Теоретические аспекты финансового менеджмента

«Менеджмент» (manage) - слово английского происхождения и означает «управлять». Трактовок понятия «менеджмент» существует очень много. И это естественно, так как на разных стадиях развития организации мы имеем дело с менеджментом различного типа (технологическим, финансовым, корпоративным, функциональным и т.п.).

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.

Содержание менеджментаможно рассматривать в трех аспектах:

· как науку и искусство управления;

· как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;

· как аппарат управления деятельностью организации.

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджментав российской экономике:

· формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;

· изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;

· обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;

· интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;

· усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

· возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;

· профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.

Менеджмент в сфере туризма - это система экономического управления туристским производством, которая включает в себя совокупность принципов, методов, форм, приемов и инструментов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями, поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов туристского предприятия, в том числе финансовых. Поэтому финансовый менеджмент является неотъемлемой составляющей организации целостной системы менеджмента (Рис. 2).

Таким образом, общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью туристского предприятия в целом или его самостоятельных хозяйственных звеньев (Например, управление рестораном, фитнес-центров с бассейном, номерным фондом - гостинично-ресторанного комплекса).

       
  Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru   Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru
 
    Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru
 
    Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru
 
    Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru
 
    Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru
 
    Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru

Рис. 2. Место финансового менеджмента в структуре общего менеджмента туристского предприятия

Функциональный (специальный) менеджментзаключается в управлении определенными сферами деятельности туристского предприятия или его звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

На любом туристском предприятии общий и функциональный менеджмент существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала.

Общее представление о финансовом менеджменте можно рассматривать, как механизм управления движением финансовых ресурсов туристского предприятия. Конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта - получению прибыли, поскольку любые экономические отношения базируются на стремлении получения прибыли. Прибыль (выгода) потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем соотношении качества и цены. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать хотя бы минимальную прибыль, чтобы обеспечить свое выживание, то есть рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства (услуги) для дальнейшего производства туристского товаров и оказания туристских услуг. Известны две основные возможности увеличения прибыли: рост объема выпуска и реализации туристского продукта (выручка) и уменьшение затрат (себестоимость), так как прибыль в общем виде - это разница между выручкой и себестоимостью.

Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей, а, следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Финансовый менеджмент, с одной стороны, - это искусство, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие финансовые успехи туристского предприятия, что предполагает порой чисто интуитивную комбинацию методов финансового менеджмента, основанную, однако, на знании тонкостей экономики туристского рынка. С другой стороны, - это наука, поскольку принятие любого финансового решения требует не только знаний концептуальных основ финансового менеджмента туристского предприятия и научно обоснованных методов их реализации, но и научных знаний общих закономерностей развития рыночной экономики.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финансовый менеджмент - это, в первую очередь, наука об управлении финансами туристского предприятия и процессами формирования денежных фондов, их использовании и контроле над этими процессами, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

Финансовый менеджмент базируется на нескольких основных концепциях: временная ценность денежных ресурсов, денежные потоки, финансовый риск, цена капитала, эффективный рынок и других. Для финансового менеджера временная ценность денежных ресурсов имеет особое значение, поскольку в аналитических расчётах приходится сравнивать денежные потоки, генерируемые в разные периоды времени.

Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru

       
    Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru
 
  Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru

Рис. 3. Система финансового менеджмента

Общее правило финансового менеджмента - всегда надо стремиться к устойчивости финансовой системы в целом, а не её элементов в отдельности. Финансовый менеджмент - это система, которая необходима для реализации главной цели - повышение прибыльности за счет эффективного использования собственных и заемных средств, что находит отражение в разработанной и проводимой финансовой политики предприятия. В свою очередь финансовая политика предприятия состоит из управления взаимосвязанными финансовыми сегментами (Рис. 3).

Сущность финансового менеджмента как формы предпринимательства отражена на Рис.4.

 
  Теоретические аспекты финансового менеджмента - student2.ru

Рис. 4. Задачи финансового менеджмента как формы
предпринимательства

Из сущности и целей финансового менеджмента вытекают его основные задачи:

· формирование и проведение инвестиционной политики;

· управление источником средств;

· дивидендная политика.

Финансовый менеджмент включает в себя следующие разделы:

1. Общие разделы финансового менеджмента:

· финансовая деятельность компании в контексте окружающей среды. Окружающая среда - это связи любого вида с внешней средой, которые определяют положение данной фирмы в регионе, отрасли, стране или на международном уровне;

· финансовые и коммерческие расчеты;

· финансовые инструменты;

· риск и его оценка. Задачи финансового менеджмента: выявить риски и их источники; оценить риски не только по их вероятностным характеристикам (частям или %), но самое главное - в деньгах; разработать мероприятия снижающие этот риск; разработать схемы страхования рисков (смена турнаправления).

2. Общий финансовый анализ и планирование.

· оценка текущего финансового состояния компании;

· текущее и перспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности;

3. Текущее управление финансами.

· управление активами;

· управление источниками средств или управление пассивами.

4. Управление финансовыми инвестициями:

· оценка положения компании на рынке капитала;

· управление портфельными инвестициями.

5. Специальные разделы финансового менеджмента:

· особенности управления компанией в случае изменения её организационно-правовой формы;

· управление финансами в условиях изменяющихся цен;

· особенности управления финансами неприбыльных организаций;

· управление финансами в условиях банкротства;

· международные аспекты финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент реализуется через следующие функции:

1. Планирование текущей деятельности (на год).

2. Организация - создание органов управления и правил их функционирования.

3. Прогнозирование - разработка на длительную перспективу плана изменения финансового состояния объекта и его различных частей.

4. Регулирование - текущие мероприятия по устранению возникших отклонений для обеспечения устойчивости финансовой системы.

5. Координирование - обеспечение единства отношений объект - субъект - аппарат управления.

6. Стимулирование - заключается в заинтересованности работников финансовых служб в результатах своего труда.

7. Контроль - проверка организации финансовой работы и выполнения финансовых планов.

8. Анализ - заключается в работе финансовых аналитиков по анализу состояния управления финансами.

9. Финансовый механизм - система действий финансового рычага, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Управление финансами предполагает разнообразие применяемых методов, обеспечивающих достижение поставленных целей с наименьшими затратами. При этом финансовый менеджмент включат разработку и выбор критериев для принятия рационального решения, а так же практическое использование этих критериев с учетом конкретных условий в практической деятельности предприятия. Исходной базой является его финансовый менеджмент, предполагающий многовариантные подходы не только к оценке решений, но и к оценке последствий. Управление должно осуществляться постепенно, а сами решения должны оперативно корректироваться в случае изменения обстоятельств.

Оценка эффективного или не эффективного управления финансами - это оценка результатов взаимоотношений с партнерами.

Финансовый менеджмент - это наука и практика. Сначала наука, а потом практика. Наука состоит из ряда теорий, из которых разработаны следующие аспекты:

1. Концепция совершенных (идеальных) рынков капитала. Данная концепция подразумевает, что все процессы происходят на идеализированном рынке. Отличительными особенностями идеального рынка являются:

· полное отсутствие трансакционных (брокерских) затрат;

· отсутствие налогов;

· наличие большого числа продавцов и покупателей;

· равный доступ к фондовому рынку для физических и юридических лиц;

· отсутствие затрат на информационное обеспечение, что предполагает равнодоступность информации;

· все субъекты рынка имеют одинаковые возможности, ожидания и риск;

· отсутствуют затраты, связанные с финансовыми затруднениями (оплата места на бирже, лицензирование).

2. Концепция дисконтированного денежного потока. Денежные потоки могут быть разнесены по времени и для определения настоящей стоимости финансового актива необходимо учитывать фактор времени. Для этого используется дисконтирование и наращение (компаудинг).

3. Теория структуры капитала. Среди вопросов, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры, одним из основных является следующий: каким образом фирма должна сформировать необходимый ей капитал? Следует ли ей прибегать к заемным средствам или достаточно ограничиться акционерным капиталом? В теории структуры капитала утверждается, что стоимость любой фирмы определяется исключительно её будущими доходами и, следовательно, не зависит от структуры её капитала.

4. Теория компромисса между объемами собственных и заемных средств. Данная теория утверждает:

· наличие определенной доли заемного капитала идет на пользу фирме;

· чрезмерное использование заемного капитала приносит фирме вред;

· для каждой фирмы существует своя оптимальная доля заемного капитала.

5. Теория дивидендов. Теория предусматривает следующие допущения:

· наличие идеальных рынков;

· политика выплаты дивидендов, которой придерживается фирма, не влияет на её бюджет капиталовложений;

· поведение всех инвесторов является рациональным (инвесторы всегда предпочитают рост богатства его уменьшению, и их не волнует форма, которую принимает богатство, – выплачиваемые им дивиденды или доходы от прироста капитала).

Теория дивидендов утверждает, что политика выплаты дивидендов, как и структура капитала фирмы, не влияет на её стоимость. Каждый доллар, выплаченный сегодня в виде дивидендов, уменьшает сумму нераспределенной прибыли, которая может быть инвестирована в новые активы. Данное уменьшение должно быть компенсировано за счет эмиссии акций. Новым акционерам необходимо будет выплачивать дивиденды, и эти выплаты будут снижать приведенную стоимость ожидаемых дивидендов для прежних акционеров на величину, равную сумме дивидендов, полученных ими в текущем году.

6. Теория портфеля и модель оценки доходности финансовых активов. Теория портфеля приводит к следующим выводам:

· для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфели;

· уровень риска по каждому определенному виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций;

· связь между уровнем риска и требуемой доходностью конкретизирует модель оценки доходности финансовых активов.

Модель оценки доходности финансовых активов имеет важное значение для определения как общей цены капитала фирмы, так и требуемой доходности для отдельных проектов, осуществляемых в рамках фирмы.

7. Теория ценообразования опционов. Опцион может быть реализован или нет в зависимости от решения, принимаемого исключительно его держателем. Важной характеристикой опциона является то, что он не может иметь существенных последствий для его держателя, поскольку в любой момент можно отказаться от его исполнения. Таким образом, если существует какая-то возможность реализации опциона в будущем с получением дохода, тот факт, что данный опцион не может иметь отрицательной стоимости, означает его определенную ценность в данный момент, хотя бы и относительно незначительную.

8. Гипотеза эффективности рынков. Она позволяет сделать вывод, что стоимость фирмы не может быть увеличена за счет операций на финансовом рынке и, поскольку чистый приведенный эффект (NPV) финансовых операций равен нулю, стоимость фирмы может быть увеличена только за счет операций на рынке материальных товаров и услуг. Эффективный рынок – это такой рынок, в ценах которого находит отражение вся известная информация.

Для того чтобы обеспечить информационную эффективность рынка, необходимо выполнение четырех условий:

· информация становится доступной всем субъектам рынка одновременно, и её получение не связано с какими-либо затратами;

· отсутствуют трансакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

· сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен;

· все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду.

Ввиду невыполнимости этих условий следует провести различие между идеальной информационной эффективностью рынков и их экономической информационной эффективностью.

Идеально эффективный рынок - рынок, на котором соблюдаются все вышеперечисленные условия, цены всегда отражают всю известную информацию, новая информация вызывает немедленное изменение цен, а получение сверхдоходов возможно только в результате счастливой случайности.

Экономически эффективный рынок - рынок, где цены не могут немедленно реагировать на поступление новой информации, однако при условии элиминирования информационных и трансакционных затрат сверхдоходы отсутствуют и на этом рынке.

Элиминирование - исключение из рассмотрения в процессе анализа, расчета и контроля признаков, факторов, показателей, заведомо не связанных и изучаемым, анализируемым, контролируемым процессом, явлением.

Гипотеза эффективности рынков и вытекающая из неё концепция компромисса между риском и доходностью имеют большое значение для инвесторов.

Она указывает инвесторам на то, что любая оптимальная стратегия капиталовложений включает в себя:

· определение приемлемого уровня риска;

· формирование диверсифицированного портфеля инвестиций, имеющих приемлемую степень риска;

· минимизацию трансакционных затрат с помощью стратегии «купил и держи».

9. Теория асимметричной информации. Теория асимметричной информации Менеджеры, как правило, не обладают какой-либо дополнительной, недоступной остальным информацией ни об общем состоянии фондового рынка, ни о будущем уровне процентных ставок, однако они обычно лучше, чем посторонние наблюдатели, информированы о перспективах их собственных фирм. Когда менеджер знает о будущем своей фирмы больше, чем наблюдающие за ней аналитики и инвесторы, имеет место асимметричная информация. Очевидно, что для улучшения функционирования рынка требуется уменьшить информационные асимметрии.

10. Компромисс между риском и доходностью.

Наши рекомендации