Налоговая система США: структура и характеристика основных групп налогов
Налоговая система США сложна и разнообразна. Согласно американским законам правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налогообложения отличаются друг от друга. Например, не все штаты и территории обязывают своих жителей платить местные налоги.
Процесс законотворчества в сфере налогообложения в США считается достаточно закрытым и запутанным. В нем непосредственно участвуют президент, секретарь казначейства, члены комиссии конгресса по источникам финансовых средств, члены сенатского комитета по финансам, которые взаимодействуют с многочисленными политическими, экономическими и социальными группами.
Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Виды взимаемых налогов, их ставки, суммы сборов распределяются по уровням так, чтобы оптимально удовлетворить потребности страны и граждан, избегая чрезмерного налогового бремени.
Некоторые виды налогов взимаются в США на всех трех уровнях государственной системы, другие — лишь на одном или двух уровнях. В этом состоит одна из особенностей не только налоговой системы, но и системы бюджетного регулирования в США.
На каждом из трех уровней взимаются индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарение, акцизы. Однако облагаемая сумма, величина налоговых ставок, порядок и сроки взимания определяются на каждом уровне по-своему. Состав налогов, формирующих доходы бюджетов США:
· Индивидуальный подоходный налог
· Таможенные пошлины
· Взносы в фонды социального обеспечения
· Налог на прибыль корпораций
· Акцизы
· Таможенные пошлины
· Налог на наследство и дарение
· Налоги на движимое и недвижимое имущество
Структура доходной части бюджета каждого из уровней обладает существенными отличиями. Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Местные налоги имеют плоскую или в некоторых случаях регрессивную шкалу, что способствует более равномерному участию жителей той или иной территории в формировании доходной части ее бюджета.
К основным федеральным налогам относят индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций. Второе место по значимости занимают взносы на социальное страхование, доля которых в федеральном бюджете за последнее десятилетие выросла до 39—40%.
Налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах — их доля составляет всего 28% ВВП (в среднем в развитых странах этот показатель достигает 38%). Это объясняется достаточно большой степенью «терпимости» американского бюджета к дефициту, который, в конечном счете, финансируется денежной эмиссией.
7. Государственный и муниципальный кредит как звено
финансовой системы США
Многие цивилизованные страны, в том числе США, используют в настоящее время кредиты и долги публичных образований (как внутренние, так и внешние) для решения и традиционных и экстраординарных экономических проблем. В современных экономически развитых странах государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с другими) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета, а также регулирования денежно-кредитного обращения.
Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заёмщика. Однако в системе международного кредита (при межгосударственных займах) государство нередко выступает и кредитором. Содержание и формы государственного кредита определяются характером экономических отношений, сложившихся в обществе. Государственный кредит – важнейшая составляющая денежно-кредитной системы.
В США бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной финансовой поддержки является программа межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.
Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.
Формы кредита
1) Коммерческий кредит. Это кредит, предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу. Коммерческий кредит, предоставляемый в товарной форме прежде всего путем отсрочки платежа, оформляется в большинстве случаев векселем.
2) Банковский кредит - представляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, предприятиям, организациям и т.п.) в виде денежных ссуд.
3) Межхозяйственный денежный кредит - представляется хозяйственными субъектами друг другу путем, как правило, выпуска предприятиями и организациями акций, облигаций, кредитных билетов участия и других видов ценных бумаг.
4) Потребительский кредит - частным лицам при покупке, прежде всего потребительских товаров длительного пользования.
5) Ипотечный кредит представляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий). Инструментом представления этих ссуд служат ипотечные облигациями, выпускаемые банками и предприятиями. Ипотечный кредит используют для обновления ОФ в сельском хозяйстве, и способствует концентрации капитала в этой сфере.
6) Государственный кредит - система кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Источниками средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти. Государство использует эту форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита госбюджета. В результате эмиссии государственных облигаций и их распространения сформировался государственный долг, превышающий в США 3 млрд. $.
7) Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Представляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками являются банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.
Кредитная система США включает в себя 14000 коммерческих банков, которые ведут острую конкурентную борьбу. Результатом концентрации и централизации банковского капитала стал высокий уровень монополизации, возникновение банков - гигантов.
Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудо-сберегательные ассоциации и тому подобное). Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала.
Основным способом государственных и муниципальных заимствований в США является эмиссия облигаций штатов и муниципальных облигаций, обращающихся без ограничений. При этом процентный доход, полученный по этим ценным бумагам, не облагается федеральным подоходным налогом.
8. Экономическое содержание и задачи бюджетов штатов и
местных самоуправлений в США
Все 50 штатов США обладают широкими бюджетно-налоговыми полномочиями. Они имеют право вводить прямые налоги, которые существуют на уровне федерации, и определять ставки и базу налогообложения.
Состав доходов бюджетов штатов:
· налог с продаж;
· индивидуальный подоходный налог;
· налог на прибыль корпораций;
· поимущественный налог;
· различные сборы и поступления;
· финансовая помощь из федерального бюджета;
· поступления из бюджетов местных органов власти.
Местное управление в США характеризуется широкой децентрализацией, определенной независимостью муниципалитетов от центрального правительства и даже от штатов, отсутствием прямого подчинения органов местного управления государственной власти.
Проблемы, с которыми приходится сталкиваться органам местного управления США - недостаточная собственная финансовая база, несовершенная организация системы органов муниципального управления, раздробленность, сложные отношения богатых пригородных муниципалитетов и находящихся в постоянном финансовом кризисе городов.
Источниками доходов местных бюджетов являются:
· налог на недвижимость;
· налог на продажи;
· различные сборы и иные виды поступлений;
· финансовая помощь штатов;
· финансовая помощь федерального правительства.
В конституции США нет прямых положений, определяющих, что регулирование организации местного управления относится к компетенции штатов. Как известно, конституция США устанавливает лишь исключительные полномочия центральных органов власти и признает, что все остальные вопросы относятся к компетенции штатов. Таким образом, именно штаты конституционно уполномочены определять правовую и организационную структуру органов муниципального управления. Важное значение конституции штатов придают регулированию вопросов муниципальных финансов, закрепляя допустимые виды местных налогов, лимиты налогообложения, регламентируя финансовую деятельность местных органов.
Федеральные власти устанавливают с муниципалитетами прямые и непосредственные контакты. Основанием для этих отношений являются факторы экономического порядка; к их числу прежде всего относятся федеральные займы, федеральное гарантирование займов, получаемых муниципалитетами из других источников, а также субсидирование деятельности муниципалитетов. Особое место среди способов привязки муниципалитетов к федеральным властям принадлежит субвенции - субсидии специального назначения. Предоставление субвенций органам муниципального управления обычно связано с выполнением определенной целевой программы.
9. Организация бюджетного процесса на федеральном уровне
в США
Современный бюджетный процесс в США состоит из четырех стадий: разработка (составление) проекта бюджета; рассмотрение и принятие его конгрессом; исполнение федерального бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение конгрессом.
Бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября, заканчивается 30 сентября, в большинстве штатов — с 1 июля по 30 июня; для местных бюджетов бюджетный год совпадает с календарным.
К основным законам, регламентирующим современный бюджетный процесс в США, относятся:
· закон «О бюджете и отчетности», принятый в 1921 г. (значительные изменения внесены в 1950 г.);
· закон «О контроле над бюджетом и замораживанием фондов» (1974 г.);
· закон 1985 г. «О сбалансированном бюджете и чрезвычайных мерах контроля за бюджетным дефицитом» (в редакции 1987 г.);
· закон 1990 г. «О контроле за бюджетом».
Разработкой бюджета занимается административно-бюджетное управление при президенте. На управление также возложен контроль за исполнением бюджета.
Американский президент, будучи главой исполнительной власти, по закону — основное юр. лицо, ответственное перед законодательной властью за разработку и исполнение федерального бюджета.
В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов — налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы. Более половины штатов практикуют составление бюджета на два года. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов — на представителей местной законодательной власти.
В США бюджетный процесс до принятия закона о бюджете длится 18 месяцев. Составление проекта бюджета в США начинается с подготовки АБУ документов, содержащих финансовую информацию, контрольные цифры для подготовки министерствами и ведомствами своих смет, а также установление сроков их представления. Эта работа проходит при постоянном контроле со стороны президента.
Контрольные цифры по проекту бюджета за 15 месяцев до начала нового финансового года передаются во все министерства и ведомства в качестве основного руководства при подготовке их бюджетных заявок на планируемый год, а также на четыре последующих года.
Не позднее 1-го вторника февраля проект закона о бюджете должен поступить в конгресс, который делится на нижнюю палату — палату представителей и верхнюю — сенат. После представления проекта конгрессу начинается многомесячный процесс его обсуждения в различных комитетах и подкомитетах высшего органа законодательной власти страны.
В рамках бюджетного процесса в конгрессе США существуют три параллельных, но взаимосвязанных этапа:
· определение целей бюджетно-финансовой политики;
· разрешение (санкционирование) на осуществление той или иной программы или вида деятельности, установление предельного объема средств, которые могут быть израсходованы за время ее реализации, и определение целей программы;
· принятие биллей по ассигнованиям.
После принятия бюджета и налоговых законов они передаются на подпись президенту США для утверждения. В соответствии с законом «О постатейном президентском вето», принятым 9 апреля 1996 г. и вступившим в силу с 1 января 1997 г., президент может наложить вето, и бюджет опять возвращается в конгресс.
Исполнением расходной части бюджета в США занимаются министерства и ведомства федерального правительства, а исполнением доходной части бюджета — министерство финансов. Контроль за правильностью распределения и расходования бюджетных средств проводит главное контрольно-финансовое управление.
Кассовое исполнение бюджета возложено на банки федеральной резервной системы (ФРС).