Схема банковской реструктуризации

Банковская реструктуризация осуществляется на нескольких уровнях, к которым относятся:

- системный;

- Банка России как регулирующего и контролирующего органа;

- кредитных организаций (внутрибанковский).

Следует отметить, что между уровнями реструктуризации существует тесная взаимосвязь. Изменения, происходящие в одном банке, в итоге оказывают влияние на качественные и количественные характеристики банковской системы в целом. И, наоборот, трансформация банковской системы не может не затронуть деятельности конкретных кредитных организаций. «Необходимо ли реструктурировать отдельные кредитные организации? Безусловно, да! Возможно ли, реструктурируя только отдельные кредитные организации и не имея общего видения той системы кредитных организаций, которая должна получится по окончании процесса реструктуризации, достичь восстановления способности системы кредитных организаций в полной мере обеспечивать выполнение своих базовых функций? Безусловно, нет» {20, с. 143}. Кроме того, общесистемный подход диктует необходимость непрерывного уточнения ориентиров деятельности Банка России с целью соответствия требований, предъявляемых им к коммерческим банкам, постоянно меняющейся внешней среде.

Этапы реструктуризации. Банковская реструктуризация имеет исторический характер. Она представляет собой единый перманентный процесс, в рамках которого выделяется три этапа: антикризисный, стабилизационный, инновационный (см. рисунок).

Эти этапы циклично повторяются по спирали развития общества. Трансформация или прекращение общественных отношений приводят к смене этапов реструктуризации, имеющих определенное временное ограничение. Разнородность этапов реструктуризации определяется такими факторами, как причины преобразований, их цели, роль менеджмента в этом процессе, интересы различных групп участников и т. д. Не требует доказательств то, что цель банковской реструктуризации определяет направления ее проведения. Особенностью антикризисной реструктуризации можно назвать четкую формализацию целей. Руководство банка ориентировано на преодоление негативных явлений и достижение определенного уровня заданных показателей. Целью стабилизационной реструктуризации является сохранение банковского бизнеса в рамках достигнутых результатов и предотвращение возможного отката назад [В дальнейшем стабилизационную реструктуризацию мы будем рассматривать в рамках антикризисного этапа.]. Инновационная реструктуризация направлена на совершенствование банковского бизнеса. Она тесно связана с предпринимательским подходом, и в этом случае банковскую деятельность следует рассматривать как схему, которую нужно улучшать и изменять в каждом случае, когда для этого есть подходящая возможность {1, с. 196}. Поэтому цель инновационного этапа подлежит перманентному уточнению в соответствии со складывающейся внешней ситуацией и внутрибанковскими потребностями, но в любом случае нужно исходить из ориентации на долгосрочное устойчивое развитие банковского бизнеса.

С точки зрения инициирования процесса реструктуризация может подразделяться на добровольную, активизируемую самой кредитной организацией, и обязательную, проводимую по решению Банка России. Антикризисная реструктуризация может быть как обязательной, так и инициироваться руководством банка, а инновационная носит добровольный характер.

Различия между этапами реструктуризации выявляют роль менеджмента при их реализации. Очевидно, что управление имеет определяющее значение для каждого из этапов. Управление коммерческим банком на антикризном этапе способствует достижению конкретного результата в определенный промежуток времени. Инновационный этап предполагает использование стратегических подходов, направленность на процесс, который в текущем периоде может быть даже убыточен, но в долгосрочной перспективе принесет успех. При этом в качестве источников конкурентного преимущества апробируются ранее не применяемые разработки и технологии, налаживаются новые контакты, которые не всегда могут оказаться удачными находками. Однако при выходе из кризисной ситуации руководство банка не может позволить принять на себя риски нововведений, так как непреодоленные негативные явления и так создали высокий уровень риска, поэтому круг источников конкурентных преимуществ значительно ограничен [Это не относится к ситуации пересечения инновационного и антикризисного этапов.]. Но в любом случае, независимо от этапа реструктуризации, должно сохраняться консервативное отношение к рискам.

Управление всегда осуществляется в чьих‑либо интересах. Этап преодоления кризисных явлений, как правило, связан с переменой собственников, неустойчивостью их позиций, а так же с ущемлением их прав. Поэтому при принятии управленческих решений зачастую преобладают интересы менеджеров. Переход к инновационному этапу характеризуется прежде всего разграничением прав акционеров (участников) банка и менеджеров, что происходит благодаря достижению соответствия установленных законодательных норм реальной практике их применения. Это обеспечивает повышение внутрибанковского доверия и управляемости банка. Следует отметить, что доверие является основой банковского бизнеса. Определенность внутренних взаимоотношений при добросовестном выполнении руководством банка своих обязанностей способствует росту степени прозрачности его деятельности, что благотворно влияет на расширение клиентской базы и позволяет поддерживать длительные стабильные отношения с вкладчиками, кредиторами и другими контрагентами.

При переходе от одного этапа к другому реструктуризация, как правило, носит стихийный характер, но затем она приобретает фиксированные правовые рамки.

Формы реструктуризации. Реструктуризация имеет различные формы проявления. Она может осуществляться при сохранении организационно‑пространственных границ банковского бизнеса. В некоторых же случаях возникает необходимость изменения этих границ. Разновидности указанных форм можно объединить в две группы, которые включают:

- во‑первых, преобразования в рамках уже существующих организацион-но‑пространственных границ;

- во‑вторых, изменения, приводящие к образованию новых организационных структур.

Формы реструктуризации первой группы определяют органический рост банков, который происходит на основе поэтапного расширения банковского бизнеса за счет собственных ресурсов, аккумулированных в процессе их деятельности. К таким формам относятся: 1) диверсификация и интернационализация банковского бизнеса, способствующие расширению банковского портфеля; 2) специализация, связанная с концентрацией усилий на определенных видах деятельности.

Диверсификация в свою очередь может осуществляться по трем направлениям: а) освоение новых видов банковской деятельности и продуктового ряда, что позволяет сохранять конкурентные преимущества на традиционных банковских рынках; б) применение обычных банковских услуг в новых сферах и для удовлетворения новых потребностей; в) переход в область, не связанную с текущим бизнесом.

Разновидностью диверсификации является интернационализация, отличительной особенностью которой можно назвать изменение географической среды банковского бизнеса. Интернационализация более рискованна, обходится дороже и представляет собой радикальный отход от прошлого опыта {1, с. 194}. Стимулом для выхода на новые географические рынки является их потенциальная емкость, что позволяет при благоприятных макроэкономических условиях получать высокую прибыль. Несмотря на то что новые условия работы требуют определенного времени для адаптации и внедрения современных технологий и методов работы, рост доходов возможен практически сразу путем увеличения депозитной базы и сокращения затрат на привлечение кредитов на межбанковском рынке.

При специализации банка на одном или нескольких направлениях повышение рентабельности достигается за счет роста вложений в конкретные виды деятельности, что приводит к достижению несомненного лидерства в определенной сфере.

Вторую группу форм реструктуризации объединяет необходимость выбора способа преобразования банковской деятельности, когда возникает следующий вопрос: опираться ли только на внутренние источники, развивая внутрибанковский потенциал, или пойти по пути создания новых организационных структур и использования их ресурсов? Для образования таких структур существует несколько возможностей: а) разделение банка на самостоятельные части или выделение из его состава отдельных звеньев; б) слияние с другими банками или их поглощение, приводящее к установлению полного контроля; в) присоединение к другим банкам; г) образование консолидированных групп или других объединений с предприятиями нефинансового сектора.

Как правило, окончательному закреплению новых структур предшествует создание стратегических альянсов, в рамках которых банком приобретается неконтрольный пакет акций других банков или компаний, а также может происходить обмен акциями между ними. При участии банков в других компаниях путем передачи части акций по мере роста их рыночной капитализации снижаются произведенные затраты, связанные с проникновением в новый бизнес. В то же время при использовании собственных акций для финансирования подобных проектов возникает опасность поглощения этими компаниями.

Реорганизацию банковских структур также можно рассматривать на горизонтальном и вертикальном уровнях. В первом случае происходит так называемое согласованное слияние, когда партнеры осуществляют свою деятельность на одних и тех же сегментах финансового рынка с одинаковым составом клиентов. Основная задача подобного слияния заключается в снижении издержек. Во втором случае объединение основывается на взаимном дополнении партнеров «процессами, системами, структурами» с целью разработки новых продуктов, расширения рынков и привлечения новых клиентов.

При горизонтальном объединении финансовых институтов существенную роль играет взаимодополняемость сфер бизнеса партнеров. В качестве примера можно привести стремление зарубежных банков расширить свою деятельность за счет участия в инвестиционном и страховом бизнесе, что объясняется привлекательностью этих рынков, позволяющих наращивать объемы продаж и получать дополнительный доход.

Другое направление объединения - вертикальная интеграция банковских структур - связано со слиянием коммерческих банков, сберегательных касс, кредитных товариществ, ипотечных банков. Этот процесс не только получил широкое распространение в отдельно взятых странах (Германии, Австрии), но и выходит за пределы национальных границ, в частности он охватил весь финансовый сектор скандинавских стран. Например, в Швеции в начале 1990‑х гг. на основе 11 объединившихся сберкасс был образован «Шведбанк» (Swedbank), ставший одним из крупнейших универсальных банков, в Дании в 1998 г. был образован «Кэпитэл Холдинг» (Kapital Holding) на основе слияния третьего по величине активов банка «Байкьюбен Гиробанк» (Bikuben Girobank) со вторым по величине ипотечным банком «Реалкредит Данмарк» (Real‑kredit Danmark). Под влиянием глобальных тенденций, приводящих к обострению конкуренции и необходимости поиска новых источников развития, масштабы и количество операций по объединению банков, а также последних с другими структурами продолжают возрастать.

Расширение организационно‑пространственных границ обладает рядом преимуществ. Прежде всего появляется возможность использования ресурсов других хозяйствующих субъектов, их специфических наработок и технологий, маркетинговых исследований. Возрастает количество заключаемых сделок за счет перекрестных продаж и использования общих каналов сбыта финансовых продуктов. Распространением банковских услуг начинают заниматься сотрудники вливающихся компаний, предлагая банковские карты, депозиты и другие формы в едином пакете со своими стандарт ными продуктами. Объединение позволяет консолидировать усилия по повышению качества предоставляемых услуг, а у мелких банков появляется доступ к нужным для этого, но ранее недоступным, инвестиционным ресурсам. Существенное значение имеет положительная репутация партнера, необходимая для ведения бизнеса и укрепления клиентской базы. Необходимо также отметить временное преимущество, позволяющее ускорить проникновение банка в новую отрасль и его выход на новые рынки. Все перечисленные факторы снижают риски освоения нетрадиционной сферы деятельности, которые могли бы возникнуть в случае начала работы банка в этой сфере с нуля.

Благоприятное воздействие на рост слияний или поглощений в банковской сфере оказывают новые информационные технологии, создающие единое информационное пространство и оказывающие помощь в преодолении непонимания между объединяющимися банками. Кроме того, важной составляющей успеха при расширении организационно‑пространственных границ является наличие потенциала делового развития, подкрепляемого любой формой органического роста, так как риск потерпеть неудачу при новых приобретениях резко возрастает в случаях, если собственный бизнес не развивается сам по себе {10, с. 111}.

Ответ на вопрос о правильности выбора направления и формы реструктуризации зависит от степени обоснованности ее проведения, для чего необходимо заранее оценить все возможные последствия и предусмотреть возникновение проблем в будущем. Но очевидным он становится только в процессе осуществления реформ.

Классификацию видов реструктуризации можно представить в виде таблицы.

Виды реструктуризации

Схема банковской реструктуризации - student2.ru

Особенностью становления банковского дела в современной России являются высокие темпы органического роста. Этому способствует то, что коммерческие банки изначально создавались как универсальные и осуществляют свою деятельность на различных сегментах финансового рынка. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки могут выполнять широкий круг операций с ценными бумагами, оказывать консультационные услуги корпоративным клиентам и т. д. Страховая поддержка банковского бизнеса производится, как правило, через созданные дочерние структуры. Освоение новых сфер деятельности (например негосударственного пенсионного обеспечения) осуществляется российскими банками путем использования внутренних ресурсов, а новые структуры создаются в рамках каждого банка или как дочерние (зависимые) компании, при этом технологии ведения бизнеса разрабатываются собственными силами.

Известно, что развитие за счет собственных ресурсов является доказательством конкурентоспособности и опережающих рыночных темпов роста. Но в российской действительности мобилизация внутренних возможностей связана и с тем, что на отечественном рынке отсутствуют финансовые структуры, которые могут представлять интерес для коммерческих банков (исходя из опыта прошлых лет, многие страховые, инвестиционные и другие компании оказывались финансовыми пирамидами). Работа же с зарубежными партнерами связана с опасностью быть поглощенными ими, да и сами иностранные компании проявляют осторожность к отечественному рынку. Поэтому банки делают все возможное, чтобы самостоятельно осуществлять обслуживание всех финансовых потоков клиентов.

Попытки диверсифицировать свою деятельность, опираясь только на внутренние возможности, путем вложения значительных средств предпринимались также в 1990‑х гг. некоторыми европейскими финансовыми институтами. Причиной для этого послужила слишком высокая цена приобретения или же проблемы с выбором партнера по слиянию. Некоторым из них удалось достичь успеха, как, например, немецкому «Коммерцбанку» (Commerzbank), расширяющему инвестиционную деятельность в Германии и за ее пределами. Для большинства же банков более эффективным оказалось использование механизма слияния, кумулятивная сумма которого только в 1997 г. составила 600 млрд дол. и имеет тенденцию постоянного роста.

В Стратегии развития банковской системы России акцентируется внимание на важности более широкого применения механизмов слияний и присоединений. Одной из причин этого является необходимость увеличения капиталов банков в соответствии с требованиями международных стандарт ов. Такая форма реорганизации кредитных организаций предусматривается действующим законодательством, а также нормативными документами Банка России. В соответствии со статистическими данными до 1998 г. слияние банков в нашей стране не проводилось и на сегодняшний день оно практически отсутствует. После разработки Центральным банком РФ в конце 1997 г. нормативных документов, определяющих порядок реорганизации банков в форме слияний и присоединений и устанавливающих ряд льгот для объединяющихся банков (отсутствие требований по минимальному размеру уставного капитала как к вновь создаваемому банку и др.), некоторые крупные банки объявили о слиянии, например «Банк Москвы» и Мосбизнесбанк, но разразившийся кризис остановил этот процесс.

Как правило, при проведении реорганизации чаще используется процедура присоединения. Это объясняется более сложной реализацией слияний, основная проблема которых заключается в обеспечении непрерывности деятельности кредитных организаций и порядка взаимодействия надзорных органов в период рассмотрения документов и принятия решения о выдаче новой лицензии. Нерешенным остается и вопрос об оценке стоимости банков в процессе реорганизации.

С точки зрения использования потенциала других компаний в российской банковской практике наибольшее распространение получили финансово‑промышленные группы, создаваемые банками с корпоративными клиентами, работающими в нефинансовой сфере и имеющими стабильные денежные потоки. Побудительным мотивом приобретений предприятий реального сектора экономики явилась потребность коммерческих банков в дешевых кредитных ресурсах. Поэтому некоторые специалисты считают, что на современном этапе для российской экономики гораздо более актуальным является процесс, обратный диверсификации, - формирование нормального института финансового посредничества, т. е. создание условий, стимулирующих банки концентрироваться на кредитно‑депозитных операциях {14, с. 33}.

Обобщив изложенные выше актуальные вопросы реструктуризации банковской системы, можно сделать следующие выводы. Российские коммерческие банки обладают высокой способностью к органическому росту, что определяет особенности проведения их реструктуризации. Основной задачей современного этапа развития коммерческих банков в нашей стране является не диверсификация услуг, а концентрация усилий на повышении качества выполнения непосредственно банковских операций, в частности кредитования предприятий и организаций. Формы реструктуризации отечественных банков не соответствуют формам реструктуризации иностранных банков, поэтому нельзя слепо копировать зарубежный опыт, а при выполнении требований международных организаций по построению российской банковской системы целесообразно исходить из национальных особенностей и интересов нашей страны.

Таким образом, для определения концептуальных границ банковской реструктуризации наиболее значимыми являются следующие аспекты:

- соблюдение национальных приоритетов при определении целей реструктуризации;

- поддержание баланса между финансовым и нефинансовым секторами экономики;

- межуровневая согласованность целей и задач банковской реструктуризации;

- применение принципов правовой дозволенности, экономической целесообразности и социальной полезности.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности современного этапа рыночных преобразований экономики России?

2. В чем причины и каковы основные признаки кризиса банковской системы?

3. Как можно охарактеризовать этапы банковской реструктуризации?

4. Как можно классифицировать банковскую реструктуризацию?

5. Какова должна быть роль государства в проведении реструктуризации банковской системы?

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. СПб., 1999.

2. Басиния Т. Эволюция коммерческих банков в РФ // Банковское дело. 2000. № 7.

3. Пузановский С. С, Горелов Н. А., Красковский Ю. В. Кризис и труд: реструктуризация предприятий. СПб., 1999.

4. Волков В. Н. Российская экономика в 2000 году // Деньги и кредит. 2001. № 2.

5. Геращенко В. Актуальные проблемы банковской системы в 1999 году // Деньги и кредит. 1999. № 1.

6. Захаров В. Мифы и реальность // Деньги и кредит. 1998. № 11.

7. Захаров В. Прежняя денежно‑кредитная политика может привести к новому кризису // Аналитический банковский журнал. 1999. № 11.

8. Иванов В. Разработка планов антикризисного управления банком // Деньги и кредит. 2000. № 6.

9. Капелюшников Р. Где начало того конца? // Вопросы экономики. 2001. № 2.

10. Карлофф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. М., 1991.

11. Львов Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М, 1999.

12. Насущные проблемы функционирования банковской системы // Деньги и кредит. 1998. № 10.

13. О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации: Совместное решение Банка России и Правительства РФ // Российская газета. 1999. № 4.

14. Орлова Н. Е. Слияния и поглощения как инструмент диверсификационного роста коммерческих банков // Банковское дело. 2000. № 1. С. 33.

15. Основные направления единой государственной денежно‑кредитной политики на 2002 год // Деньги и кредит. 2001. № 12.

16. Перотти Э., Швец Ю. Реструктуризация банковской системы: стратегия устойчивого развития // Деньги и кредит. 1999. № 11.

17. Попков В. Концептуальные основы развития банковской системы России // Аналитический банковский журнал. 2000. № 5.

18. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации // Деньги и кредит. 2000. № 1.

19. Стратегия развития банковской системы Российской Федерации до 2004 года // Коммерсант. 2001. 17 сент.

20. Тосунян Г., Викулин А. Банковское право РФ. М., 2000.

21. Турбанов А. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело. 2000. № 8.

Наши рекомендации