Антикризисная маркетинговая стратегия
Тема 4. СТРАТЕГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Антикризисные маркетинговые стратегии.
Антикризисные производственные стратегии.
Антикризисные кадровые и управленческие стратегии.
Антикризисные финансовые стратегии.
Особенностью антикризисной стратегии являются выраженные адаптивные характеристики и ограниченность по сроку (1-3 года). Стратегия считается реализованной, как только предприятие вступило в сбалансированное устойчивое состояние.
Антикризисная стратегия предприятия построена на тесной увязке функциональных стратегий:
1. Поведения предприятия на рынках товаров (маркетинговая стратегия).
2. Организации, структуры, объемов и ассортимента производства (производственная стратегия).
3. Способов привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов (финансовая стратегия).
4. Организации труда персонала и внутрифирменного управления (стратегия кадры/управление).
АНТИКРИЗИСНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ
Стратегия маркетинга должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование структуры производства в соответствии с запросами покупателей, развитие потенциала фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся с жизненным циклом товаров и самого предприятия (подразделений). В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается тип антикризисной маркетинговой стратегии:
Стратегия возвращения предприятия на рынок.Предполагает появление предприятия на прежнем рынке со своими товарами или услугами, не являющимися новинкой для данного рынка и также имеющимися у конкурентов. Для реализации этой стратегии необходимо улучшение организации маркетинга и сбыта, т.е. обучение персонала, создание отдела маркетинга, проведение исследований по анализу рынка, интенсификация деятельности по продвижению товара, а также введение послепродажного сервиса.
Рассматриваемая стратегия наименее затратная для восстановления платежеспособности предприятия, особенно для того случая, когда ниша осталась не занятой конкурентами или когда рынок продолжает расширяться. Такая стратегия применяется для предприятий с продукцией, пользующейся рыночным спросом. Реализуется на начальном этапе восстановления нормальной деятельности предприятия.
Стратегия развития рынка,при которой предприятие расширяет сбыт своих товаров и (или) услуг в результате поиска и создания новых рынков сбыта. Для реализации этой стратегии необходимо установление новых прямых контактов с потребителями продукции, активизация создания на новых рынках дилерской сети, внедрение инструментов анализа конкуренции (оценка показателей, сбор информации, оценка продукции и т.д.), планирование и проведение рекламной кампании.
Данная стратегия оправдана тогда, когда предприятие стремится расширить свой рынок проникновением на новые географические рынки за счет сокращения издержек и повышения качества, т.е. роста конкурентоспособности продукции.
Стратегия разработки товара.Осуществляется посредством создания принципиально новых или модификации выпускаемых товаров, уже имеющихся на старых рынках.
Применяется для предприятий, не имеющих продукции, пользующейся спросом у покупателей, а также если уже имеются разработки нового товара. Данная стратегия требует вложения дополнительных финансовых средств в разработку, освоение и продвижение на рынок нового товара. Это рискованная стратегия для кризисного предприятия, она требует большего финансирования. В то же время при переориентации ассортимента на запросы платежеспособных клиентов может оказаться единственной возможностью оживления деятельности и последующего притока инвестиционных ресурсов.
Стратегия диверсификации.Предполагает, что предприятие пытается выйти на новые рынки, для чего вводит в свой ассортимент новые товары. Это рискованная стратегия, она требует больших инвестиций. В условиях отсутствия достаточной информации о запросах клиентов и их финансовом благополучии такая стратегия является труднореализуемой для предприятий, имеющих большие долги.
В процессе разработки и принятия маркетинговой антикризисной стратегии для предприятия желательна концентрация усилий на поиске того варианта, который требует минимум затрат на начальном этапе и обеспечивает в перспективе максимум отдачи от инвестиций. Наиболее рациональной представляется следующая логика выбора стратегии:
1) сосредоточение усилий на незатратных способах, продолжая выпуск уже освоенной продукции и продаваемой на старых рынках;
2) привлечение относительно малых инвестиций для продаж продукции на новых географических рынках;
3) переход к более амбициозным инвестиционным проектам для выхода с новым товаром на прежние рынки.
4) в последующем при улучшении финансового положения предприятия могут быть осуществлена стратегия диверсификации.