Распоряжение имуществом должника
В отсутствии руководства, внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. Собственник имущества должника или органы управления должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника. Таким образом, внешний управляющий наделен широким кругом полномочий по управлению должником. Это, однако, не означает, что действия внешнего управляющего ничем не ограничены. Только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) внешним управляющим могут быть заключены следующие виды сделок:
- крупные сделки (связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет свыше 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения этой сделки);
- сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (стороной которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора – его близкие родственники);
- Сделки, связанные с получением или выдачей займов, выдачей поручительств или гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, отчуждением или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждением доверительного управления, совершаются внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), за исключением случаев, когда возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления;
- Продажа имущества, являющегося предметом залога, допускается только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом этого имущества. Причем требования этого кредитора погашаются за счет стоимости проданного залога преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога;
- сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления, в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20% суммы требований конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований. Однако такая сделка, совершенная внешним управляющим, может быть признана судом недействительной только, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или не могла не знать о таком нарушении;
- Решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, не предусмотренных планом внешнего управления.
Отказ от исполнения договоров должника может быть заявлен только в отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств:
- если исполнение договора должником повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
- если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника. Т.е. управляющий может отказаться практически от исполнения любого договора, если докажет, что его исполнение препятствует восстановлению платежеспособности. Это указывает на приоритет интересов должника перед интересами отдельных кредиторов.
Однако этот отказ не относится к договорам должника, заключенным в ходе наблюдения с согласия арбитражного управляющего или в ходе финансового оздоровления, если такие договоры были заключены в соответствии с законом о банкротстве.
Контрагент должника вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.
Сделка должника, в том числе совершенная им до момента введения внешнего управления, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего. Однако сделка должника, совершенная должником с заинтересованным лицом, может быть признана судом общей юрисдикции или арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего только в том случае, когда в результате ее исполнения кредиторам или должнику были или могут быть причинены убытки.
Сделка должника, заключенная или совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом, может быть признана судом недействительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора, если эта сделка влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими кредиторами (т.е. эта сделка была осуществлена при наступлении банкротства или в предвидении банкротства).
Если в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом какой-либо участник (учредитель) вышел из состава участников (учредителей) и ему был выплачен пай (доля) в имуществе, то по заявлению внешнего управляющего или кредитора эта сделка признается недействительной, в случае, если ее исполнение нарушает права и законные интересы кредиторов, а все полученное по такой сделке возвращается должнику. В этом случае этот участник (учредитель) должника относится к кредиторам третьей (последней) очереди. Аналогичная сделка, совершенная после принятия заявления о признании должника банкротом по закону о банкротстве признается ничтожной и в случае открытия конкурсного производства требование этого учредителя погашается после полного удовлетворения всех требований кредиторов.
План внешнего управления
Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. План внешнего управления субъекта естественной монополии топливно-энергетического комплекса разрабатывается внешним управляющим с учетом предложений федерального органа исполнительной власти в области ТЭК (это положение действовало до 1 января 2005г.).
План внешнего управления стратегическим предприятием или организацией не позднее чем за 15 дней до собрания кредиторов внешний управляющий должен направить в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность это стратегическое предприятие или организация. Этот федеральный орган дает в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления и может до даты утверждения плана собрание м кредиторов направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, предоставив при этом обеспечение исполнения обязательств должника и приложив график погашения задолженности.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, т.е. те меры, которые приведут к устранению признаков банкротства, условия и порядок их реализации, расходы должника и срок восстановления платежеспособности.
План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за две недели до даты проведения собрания.
Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
- решение об утверждении плана внешнего управления;
- решение об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- решение об отклонении плана внешнего управления. Это решение должно предусматривать срок созыва (не позже чем через 2 месяца) следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления.
- решение об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего. Кредиторы должны лишь утвердить саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, а также требования к его кандидатуре. Саморегулируемая организация представляет список арбитражных управляющих, и затем конкретную кандидатуру управляющего выбирает и утверждает арбитражный суд.
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.
Если в течение 4 месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, арбитражный суд вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Если во время наблюдения первое собрание кредиторов приняло решение об открытии внешнего управления, а арбитражный суд, вопреки этому решению и при наличии соответствующего ходатайства, вынес определение о введении финансового оздоровления и в дальнейшем финансовое оздоровление было досрочно прекращено в связи с нарушением сроков удовлетворения требований кредиторов и было вновь введено внешнее управление и, крое того, в течение 2 месяцев с даты вторичного введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, арбитражный суд также может принять решение об открытии конкурсного производства.