IV этап. Составление отчета об исполнении федерального бюджета и его утверждение
Бюджетный год завершается 31 декабря, с этого дня прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств. В случае возникновения технической задержки платежа по принятым бюджетным обязательствам допускается осуществление соответствующего платежа за счет и в пределах остатка средств на едином бюджетном счете по состоянию на 31 декабря с отражением этих операций в отчете об исполнении бюджета завершившегося года.
Единую методологию учета исполнения федерального бюджета на основе плана счетов устанавливает, организует и осуществляет Федеральное казначейство.
Система отчетности об исполнении федерального бюджета основывается на единстве:
• структуры;
• форм и показателей;
• сроков ее формирования и представления.
Единая методология отчетности по исполнению федерального бюджета устанавливается Правительством РФ.
Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ.
Один экземпляр годового отчета об исполнении федерального бюджета представляется также в Счетную палату РФ.
Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета подлежат утверждению Правительством РФ.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит утверждению федеральным законом и публикуется в установленном порядке.
После утверждения соответствующих ежеквартальных отчетов Правительством РФ Федеральное казначейство публикует их в печати. Все неиспользованные ассигнования бюджета отчетного года, которые остаются на счетах главных распорядителей бюджетных средств, а также на счетах бюджета по состоянию на 31 декабря, переводятся на бюджетный счет Федерального казначейства, учитываются как остатки средств федерального бюджета на начало текущего года и отражаются как доходы текущего года. Право на расходование бюджетных средств прекращается 31 декабря.
В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и каждого бюджетного фонда в отдельности. На основании распоряжения министра финансов все бюджетополучатели готовят годовые отчеты по доходам и расходам.
В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, а также использования государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.
Получатели бюджетных средств в форме субвенций, бюджетных кредитов, ссуд готовят свои отчеты по расходам бюджетных средств. Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах бюджета посредством предоставления субвенций, бюджетных ссуд.
Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные капиталы юридических лиц, и доходах, полученных от таких вложений.
Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств, выделенных им по государственным заказам.
Государственные казенные предприятия готовят годовые бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.
Исходя из окончательных отчетов об исполнении федерального бюджета главных распорядителей средств федерального бюджета Казначейство России до 1 марта готовит окончательный отчет об исполнении федерального бюджета, а также всех бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, исполняемых Казначейством России.
Правительство РФ при рассмотрении отчета об исполнении бюджета, подготовленного Казначейством России, назначает внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, который осуществляется органом финансового контроля Министерства финансов РФ.
При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета. Внутренний аудит отчета об исполнении бюджета осуществляется органами Министерства финансов РФ согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Федерации или местного самоуправления и Министерством финансов РФ.
Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за прошедший год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов государственных федеральных целевых фондов.
Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в той же структуре и бюджетной классификации, что и закон о федеральном бюджете на отчетный год.
Счетная палатапроводит внешний аудит отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение полутора месяцев после представления отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.
Аудиторское заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета состоит из:
• заключения по каждому разделу и подразделу классификации расходов бюджетов главного распорядителя бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указания случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств и должностных лиц Казначейства России, допустивших осуществление платежа;
• заключения по каждому разделу и подразделу классификации расходов бюджетов главного распорядителя бюджетных средств, по которым расходование бюджетных средств допущено сверх бюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших такие решения, а также должностных лиц Казначейства России, допустивших осуществление платежа;
• заключения по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете, либо росписи бюджетных расходов, с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших такие решения, а также должностных лиц Казначейства России, допустивших осуществление платежа;
• анализа состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов, ссуд с нарушениями требований Бюджетного кодекса РФ;
• анализа состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушениями требований Бюджетного кодекса РФ, с расследованием каждого случая исполнения за счет бюджетных средств обязательств, обеспеченных государственной гарантией;
• анализа состояния предоставления бюджетных инвестиций, в том числе анализа заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения
по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций, с нарушениями требований Бюджетного кодекса РФ;
• иных материалов, определенных постановлениями Государственной Думы или Совета Федерации.
Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета после получения аудиторского заключения Счетной палаты РФ в течение полутора месяцев.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и аудиторского заключения Счетной Палаты РФ Государственная Дума принимает решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо об отклонении этого отчета.
Вопрос 39