Методические приемы финансово-хозяйственного контроля
Тема: Сущность, роль и функции и контроля в управлении экономикой.
Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.
Формы и виды финансово-хозяйственного контроля.
Методические приемы финансово-хозяйственного контроля.
1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.
В процессе хозяйственной деятельности складывается и постоянно действуют определенные отношения социально-экономического характера. Участниками этих отношений и носителями соответствующих прав и обязательств является государство как высшая общественная инстанция и предприятие.
В процессе постановки и решения хозяйственных задач возникают противоречия, оказывающие влияние на все общественные и хозяйственные ситуации. Они возникают первоначально в виде деловых противоречий, обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций, переходят в острую форму при отсутствии контроля.
Хозяйственные противоречия выявляются и разрешаются путем проведения контрольных действий. При помощи контроля вскрываются и устраняются причины таких противоречий.
Различают 2 основных объекта контроля:
1. Хозяйственные средства (имущество предприятия). Основной целью контрольных действий здесь является их сохранность и рациональное использование.
2. Хозяйственные операции. Целью является законность и эффективность их осуществления.
Субъект контроля (контролирующий орган, функциональное звено в организации) зависит от существенной системы его функционирования. Субъектов достаточно много и они существуют на разных уровнях системы хозяйствования. К их числу можно отнести и Счетную палату РФ, и Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, и службу внутреннего аудита на предприятии.
Как функция управления контроль двояко проявляет свою сущность:
1) Он служит универсальным средством в получении информации по каналу обратной связи. Для успешной реализации своей функции управляющая система должна получить результаты своего воздействия на объект управления. Эта информация позволяет выявлять соответствие их деятельности намеченной программе, а так же недостатки их функционирования.
2) Субъект контрольной деятельности на основе собранной информации определят способ устранения недостатков и в результате появляется возможность принятия решения для нормального функционирования подконтрольного объекта.
Т.О. контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
Это общее определение контроля, которое относится к любому его виду.
Контроль за хозяйственной деятельностью, выраженной в экономических показателях называют экономическим контролем.
Здесь конкретизируются субъекты и объекты. Экономический контроль – это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих наблюдение за экономическим состоянием предприятия в соответствии с законодательным регулированием.
Хозяйственная деятельность предприятия обобщается при помощи денежного измерителя. Для оценки деятельности по этому критерию в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль. Это система органов, обеспечивающих соблюдение законодательства в процессе формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звенья экономики.
Схематично совокупность рассмотренных понятий может быть представлена так:
Контроль | |
Экономический контроль | |
Финансовый контроль |
В соответствии с этим определяется цели и задачи контроля.
Цели | Задачи |
Контроль | |
Сохранность активов, законность и эффективность хозяйственных операций | 1. Сбор информации об объекте 2. Выявление расхождений 3. Принятие мер для нормального функционирования подконтрольного объекта |
Экономический контроль | |
Регулирование хозяйственных процессов в соответствии с законодательством | Систематическое наблюдение за хозяйственной деятельностью |
Финансовый контроль | |
Законное и рациональное использование финансовых ресурсов | Предупреждение и выявление нарушений финансово-хозяйственной деятельности |
2. Формы и виды финансово-хозяйственного контроля.
Финансово-хозяйственный контроль подразделяется по следующим классификационным признакам:
1. По времени выполнения:
- предварительный;
- оперативный;
- последующий.
Предварительный контроль проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции. Например: при выдачи кредита контролируется финансовое состояние предприятия как гарантия возврата кредита.
Оперативный контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции. Его основной задачей является своевременное выявление отклонений и недостатков и принятие мер по их устранению.
Последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции. Основной задачей является проверка правильности и законности операции, а главной формой такого контроля выступает ревизия.
2. По информационному обеспечению:
- документальный;
- фактический
Документальный означает установление сущности и достоверности хозяйственной операции по данным документов, в которых она нашла отражение.
Фактический контроль состоит в определении наличия и физических характеристик объекта контроля путем взвешивания, обмера, пересчета и т.д.
3. По форме осуществления:
- превентивные
Они организуются на стадии предварительного контроля. Например, подпись гл. бухгалтера на денежный документ;
- текущие контрольные проверки. Они связаны с контролем конкретной операции. Они проводятся контрольными органами по вопросам входящим всех компетенций. Например, учреждения банков проверяют соблюдение кассовой дисциплины.
- тематические – это контроль однородных хозяйственных операций. Эта форма имеет сходства с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу вопросов. При текущем контроле применяются в основном методы фактического контроля, а при тематическом документальные.
3. Методические приемы финансово-хозяйственного контроля
Методические приемы финансово-хозяйственного контроля можно определить в следующие группы:
1) Документальные;
2) Расчётно-аналитические;
3) Органолептические;
4) Обобщение и реализация результатов контроля.
Документальные приемы состоят из:
- исследования документов;
- камеральные проверки
Исследование документов – это способ документального контроля, изучение достоверности, целесообразности и эффективности хозяйственных операций по содержанию одного, либо нескольких элементов.
Камеральные проверки – это прием документального контроля качества документа, полноты заполнения реквизитов, подведения итогов.
Расчетно-аналитические методы включают:
- экономический анализ;
- статистические расчёты;
- ЭММ.
Экономический анализ в системе финансово-хозяйственного контроля используется для раскрытия причинных связей, обусловивших результаты явлений и процессов.
Статистические расчёты – это приемы получения таких величин и количественных характеристик, которые не содержаться непосредственно в экономической информации. Применяются они при возникновении потребности воспроизвести реальные отношения или при уточнении приблизительных величин.
ЭММ применяется в контроле определения влияния факторов на результаты хозяйственных процессов с целью их оптимизации на стадии планирования. Например, факторный анализ причин отклонения величины себестоимости продукции.
Органолептические методы осуществляются с помощью следующих приемов:
- инвентаризация;
- контрольный замер работ;
- выборочное и сплошное наблюдение;
- технологический контроль;
- экспертиза;
- служебное расследование;
- эксперимент.
Инвентаризация – это проверка объектов контроля в натуре, т.е. путем осмотра, пересчёта, взвешивания и т.д.
Контрольный замер работ применятся, в основном, при проверке объемов СМР.
Выборочное наблюдение – прием статистического исследования качественных характеристик объекта контроля. Оно применяется, если сплошной контроль технически невозможен. Сплошное наблюдение необходимо при проведении хронометражных наблюдений, фиксации использования рабочего времени и т.д.
Технологический контроль – контроль качества продукции, исходного сырья и т.д.
Экспертиза – осуществление экспертных оценок. Они могут быть технологическими, судебными, бухгалтерскими, криминалистическими, применяемыми для исследования специальных вопросов.
Служебное расследование – совокупность приемов проверки, направленных на оценку соблюдения должностными лицами и другими сотрудниками нормативно-правовых актов и должностных инструкций.
Эксперимент – это научно поставленный опыт в соответствии с целью контроля за проверкой результатов проверяемых процессов.
Обобщение и реализация результатов контроля - это объединение результатов контроля и разработанных мер по устранению недостатков, а также предупреждению их появления в будущем. Включает в себя:
- группировку недостатков;
-документирование результатов промежуточного контроля;
- аналитическую группировку;
- следственно-юридическое обоснование;
- принятие решений по результатам контроля.
- ревизию и контроль устранения выявленных замечаний.
Группировка недостатков – это систематизация и обобщение нарушений нормативно-правовых актов по экономической однородности, времени совершения и значимости.
Документирование результатов промежуточного контроля – способ оформления результатов контрольных действий на промежуточных стадиях ревизии. Например, акт инвентаризации кассы.
Аналитическая группировка - прием группировки информации по однородности признаков, например, контролируемых объектов или видов выявленных недостатков.
Следственно-юридическое обоснование – это способ получения доказательств в части нарушения законодательства, определение размера причиненного ущерба и ответственности за него конкретных лиц. При этом изымаются в установленном порядке первичные документы содержание доказательства нарушения и определения виновных лиц. Сюда же относится опрос и получение письменных объяснений с должностных лиц.
Принятие решений по результатам – это прием воздействия субъекта на объект контроля, обеспечивающий функционирование его в заданных параметрах. Применяется в виде разработке и издание приказа, распоряжения или служебного письма по результатам ревизии.
Реализация принятых решений заключается в установлении фактического состояния объекта контроля после реализации принятых решений по результатам ревизии (возмещение причиненного ущерба)