Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
Функциональная классификация расходов бюджетов РФпредставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и от-
ражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Функциональная классификация состоит из четырех уровней и занимает 14 знаков.
Первый уровень —разделы (2 з н а к а ) , которые отражают направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Таких разделов предусмотрено 11. Среди них:
1 — Общегосударственные вопросы.
2 - Национальная оборона.
3 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
4 — Национальная экономика.
5 — Жилищно-коммунальное хозяйство.
6 — Охрана окружающей среды.
7 — Образование.
8 — Культура, кинематография и средства массовой информации.
9 - Здравоохранение и спорт.
10 — Социальная политика.
11 — Межбюджетные трансферты.
Второй уровень — подразделы (2 знака). Они построены по принципу выделения подфункций, которые конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Всего в функциональной классификации расходов содержится 84 подраздела. Например, раздел «Общегосударственные вопросы» включает следующие подразделы:
0101 — Функционирование главы государства — Президента Российской Федерации. 0105 — Судебная система.
111 — Фундаментальные исследования.
112 — Обслуживание государственного долга.
И другие.
Целевые статьи (7 знаков) — образуют третий уровень функциональной классификации расходов, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации. Например, раздел «Общегосударственные вопросы», подраздел «Международные отношения и международное сотрудничество». Целевые статьи: «Реализация
межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых государств» или «Обеспечение международной экономической и гуманитарной помощи».
Виды расходов (3 знака) — образуют четвертый уровень, который детализирует направления финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Например, раздел «Общегосударственные вопросы»; подраздел «Функционирование главы государства — Президента Российской Федерации»; целевая статья «Общее руководство и управление общими службами и услугами Управления делами Президента Российской Федерации»; виды расходов — «Центральный аппарат» или «Руководители Администрации Президента Российской Федерации и его заместители».
Следует заметить, что в рамках целевых статей и видов расходов отражаются также расходы на реализацию целевых программ. Например:
100 01 00 — Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».
100 01 01 — Подпрограмма «Железнодорожный транспорт».
100 01 02 — Подпрограмма «Автомобильные дороги».
Функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Что касается целевых статей и видов расходов бюджетов РФ в части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, то они утверждаются законами о бюджете субъекта РФ на соответствующий год и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.
Следует также иметь в виду, что органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов имеют право вводить дополнительные целевые статьи и виды расходов, используя для этого самостоятельные коды, но не нарушая при этом единого 20-значного кода классификации расходов (4—10-й знаки — для целевых статей и 11 —13-й — для видов расходов).
83
4.3.2. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ
Экономическая классификация расходов бюджетов РФпредставляет собой группировку расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
Экономическая классификация расходов состоит из групп, статей и подстатей. Выделяют следующие основные четыре группы: 200 - Расходы;
300 — Поступление нефинансовых активов; 500 — Поступление финансовых активов; 600 — Выбытие финансовых активов.
Каждая из групп включает следующие статьи и подстатьи (табл. 2).
Таблица 2 Экономическая классификация расходов бюджетов РФ
Группа | Статья | Подстатья |
Расходы | Оплата труда и начисления на оплату труда | Заработная плата Прочие выплаты Начисления на оплату труда |
Приобретение услуг | Услуги связи Транспортные услуги Коммунальные услуги Арендная плата за пользование имуществом Услуги по содержанию имущества Прочие услуги | |
Обслуживание долговых обязательств | Обслуживание внутренних долговых обязательств Обслуживание внешних долговых обязательств | |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям | Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций | |
Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам | Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств Перечисления международным организациям | |
Социальное обеспечение | Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения |
Продолжение табл. 2
Группа | Статья | Подстатья |
Пособия по социальной помощи населению Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления | ||
Прочие расходы | Уплата налогов и сборов в бюджеты всех уровней Уплата разного рода платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий Уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов и другие экономические санкции Оплата выполненных работ по стройкам и объектам государстственных унитарных предприятий и негосударственных коммерческих организаций, предусмотренным в инвестиционных программах Отчисления денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу Возмещение вреда, причиненого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти Возмещение морального вреда по решению судебных органов Выплата научных стипендий ученым, студентам, учащимся, аспирантам Прием и обслуживание делегаций Выплаты спортсменам и их тренерам | |
Поступление нефинансовых активов | Увеличение стоимости основных средств | Расходы учреждения по оплате договоров на приобретение основных средств, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев Договоры подряда на стоительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам |
Увеличение стоимости нематериальных активов | Расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом следующих объектов: авторских и иных договоров на создание научных разработок, а также на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав и др.; патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения; свидетельства на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их обслуживание; прав на «ноу-хау»; исключительных прав на программное обеспечение и баз данных для ЭВМ; прочие нематериальные активы |
ss
Продолжение табл.
Группа | Статья | Подстатья |
Увеличение стоимости материальных запасов | Расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в течение периода, не превышающего 12 месяцев: медикаменты и перевязочные средства; продукты питания(оплата продовольствия); горюче-смазочные материалы; все виды котельно-печного топлива; строительные, селикатные, лесные материалы, химико-москательные материалы и др.; хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности, книжная и печатная продукция; спецоборудование для научно-исследовательских работ | |
Поступления финансовых активов | Увеличение задолженности по бюджетным кредитам | Расходы за счет средств бюджетов на предоставление бюджетных кредитов бюджетам всех уровней бюджетной системы РФ Расходы на предоставление бюджетных кредитов юридическим и физическим лицам Расходы на предоставление государственных кредитов иностранным юридическим лицам и правительствам иностранных государств Расходы за счет средств бюджетов на исполнение государственных и муниципальных гарантий, указанных в валюте РФ, если платежи в качестве гаранта ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство |
Выбытие финансовых активов | Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале | Поступления средств от реализации долговых требований РФ к иностранным государствам и их юридическим лицам со знаком «минус» |
Уменьшение задолженности по бюджетным кредитам | Погашение предоставленных ранее за счет средств бюджетов бюджетных ссуд, бюджетных кредитов бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ, физическим и юридическим лицам, государственных кредитов иностранными юридическими лицами и правительствами иностранных государств, со знаком «минус» |
4.3.3. Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ
Ведомственная классификация расходов бюджетов РФпредставляет собой группировку расходов бюджетов, которая отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов. Выделяют ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, а также распорядители средств местного бюджета утверждаются законами соответствующего уровня. Так, перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а распорядители местных бюджетов утверждаются решениями представительных органов местного самоуправления.
Ведомственная классификация необходима для адресного выделения средств и реализации принципа целевого использования бюджетных средств. В рамках главных получателей бюджетных средств выделяют разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов. В этом смысле ведомственная классификация повторяет функциональную классификацию с той лишь разницей, что распределение всех расходов осуществляется в рамках главных распорядителей бюджетных средств.
Например, получатели средств из федерального бюджета:
021 — Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;
023 - Федеральное агентство по энергетике;
052 — Федеральное агентство водных ресурсов;
055 — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В рамках каждого из перечисленных получателей средств из федерального бюджета выделяют: разделы — «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика», «Социальная политика» и другие разделы, которые имеют к выделенным получателям бюджетных средств непосредственное отношение. Деление на подразделы, целевые статьи и виды расходов происходит в соответствии с функциональной классификацией.