Тема 2. Финансовая система
(классическая теория финансов - КТФ)
Система - это форма
организации чего-нибудь
С.И. Ожегов
Система финансов РФ (экономический аспект). Сферы, звенья, уровни системы финансов и ее элементы.
Система - это комплекс взаимодействующих элементов. Необходимость выделения отдельных элементов вызвана тем, что они играют различную роль в экономике, используют различные принципы, методы образования и использования денежных фондов. Система финансов – понятие не однозначное, в классической и неоклассической теории имеет разное значение, в отечественной и зарубежной нет единого мнения, относительно понятия финансовой системы и ее основных элементов. При этом одни авторы пытаются свести все элементы в единую финансовую систему, другие разделяют ее экономическую и организационную (институциональную) составляющие.
Разница во взглядах ученых зависит от:
• общей экономической платформы;
• сферы общественного воспроизводства, которая берётся за основу при исследовании финансов;
• того, какой субъект финансов рассматривается как главный ( государство или предприятие);
• субъективных факторов.
В литературе используют два словосочетания: «финансовая система» и «система финансов». Иногда термины используются как синонимы, иногда им придаются разные значения.
Исторически первым стал использоваться термин «финансовая система».
В рамках классической теории финансов чаще всего финансовая система определялась как взаимосвязь экономических отношений и финансовых институтов (учреждений, рынков. отношений). Поэтому точки зрения на состав финансовой системы были многообразны и, не структурированы.
В большинстве учебников и учебных пособий считается, что финансовая система СССР включала следующие элементы:
ü государственный бюджет;
ü государственный кредит;
ü финансы предприятий;
ü финансы отраслей народного хозяйства;;
ü страхование.
Финансовая система СССР была основана на господствующей государственной собственности, принципе жесткого централизованного планирования. С переходом к рыночным отношениям некоторые элементы изменили свое значение, претерпели существенную трансформацию, часть - перестала существовать.
Государственный бюджет СССР был единым, он состоял из:
ü союзного бюджета ( 55% средств);
ü бюджетов союзных республик ( 45%).
В доходной части бюджета основным видом доходов был налог с оборота ( треть дохода). Другая значительная часть – платежи государственных предприятий ( 30%) – эти платежи не являлись налогами.
Доходы с физических лиц не играли значительной роли.
В доходную часть бюджета включались средства государственного страхования (в 80-е гг. это 5% от доходной части бюджета) и вклады населения, которые хранились в трудовых сберкассах, также кредиты и займы.
Полная структура государственного бюджета была засекреченной.
Расходы бюджета:
народное хозяйство – 55%;
социальная сфера – 34%;
государственное управление – 1%;
национальная оборона – 5,8%.
Профицит составлял 3%.
Финансы отраслей народного хозяйства.
Все предприятия были объединены по линии министерств, и соответственно, из прибыли отчисляли определенный процент в министерский фонд, за счет которого осуществлялось материально-техническое снабжение.
Финансы предприятий.
Практически все предприятия находились в государственной собственности, поэтому распределение выручки и прибыли осуществлялось по обязательным одинаковым правилам, установленных государством. Предприятия не платили налоги, а платили определенные обязательные платежи, установленные в проценте к прибыли. По нормативам образовывали фонды экономического стимулирования из прибыли, а остаток прибыли вносился в бюджет (в 80-х гг. ).
Таким образом, одним из источников формирования бюджета являлся фонд остаточной прибыли.
Также была и колхознокооперативная собственность.
Страхование.
В СССР существовала монополия на страховое дело.
В страховании существовало 2 государственные компании: Госстрах и Ингосстрах – компании, которые аккумулировали средства по добровольному и обязательному страхованию, и эти средства шли в качестве дохода в бюджет.
Сегодня страхование разбилось на две части:
внебюджетные фонды (общегосударственного значения) федерального уровня;
финансы страховых организаций.
Государственный кредит.
Государственный кредит широко использовался во внешнеэкономической деятельности государства. СССР получал кредиты от развитых капиталистических стран и иностранных юридических лиц. СССР выдавал кредит в страны, находящиеся на социалистическом этапе развития (т.е. кредит выдавался по политическому признаку).
Также государственный кредит использовался и на внутреннем рынке.
Государство выдавало кредиты предприятиям через систему государственных банков (это были регламентированные плановые кредиты).
Государство занимало денежные средства у населения путем выпуска ценных бумаг, но они часто носили принудительный характер (выдавали зарплату ценными бумагами).
В связи с перестройкой экономической системы, развитием рыночных отношений старая финансовая система стала меняться.
Факторы, под влиянием которых происходят изменения:
ü изменения в отношениях собственности (появились частная, государственная и муниципальная собственность);
ü признание роли денег;
ü изменение типа государственного устройства – появились 3 ветви власти:
ü законодательная (представительная);
ü исполнительная;
ü судебная.
ü появление новых видов доходов у предприятий и населения, и изменение денежных потоков;
ü учет международного опыта (появление внебюджетных фондов):
пенсионный фонд;
фонд обязательного медицинского страхования;
фонд социального страхования.
В большинстве учебников система финансов представлена:
общегосударственными финансами;
внебюджетными финансами;
государственным кредитом;
страхованием;
финансами хозяйствующих субъектов.
Эта точка зрения является переходной, она объединяет представления о финансовой системе СССР и представления о новых элементах системы финансов РФ.
На рубеже 20 и 21 вв. представитель санкт-петербургской научной школы финансов М.В. Романовский предложил для простоты восприятия разграничить систему финансов как совокупность финансовых отношений и финансовую систему как взаимосвязь финансовых институтов, иначе: экономический (объектный) аспект представлен совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП между государством, организациями и домохозяйствами (системой финансов), а организационный (субъектный) аспект - совокупностью субъектов, управляющих финансами. Мы будем придерживаться этой точки зрения.
Система финансов – понятие историческое, рассмотрим систему финансов современной Российской Федерации.
Рассмотрим систему финансов. Она включает в себя основные (укрупненные) подсистемы (государственные финансы;муниципальные финансы; финансы организаций (предприятий); финансы домохозяйств), объединённые в 2 сферы:
Система финансов РФ включает 2 сферы, а в сферах принято выделять звенья:
Сферы:
1) централизованные (публичные) финансы или государственные и муниципальные финансы
звено –государственные финансы
звено - муниципальные финансы;
2) децентрализованные финансы
звено финансы предприятий, организаций, учреждений;
звено - финансы домохозяйств.
Сферы и звенья отличаются формами и методами образования и использования финансовых ресурсов, каждая имеет свое функциональное назначение ( цели и задачи) , финансовый механизм. Каждая сфера системы финансов относительно самостоятельна и имеет свои собственные задачи. В то же время все элементы финансовой системы находятся во взаимной связи. Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы финансов системы называется структурой финансовой системы.
Рассмотрим систему финансов Российской Федерации подробнее.
Государственные и муниципальные финансы.
В государственных и муниципальных финансах выделяют 3 уровня:
ü федеральный;
ü субъектов РФ;
ü муниципальный.
Федеральный + субъектов РФ = государственный уровень (государственные финансы).
На каждом уровне существуют свои элементы.
На федеральном:
ü федеральный бюджет;
ü государственные внебюджетные фонды.
ü государственный кредит на федеральном уровне.
На уровне субъектов РФ:
ü бюджеты субъектов РФ;
ü внебюджетные территориальные фонды субъектов РФ.
ü государственный кредит субъектов РФ.
На муниципальном уровне:
ü местный бюджет;
ü муниципальный кредит.
Государственные и муниципальные финансы | ||
Государственные финансы | Муниципальные финансы | |
Федеральный бюджет | Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) | Местные бюджеты |
Государственные внебюджетные фонды | Территориальные внебюджетные фонды | |
Государственный (федеральный) кредит | Государственный (субъектов РФ) кредит | Муниципальный кредит |
Бюджет, его признаки, функции. Классификация бюджетов.
Совокупность бюджетов всех уровней составляет бюджетную систему страны
Впервые слово бюджет стало использоваться в 17 веке. После революции 1686-1689 гг. английский король отказался от права устанавливать налоги без согласия парламента. Все расходы Англии были разделены на военные и цивильные (гражданские). Последние – предусматривали содержание короля и королевского двора. Законопроект о цивильных расходах хранился в особом мешке, на котором сидел министр финансов. Под бюджетом понимают план расходов и доходов государства, имеющий силу закона.
В современной экономической литературе бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Признаки бюджета –
Ø денежная форма;
Ø плановый характер;
Ø императивность, т.е. жесткая регламентация со стороны государства.
Ø это - политический документ
Функции бюджета вытекают из функций финансов:
• перераспределительная функция (признают все авторы). Роль государственного бюджета заключается в том, что в результате функционирования государственного бюджета образуются доходы непроизводственной сферы, осуществляется финансовая помощь регионам, финансируются малорентабельные, но жизненно необходимые (сельское хозяйство) отрасли народного хозяйства, осуществляется социальная поддержка населения.
• контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.
Бюджет может рассматриваться в трех аспектах:
ü с экономической точки зрения бюджет - это система экономических отношений по поводу образования и использования централизованных денежных фондов разного уровня в целях обеспечения функций государства и местного самоуправления, финансирования широкого круга общественных потребностей. Такие отношения называются бюджетными;
с правовой точки зрения бюджет представляет финансовый план государства (муниципального образования), имеющий силу закона (решения представительных органов местного самоуправления). В ст. 11 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что правовой формой федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов является федеральный закон, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - законы субъектов РФ, местных бюджетов - правовые акты представительных органов местного самоуправления. Закон о бюджете является основным финансовым документом страны. Он составляется на определенный период времени, именуемый бюджетным периодом;
ü с материальной точки зрения бюджет - это централизованный денежный фонд, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, имеющий свои количественные характеристики.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
ü федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
ü бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
ü местные бюджеты, в том числе:
ü бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. (В Российской Федерации, городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают как полномочиями поселения, так и полномочиями муниципального района. Это – город областного, краевого, республиканского или окружного значения. Например в Омской области городским округом является город Омск. Статус городского округа, как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
ü бюджеты городских поселений (районного значения) и сельских поселений.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый двухлетний период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ.
По значимости выделяют бюджеты:
ü обычные (обыкновенные) – принимаются и исполняются ежегодно;
ü чрезвычайные (когда вводится чрезвычайное положение на территории).
С точки зрения взаимосвязей выделяют бюджеты:
ü собственные – бюджеты территории, которые принимаются и исполняются;
ü консолидированные - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. (Сегодня термин «государственный бюджет» не применяется, так как существует понятие «консолидированного бюджета», который состоит из одного собственного бюджета государства – федерального бюджета и 83 бюджетов субъектов РФ (эти бюджеты также консолидированные).
Бюджет субъекта РФ и консолидированные местные бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ составляют консолидированный бюджет субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга).
Сельские бюджеты нескольких муниципальных образований, имеющих общий бюджет, бюджеты поселков, городские бюджеты городов районного значения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет муниципального район.
Совокупность федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов образует бюджет расширенного правительства.
Основные характеристики бюджетов – это основные количественные показатели.
Основными характеристиками федерального бюджета являются:
ü прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
ü общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
ü дефицит (профицит) федерального бюджета.
Аналогичные основные характеристики имеют бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Рассмотрим основные характеристики бюджетов более подробно.
Длясоставления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется Бюджетная классификацияРоссийской Федерации - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов в РФ.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
Доходы бюджетов, их состав.
Доходы – денежные средства, поступающие в бюджет в
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Т.е. доходы бюджета – это часть поступлений, другую часть поступлений составляют кредиты, займы, не являющиеся доходами. Доходная часть бюджета должна формироваться на основе следующих принципов: денежной формы поступлений в бюджет; регулярности и полноты поступления средств в бюджет; равенства условий налогообложения; стабильности, устойчивости налоговой системы.
С точки зрения бюджетной классификации доходы бюджетов подразделяются на две группы:
ü Доходы (налоговые и неналоговые);
ü Безвозмездные поступления.
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
ü классификацию доходов бюджетов;
ü классификацию расходов бюджетов;
ü классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
ü классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).
По экономическому содержанию доходы подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.
Основными являются налоговые доходы. Налоговые доходы бюджетов - это доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.