Доходы (выручка) от реализации продукции, работ, услуг

Процесс производства завершается доведением продукции до потребителя. Реализация продукции - это конечная стадия кругооборота средств предприятия.

Для предприятия - производителя реализация продукции является свидетельством того, что она по потребительским свойствам, качеству и ассортименту отвечает потребностям покупателей, общественному спросу.

На практике могут использоваться 2 метода определения момента реализации продукции:

- продукция отгружена или отпущена потребителю (произошла передача права собственности) - метод начисления;

- получены средства на счет на счет поставщика за реализованную продукцию - кассовый метод.

Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции:

1) факторы в сфере производства: количество, ассортимент и качество продукции, подлежащей реализации; уровень реализационных цен.

Объем (количество) реализованной продукции прямо влияет на величину выручки, а само количество реализованной продукции зависит от объема производства товарной продукции и изменения величины переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец года. Ассортимент реализованной продукции оказывает двоякое влияние на величину выручки. Увеличение в общем объеме реализованной продукции удельного веса ассортимента с более высокой ценой увеличивает размер выручки и наоборот.

Прямое влияние на размер выручки оказывает и уровень отпускных цен. В свою очередь, на уровень цен влияют качество и потребительские свойства, сроки реализации продукции, спрос и предложение на рынке.

На отдельные виды продукции, работ и услуг государство устанавливает фиксированные или регулируемые цены. Тогда выручка от реализации продукции зависит от уровня прейскурантных цен.

В условияхрыночной экономики существуют свободные, фиксированные и регулируемые цены.

Фиксированные ценыустанавливаются административно (государством), преимущественно на услуги первой необходимостии на товары, которые монопольно производятся государством (газ, электроэнергия и др.).

Регулируемые ценыустанавливаются регулированием уровня рентабельности товаров первой необходимости, например, хлебобулочных изделий, продуктов детского питания и др. При этом государством устанавливаются индикативные цены- минимальный и максимальный уровни цен.

В остальных случаях пользуются свободными ценами,т. е. ценами, которые сложились на рынке под влиянием спроса и предложения по договоренности сторон - поставщиков и потребителей. Устанавливая свободные цены, за основу берут себестоимость и прибыль (плановую рентабельность). Затем добавляют акцизный сбор (для подакцизной продукции) и НДС.

Расчет цены продукции можно осуществлять по следующим формулам:

Ц1 = С + Ц, где Ц1 - цена продукции (цена производителя продукции); С — себестоимость продукции; П - прибыль.

Ц2 = С + П + НДС, где Ц2 - цена продукции с НДС.

ЦЗ = С + П + AС + НДС, где ЦЗ - цена продукции с акцизным сбором и НДС. Т.о. полную розничную цену продукцииможно рассчитать по формуле:

Ц4 = С + П + AС + НДС + ТН, где Ц4 - розничная цена продукции, ТН - торговая наценка.

В зависимости от того, кому реализовывается продукция, устанавливаются отпускные и розничные цены.Отгрузка продукции осуществляется посредникам оптом или партиями по отпускным ценам.Посредники реализуют эту продукцию розничным торговым организациям по ценам, включающим сбытовые наценки. Непосредственно потребителям розничные торговые организации продают товары по розничным ценам, т.е. с торговой наценкой.Продавая товары по фиксированным ценам, торговые организации получают торговую скидку.

2) факторы в сфере обращения: своевременное оформление расчетных документов, ритмичность отгрузки продукции, соблюдение условий договора, выбор оптимальных форм расчетов, уровень цен.

3) факторы не зависящие от деятельности предприятия: перебои в снабжении, несвоевременная подача транспортных средств под погрузку готовой продукции. несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия средств у покупателей, ошибки при оформлении платежных документов.

Методы планирования выручки от реализации продукции

Метод прямого счета

где Врп - выручка от реализации продукции; Oi - количество (объем) i - го вида продукции; LJ,i

- цена реализации i- го вида продукции.

Oi = Оi.н.г. + Ti — Oiк.r.,

Где Oi - объем реализации i - го вида продукции; Оiн.г. - остатки i - го вида продукции на начало планируемого периода; Oiк.r. - остатки i - го вида продукции на конец планируемого периода; Ti - выпуск товарной продукции i - го вида в планируемом периоде.

Реализационные цены в планируемом периоде определяют на основе цен базового периода, корректируемых с учетом ожидаемых изменений в планируемом периоде, в т.ч. с учетом спроса и предложения.

Комбинированный метод

Используется в тех случаях, когда ассортимент изделий достаточно широкий. Этот метод состоит в следующем: выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета,а для расчета выручки от реализации изделий прочего ассортимента пользуются укрупненным методом.Для расчета укрупненным методом берут товарный выпуск по всей номенклатуре изделий, добавляют к нему стоимость остатков на начало планируемого периода и отнимают ожидаемые остатки на конец планируемого периода по отпускным (свободным) ценам.

Таким образом, выручка от реализации продукции- это сумма средств, поступивших на текущий счет предприятия за реализованную продукцию. Она является основнымисточником денежных доходов и финансовых ресурсов предприятия. Выручка от реализации продукции является финансовой категорией, выражающей денежные отношения между поставщиками и потребителями товара.

Наши рекомендации