы;
нормы, устанавливающие основы бюджетного процесса;
нормы, регулирующие структуру и деятельность банковской системы;
нормы, устанавливающие ответственность за правонарушение в области финансов, и др.;
) в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений:
материальные финансово-правовые нормы. Они закрепляют денежное, материальное содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Нормы данной группы устанавливают виды и объем доходов бюджетов, определяют объем и направления расходов, содержание обязательств организаций, предприятий и граждан перед государством. Особое широкое применение материальных норм можно встретить в бюджетном, налоговом и банковском законодательстве;
Процессуальные нормы финансового права. Эти нормы устанавливают порядок применения и действия материальных норм, т.е. методы и процедуры деятельности по реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений. В финансовом праве имеются целые институты, регулирование которых осуществляется процессуальными нормами. Так, раздел бюджетного права, а именно бюджетный процесс, включает в себя нормы, которые регулируют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов.
Существует классификация финансово-правовых норм и по иным основаниям (по юридической силе, по функциям и т.д.), однако все они находятся в сфере финансовой деятельности государства и отражают специфику финансовых отношений.