Факторы, влияющие на уровень рентабельности производства и реализации продукции
Определяющей в содержании понятия "рентабельность производства и реализации продукции" является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности являет собой в первую очередь установление факторов, которые влияют на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
1) факторы внутреннего порядка, которые зависят от производителя продукции и носят субъективный характер;
2) факторы внешнего порядка, которые не зависят от товаропроизводителей и являются объективными [19, с. 102].
Рассмотрим, какие именно факторы влияют на этот итоговый показатель. На изменение показателей финансовых результатов влияют разнообразные внутренние и внешние факторы, перечень которых представлен в таблице 1.2.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализованной продукции, его качество, расходы производства.
Количество реализованной продукции зависит от объема валовой продукции и уровня ее товарности. При росте объема валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, потому что темпы роста ее внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, которая создает условия для повышения уровня товарности и увеличения на этой основе денежной выручки. Качество продукции влияет на величину прибыли так же через денежную выручку, потому что продукция высшего качества обеспечивает высшую реализационную цену.
Наконец, величина денежной выручки производителей зависит от сроков сбыта продукции, ее структуры и рынков сбыта.
Таблица 1.2
Внутренние и внешние факторы, которые влияют на прибыль
Финансовый результат от основной деятельности | ||
Цена реализации | Уровень инфляции | Учетная политика, левередж, система налогообложения |
Качество продукции | ||
Срок реализации | ||
Рынки сбыта | ||
Объем производства и реализации | Рынки сбыта | |
Объем производства | ||
Конъюнктура рынка | ||
Остатки запасов продукции | ||
Себестоимость производства и реализации | Уровень расходов на отдельные виды продукции | |
Цены на материалы | ||
Структура производства и реализации продукции | Конъюнктура рынка | |
Рынки сбыта | ||
Финансовый результат от другой операционной деятельности | ||
Коммерческие расходы | Доходы и расходы другой операционной деятельности | Учетная политика, левередж, система налогообложения |
Управленческие расходы | ||
Доходы (расходы) от ранее списанных активов | ||
Доходы (расходы) от реализации других оборотных активов | ||
Доходы от возврата безнадежных долгов | ||
Расходы на исследования и разработки | ||
Расходы от обесцененных запасов | ||
Доходы (расходы) от штрафов, пени, неустойки | ||
Недостачи и расходы от порчи ценностей | ||
Доход от уплаты кредиторской задолженности |
Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение расходов производства влияет на размер прибыли.
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию и предложение, конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или другую продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обусловливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на то, что в конечном итоге влияет на размер прибыли.
В соответствии с классической теорией экономического анализа, в том числе и отечественной, для определения влияния факторов на изменение показателей рентабельности целесообразным является применение приемов цепных подстановок.
Используя приемы цепных подстановок, нужно соблюдать определенные правила, которые определяют последовательность расчета:
1) в первую очередь подлежат замене количественные факторы, далее – структурные, в последнюю очередь – качественные;
2) если модель представлена несколькими количественными показателями, структурными или качественными показателями, последовательность подстановки выявляется путем логического анализа. То есть очередность замены факторов зависит от оценки того, какие из них являются основными, а какие – производными, которые – первичные, а какие вторичные. Прежде всего, анализируют влияние наиболее общего (первичного) количественного показателя.
В вопросе последовательности определения влияния факторов на изменение результативного показателя единодушное мнение ученых [8, 15], что целком оправдано.
Однако, когда доходит дело до определения влияния факторов на изменение показателей рентабельности, то у некоторых авторов появляются разногласия с приведенными выше общепринятыми теоретическими правилами.
Так при определении влияния факторов на изменение рентабельности производства авторами [24] допущено отступление от действующих правил определения влияния факторов: вначале определено влияние качественного фактора – изменение валовой прибыли, а затем количественного – изменение среднегодовых остатков активов. Кроме того, в классификационной системе авторами предложено при расчете показателя рентабельности производства (активов) брать отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов. Однако при расчете влияния факторов на изменение рентабельности производства рассматривается влияние изменения валовой прибыли, а не чистой.
Нарушена последовательность определения влияния факторов [4] на изменение валовой рентабельности чистого дохода – в первую очередь определено влияние качественного фактора – изменение валовой прибыли, а затем количественного – изменение чистого дохода. При определении влияния факторов на изменение рентабельности активов в первую очередь определено влияние качественного фактора – изменение чистой прибыли, а затем количественного – изменение среднегодовой стоимости активов.
Нарушение последовательности определения влияния факторов приводит к ошибочным выводам относительно их количественного влияния на изменение показателей рентабельности.
Таким образом, факторы, влияющие на уровень рентабельности производства и реализации продукции могут быть как внутренние, так и внешние. Фактически возможно рассчитать только внутренние факторы, среди которые следует выделить такие: цена реализации продукции, объем производства и реализации, себестоимость производства и реализации, структура производства и реализации.
Глава 2. Рентабельность производства и реализации продукции ООО "КУБАНЬКОНСАЛТ2000"