Разрабатываемых в системе МЧС России
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации планирования основных мероприятий
В системе МЧС России
Москва
2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |||
1. | Общие положения | ||
2. | Виды планов основных мероприятий, разрабатываемых в системе МЧС России | ||
3. | Основные требования, предъявляемые к планам основных мероприятий | ||
4. | Организация планирования основных мероприятий | ||
5. | Организация контроля выполнения планов основных мероприятий | ||
6. | Структура, оформление и порядок разработки планов основных мероприятий. | ||
6.1. Структура, оформление и порядок разработки Комплексного плана основных мероприятий МЧС России на год | |||
6.2. Структура, оформление и порядок разработки Плана основных мероприятий МЧС России на квартал | |||
6.3. Структура, оформление и порядок разработки планов основных мероприятий структурного подразделения центрального аппарата МЧС России на год и квартал | |||
6.4. Структура, оформление и порядок разработки планов основных мероприятий регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на год и месяц | |||
6.5. Структура, оформление и порядок разработки Плана основных мероприятий субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на год | |||
6.6. Структура, оформление и порядок разработки планов основных мероприятий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации на год и месяц | |||
7. | Организация командировок и оформление распорядительных документов на командирование должностных лиц | ||
8. | Особенности планирования основных мероприятий и командирования должностных лиц в территориальных органах и организациях МЧС России | ||
Приложения | |||
Общие положения
1.1. Планирование основных мероприятий - одна из функций управления, представляющая собой совокупность действий по достижению целей за определенный период времени.
1.2. Планы основных мероприятий, разрабатываемые в системе МЧС России как итоговый результат планирующей деятельности, представляют собой программы, направленные на достижение стратегических целей, выполнение тактических задач и повышение результативности бюджетных расходов в планируемом периоде.
1.3. Планирование основных мероприятий осуществляется с использованием программно-целевого метода на основе федеральных и ведомственных целевых программ (далее – ФЦП, ВЦП), базирующихся на системе целей, задач и показателей деятельности, определенных в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности МЧС России (далее - ДРОНД) с применением принципов планирования деятельности, ориентированных на результат.
2. Виды планов основных мероприятий,
разрабатываемых в системе МЧС России
В системе МЧС России разрабатываются:
в центральном аппарате МЧС России:
Комплексный план основных мероприятий МЧС России на год;
План основных мероприятий МЧС России на квартал;
План основных мероприятий структурного подразделения центрального аппарата МЧС России на год;
План основных мероприятий структурного подразделения центрального аппарата МЧС России на квартал;
в организациях МЧС России центрального подчинения:
План основных мероприятий организации МЧС России на год (структура и порядок разработки плана определяются руководителем организации МЧС России);
План основных мероприятий организации МЧС России на месяц (структура и порядок разработки плана определяются руководителем организации МЧС России);
План командировок сотрудников Центра обеспечения деятельности ФПС МЧС России по обеспечению деятельности Департамента надзорной деятельности на квартал[1];
в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
План основных мероприятий регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на год;
План основных мероприятий регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на месяц;
План основных мероприятий структурного подразделения регионального центра на год (порядок разработки плана определяется решением начальника регионального центра);
План основных мероприятий структурного подразделения регионального центра на месяц (порядок разработки плана определяется начальником регионального центра);
в главных управлениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее – ГУ МЧС России):
План основных мероприятий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации на год;
План основных мероприятий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации на месяц;
План основных мероприятий структурного подразделения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации на год (порядок разработки плана определяется начальником ГУ МЧС России);
План основных мероприятий структурного подразделения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации на месяц (порядок разработки плана определяется начальником ГУ МЧС России).
По решению начальника ГУ МЧС России в рамках соглашения между МЧС России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации[2] в ГУ МЧС России может разрабатываться План основных мероприятий субъекта Российской Федерации в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на год.
в организациях, непосредственно подчиненных региональному центру (ГУ МЧС России):
План основных мероприятий непосредственно подчиненной региональному центру (ГУ МЧС России) организации на год (структура и порядок разработки плана определяются соответствующим начальником регионального центра (ГУ МЧС России).
Основные требования,
предъявляемые к планам основных мероприятий
3.1. Планы основных мероприятий должны отвечать следующим основным требованиям: реальность, целеустремленность, конкретность.
3.1.1. Реальность планов обеспечивается всесторонним и глубоким анализом деятельности на соответствующем уровне; обоснованными расчетами; строгим учетом необходимых финансовых, материальных и людских ресурсов, а также времени, необходимого для подготовки и проведения планируемых мероприятий. Реальность планов в значительной степени зависит от того, насколько намеченные к осуществлению мероприятия согласованы между собой по целям, месту, времени, составу привлекаемых сил и по способу выполнения, а также с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России (в том числе по линии финансового обеспечения – с довольствующими) и взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
3.1.2. Целеустремленность заключается в точном определении действий (мероприятий) по достижению целей и выполнению задач на основе показателей деятельности, умении выделить главные задачи, определить приоритетные мероприятия, на решение которых должны быть сосредоточены основные усилия в планируемом периоде.
Планы основных мероприятий должны быть направлены на достижение стратегических целей и выполнение тактических задач, определяемых Докладом о результатах и основных направлениях деятельности МЧС России и обеспечены необходимым объемом финансовых, материально-технических и людских ресурсов.
3.1.3. Конкретность планов предполагает чёткую формулировку мероприятий и однозначность толкования их содержания. Мероприятия должны предусматривать конкретные сроки выполнения (число, месяц) и исполнителей, а также необходимые объемы финансовых средств на их проведение в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. В случаях, когда предусматривается длительный срок (более трех месяцев) исполнения мероприятия, указываются ежемесячные (ежеквартальные) сроки промежуточного выполнения мероприятия.
Кроме того, по каждому мероприятию должна быть определена ответственность конкретных должностных лиц за выполнение мероприятия.
3.2. При планировании мероприятий с привлечением региональных центров, субъектов Российской Федерации, ГУ МЧС России, воинских частей и организаций следует учитывать необходимость равномерного в течение планируемого периода распределения нагрузки на территории. С этой целью в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России, территориальных органах МЧС России целесообразно вести ведомости учета проведенных и планируемых к проведению мероприятий (приложение № 1).
3.3. Головным исполнителем мероприятия является тот, кто указан первым. Головной исполнитель организует, координирует работу соисполнителей и готовит обобщённые итоговые документы о результатах выполнения планового мероприятия.
3.4. Утвержденные планы основных мероприятий регистрируются в соответствии с требованиями руководящих документов по делопроизводству в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах и организациях МЧС России.
3.5. Планы хранятся в соответствии с Перечнем документов, образующихся в деятельности организаций МЧС России, с указанием сроков хранения.
4. Организация планирования основных мероприятий
4.1. Разработка планов основных мероприятий на всех уровнях системы МЧС России ведется параллельным методом и осуществляется подразделениями, на которые возложена функция планирования основных мероприятий.
4.2. Методическое руководство организацией планирования основных мероприятий в системе МЧС России осуществляется Административным департаментом.
4.3. Работа по разработке планов основных мероприятий на всех уровнях включает в себя основные этапы: I этап - организационно-подготовительный, II этап - этап практической разработки планов, III этап – этап согласования и утверждения планов.
На I (организационно-подготовительном) этапе (апрель-май) издается распорядительный документ по организации планирования основных мероприятий (распоряжение или приказ), которым определяются головные разработчики проекта плана, роль и место структурных подразделений и конкретных должностных лиц, а также основные организационные вопросы по подготовке предложений в проект плана и срок представления проекта плана на утверждение. Кроме того, изучаются исходные данные, определяются мероприятия, в том числе направленные на достижение стратегических целей и выполнение тактических задач, определенных ДРОНД и с учетом принятых ФЦП и ВЦП, проводятся расчеты финансовых затрат на выполнение мероприятий и на их основе формируются предложения в бюджетную заявку МЧС России на планируемый год.
На II этапе (июнь-октябрь) осуществляется практическая разработка и оформление проекта плана, уточняются пункты плана и проведенные в ходе первого этапа расчеты финансовых затрат на выполнение планируемых мероприятий в рамках проектировок объемов лимитов бюджетных обязательств, а также решения по отдельным вопросам. Осуществляется взаимодействие с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России (в первую очередь с довольствующими), органами управления и организациями, совместно с которыми планируется проведение мероприятий.
На III этапе (октябрь-декабрь) проект плана в установленном порядке проходит согласование, подписывается и представляется на утверждение соответствующему должностному лицу.
4.4. Работа по планированию основных мероприятий начинается с определения структурными подразделениями перечня мероприятий на планируемый период с учетом ФЦП и ВЦП, в которых они принимают участие. Одновременно с определением перечня мероприятий осуществляется их обоснование.
Перечень мероприятий с обоснованиями оформляется в виде предложений структурного подразделения в проект плана основных мероприятий (далее - предложения) (приложения № 2, 3). Предложения разрабатываются в текстовом виде с учетом структуры соответствующего плана основных мероприятий, с указанием по каждому мероприятию действующих нормативных правовых актов, предписывающих необходимость их проведения, а также целей и задач, на достижение и выполнение которых они предназначены, и ожидаемого конечного результата. К предложениям прилагаются сметы расходов финансовых средств на обеспечение мероприятий плана основных мероприятий (далее – сметы) (приложение № 4).
Структурные подразделения главных управлений МЧС России и непосредственно подчиненные им организации представляют свои предложения с прилагаемыми сметами в структурное подразделение, ответственное за планирование основных мероприятий в ГУ МЧС России, которое анализирует их, обобщает и формирует предложения Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации на год с прилагаемой сметой, которые в установленном порядке представляются в региональные центры.
Кроме того, руководителями структурных подразделений ГУ МЧС России одновременно с предложениями главных управлений (и прилагаемой к ней сметой) готовятся и в установленном порядке направляются в соответствующие структурные подразделения регионального центра заявки на финансовое обеспечение мероприятий по своим направлениям деятельности.
Структурные подразделения региональных центров и непосредственно подчиненные им организации представляют свои предложения с прилагаемыми сметами в структурное подразделение, ответственное за планирование основных мероприятий в региональном центре. После проверки и обобщения предложений (с учетом представленных ГУ МЧС России смет) формируются предложения регионального центра с прилагаемой сметой (приложение № 4) и расчетами потребности финансовых средств на обеспечение планируемых на год мероприятий (далее - расчеты потребности). Расчеты потребности в виде заявок представляются в установленном порядке по электронным каналам связи и почтовой (фельдъегерской) связью в довольствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России для формирования проекта бюджетной заявки МЧС России на планируемый год. Образец оформления заявки на обеспечение командировочными расходами указан в приложении № 5.
Структурные подразделения центрального аппарата МЧС России в установленном порядке представляют свои предложения по планируемым на год мероприятиям с прилагаемыми сметами в Административный департамент с учетом поданных региональными центрами и ГУ МЧС России заявок. Одновременно подаются заявки на финансовое обеспечение планируемых на год мероприятий в довольствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России в части касающейся.
Предложения и сметы организаций МЧС России центрального подчинения представляются через соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России.
4.5. В ходе реализации планов в целях своевременного финансового обеспечения мероприятий, а также уточнения объемов необходимых на их реализацию финансовых средств, головными исполнителями в срок не позднее, чем за 3 недели до начала проведения мероприятия разрабатывается и утверждается в установленном порядке распорядительный документ с обязательным приложением сметы расходов.