Современное регулирование банкротства в России
Введение
Институт банкротства направлен на ликвидацию неэффективных предприятий, быстрое перераспределение их активов и бизнесов более эффективным собственникам при соразмерном удовлетворении требований кредиторов. Однако на практике часто получается так, что по итогам проведения процедуры качество активов сильно снижается, а иногда бизнес полностью разрушается. Почему же в одних процедурах процесс перераспределения активов происходит безболезненно и быстро, их качество не ухудшается, а только снижается долговая нагрузка и новый собственник имеет возможность развивать бизнес, а в других процедурах, наоборот, в течение длительного времени происходит разрушение активов? Основная причина проста – конфликт в процедуре банкротства. Бесконфликтные процедуры проходят быстро и предсказуемо, не разрушая качество активов, а конфликтные процедуры являются затяжными, сопровождаются борьбой, скандалами, потерей качества активов, большими издержками и рисками для сторон.
Основной целью работы является комплексное правовое изучение института банкротства юридического лица.
При выполнении поставленной задачи необходимо рассмотреть решить следующие вопросы:
1.Раскрыть понятие и общие признаки банкротства.
2.Исследовать современное регулирование банкротства в России.
3.Проанализировать понятие процедуры банкротства.
4.Охарактеризовать Порядок и этапы процедуры банкротства.
5.Изучить порядок ликвидации и мировое соглашение при процедуре банкротства.
Объектом исследования являются общественные отношения, регламентирующие понятие, особенности и процедуру несостоятельности, банкротства юридического лица.
Предмет работы составляют правовые нормы действующего законодательства регулирующие банкротство юридического лица.
При написании дипломной работы нами применялись различные методы научного познания, такие сравнительно – правовой метод, логико - юридический метод, которые помогли нам исследовать правовые нормы регламентирующие правовое регулирование банкротство в соответствии с действующим законодательством России.
В процессе выполнения работы были использованы научные мысли и идеи следующих авторов: Алексеева С.С., Антонова О.В., Афонькин В.Н., Баринов В.А., Бланк И.А., Богданов Е. В., Борисова, А. Б., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Волкова М.А., Дудиков М.В., Занковский С.С., Карелина С. А., Лахман А. Г., Марков П. С., Мельгунов В.Д.
Нормативную основу составили Конституция РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1(с измен. и доп. от 13 июля 2015 г. № 233-ФЗ) «О недрах», Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (с измен. и доп. от 25 декабря 2012 г.) ,Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ(с измен. и доп. от 13 июля 2015 г. № 268-ФЗ) «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 26 12. 2002 г. № 127-ФЗ (с изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 236-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)».
Дополнить п. 5 ст. 29 Закона о банкротстве абзацем следующего содержания:
«При проведении процедур банкротства с трансграничными компаниями уполномоченный орган обязан: давать ответы на запросы иностранных судов или иностранных представителей по вопросам функционирования структурных единиц трансграничных компаний на территории РФ; запрашивать содействия в иностранных государствах по вопросам несостоятельности; координировать деятельность субъектов, участвующих в процедурах несостоятельности, когда одновременно возбуждается иностранное и российское производство в отношении одного и того же должника».
Глава 1.: Несостоятельность (банкротство) юридических лиц
1.1 Понятие и общие признаки банкротства
Для того, чтобы дать наиболее полное понятие термину «банкротство» (несостоятельность) необходимо обратиться к генезису данного термина в российском праве.
Первые попытки определения данного понятия относятся к дореволюционному периоду.
Алексеева С.С. говорил о несостоятельности как о «состоянии имущества, официально засвидетельствованное, которое дает основание предполагать недостаточность его для покрытия всех долгов собственника». «Платежная неспособность и неоплатность, - с его точки зрения, - являются фактическими условиями несостоятельности, но несостоятельность со всеми своими последствиями наступает тогда, когда суд устанавливает наличность этих условий. Другими словами, для несостоятельности недостаточно расстроенного по известным признакам состояния имущества, а необходима еще судебная санкция». Непосредственно банкротство определялось им как «неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества»[1].
А.Н. Трайнин, выступая с докладом «Несостоятельно и банкротство» перед Юридическим Обществом в Санкт-Петербурге в 1913 г. Дал следующее определение : «Банкротство - деликт своеобразный: он слагается из двух элементов, из которых один (несостоятельность) понятие гражданского права, другой (банкротское деяние) понятие уголовно-правовое» [2].
В современной юридической науке понятия «банкротства» и «несостоятельность» рассматриваются как синонимы. Однако исторически данные термины означали разные явления. В законодательстве Российской Империи также, как и в нормативных источниках других стран с развитой юридической системой банкротство было более узким понятием и являлось частным случаем несостоятельности. Банкротство должника означало, что причиной его несостоятельности послужило преступное деяние, совершенное лицом или группой лиц. А.Н. Трайнин отмечал, что термин «банкротство» отражал уголовно-правовую сторону несостоятельности .
В виду особенности экономического и политического развития термин несостоятельность в советский период отечественной истории использовался не так часто, тем не менее у законодателя был сформирован подход к данному явлению: несостоятельность - такое положение имущества определенного лица, при котором это лицо не в состоянии удовлетворить законные требования кредиторов. Несостоятельность – установленная судом неспособность должника к полной оплате денежных требований кредитора.
В постсоветской истории определение банкротству впервые было дано в Законе «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятом в 1992 году несостоятельность (банкротство) понималось как неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Новый законодательный акт - Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" говорил о банкротстве с другой позиции: - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Действующий закон отбросил «прозрачные» формулировки и закрепил следующее легальное понятие несостоятельности (банкротства) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2).
Это не единственное противоречие Закона и норм гражданского законодательства. Причины – непоследовательное реформирование института банкротства. В настоящее время законодатель закрепил следующее понятие несостоятельности (банкротства) в ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» Вместе с тем это лишь легальное, формальное понятие. Суть термина банкротства им полностью не охватывается [3]. По мнению Занковский С.С., «основанием для признания должника банкротом является не просто установленная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, а совокупность ряда условий. При этом указанная неспособность должника устанавливается по отношению не ко всем кредиторам, а лишь к кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, и с учетом не всей суммы задолженности, а исчисленной в соответствии с Законом» [4].
Некоторое несовершенство определения, данного в ст.2 Федерального закона №127-ФЗ, связанно с его противоречием с п.3 ст.65 ГК РФ, в котором законодатель допускает не только судебное (принудительное), но и о добровольном банкротстве, которое возможно при наличии желания должника и воли кредиторов. Действующее законодательство не предусматривает процедуры добровольного банкротства.
В прикладном отношении у ученых, изучающий вопрос несостоятельности юридических лиц с точки зрения экономических взаимоотношений субъектов выработались следующие определения данного понятия:
Сайфулин Р.С. и Шеремет А.Д. говорят о несостоятельности, как о «неспособности предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погашать срочные обязательства, которое является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, и результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики» [5].
Другой, более объемный, подход к термину банкротства демонстрируют Афонькин В.Н., Сабинина Е.А., говоря о банкротстве, как о «рыночный механизм защиты здоровых хозяйствующих субъектов от безнадежно больных».
Более близкое определение, к данному законодателем, высказала Борисова А. Б., говоря о том, что «банкротство в строго юридическом смысле слова есть юридический факт, наступающий после признания данного факта арбитражным судом суда либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации» [6].
Если рассматривать банкротство, как одну из частных причин ликвидации юридического лица, то связь между этими понятиями устанавливает ГК РФ в ст.65: «Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию». Процесс признания юридического лица несостоятельным (банкротом) является достаточно сложным и многоступенчатым с вовлечением большого количества лиц (само юридическое лицо – должник, кредиторы, арбитражные управляющие, суд, третьи лица и.т.д.). На текущий момент все вопросы, связанные с данной процедурой, раскрываются в Федеральном Законе №127-ФЗ. Ст.1 Федерального Закона №127-ФЗ гласит о том, что данный закон «регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов» [7].
Объектами регулирования данного закона, согласно п.2 ст. 1., все юридические лица, за исключением: учреждений; казенных предприятий; религиозных организаций; политических партий.
Вместе с тем, принимая верховенство подписанных и ратифицированных РФ международных договоров, закрепленное в Конституции РФ, если таким международным договором установлены правила проведения процедуры признания юридического лица несостоятельным, отличные от установленных в Федеральном Законе №127-ФЗ, применяются правила международного договора.
В частности, «к регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации»
В отношении решений судов других юрисдикций, по делам о несостоятельности (банкротстве), законодатель занимает следующую позицию, отраженную в п.6 ст.1 Федеральном Законе №127-ФЗ: «Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом». Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
Признаки, при котором юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов даются законодателем в ст. 3 ФЗ №127-ФЗ. Вместе с тем не все обязательства могут быть включены в денежную массу, размер которой будет учитываться для формального определения признака банкротства, исчерпывающий список таких обязательных платежей и денежных обязательства указан в п. 2 ст. 4 Федерального Закона №127-ФЗ. Кроме того, с целью определения признаков банкротства могут быть учтены суммы, взысканные судом по искам о неисполнении обязательств должника в натуре. Данные требования включаются в качестве требований конкурсных кредиторов в реестр требований кредиторов, порядок их удовлетворения установлен Федеральным Законом №127-ФЗ. Таким образом формальным признаком банкротства юридического лица, является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, в течение трех месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения арбитражным судом производства о несостоятельности юридического лица, необходимо наличие подтверждённого факта неисполнениям о совокупном размере требований к должнику в размере не менее 100 000 рублей.
Наступление формальных признаков банкротства обязывают, согласно ст.30 Федерального Закона №127-ФЗ руководителя организации должника оповестить учредителей и участников должника о наступлении такой ситуации. Данная обязанность предусмотрена законодателем для того, чтобы оставить учредителям и участникам должника возможность принять все необходимые меры, для своевременного восстановления платежеспособности организации и недопущения признания юридического лица несостоятельным.
Современное регулирование банкротства в России
Действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» распространяет свое действие на все юридические лица, а также индивидуальных предпринимателей, кроме учреждений, религиозных организаций, казенных учреждений, политических организаций. В текущей редакции данного закона отдельно выделены положения об особенности признания банкротом кредитных организаций и естественных монополий. Ранее использовались отдельные законодательные акты для регулирования процедуры банкротства в отношении данных категорий лиц .
Впервые законодателем был предусмотрена возможность банкротства граждан (физических лиц), длительное время на практике данное положение не применялось по причине несовершенство законодательства. 1 октября 2015 года вступает в силу изменениям к Федеральному Закону 127-ФЗ, регламентирующую процедуру банкротства физических лиц. В отличии от юридических лиц, дела о несостоятельности физических лиц должны будут рассматриваться судом общей юрисдикции, при условии размера суммарных требований менее 500 тыс. рублей, по месту жительства физического лица. Правом обращения в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор либо уполномоченный орган. В случае, если размер суммарных требований к должнику составляет более 500 тыс. рублей заявление о банкротстве должно быть подано в арбитражный суд .
Накопленный до 2008 года опыт применения законодательства о несостоятельности показывал, что после окончания конкурсного производства кредиторы получали менее 10% от требуемой суммы, в то время как за рубежом - около 50%.
Основными причинами такого положения дел называли продажу активов по заниженным ценам, прямое или косвенное воздействие основного кредитора на процедуру банкротства для защиты своих интересов, что ущемляет права остальных заимодателей.
Экономический кризис 2008 года показал необходимость внесения очередных изменений в законодательство о банкротстве. Федеральный закон № 296-ФЗ от 12 декабря 2008 г. И последовавший за ним Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по мнению отдельных ученых, ввели новую редакцию Закона о банкротстве, основной целью которой стало сохранение активов должника в течение процесса, защита прав кредиторов и их равноправие [8].
Среди основных изменений, внесенных в период 2008-2009 гг. в текст Федерального Закона о банкротстве необходимо отметить следующие: Расширение перечня случаев, когда перед руководителем должника возникает обязанность подать заявление о банкротстве;
Внесение новых основания для оспаривания кредиторами сделок должника, которые были заключены до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
Введена ответственность «контролирующих должника лиц» (список которых включает не только генерального директора, но и участников, акционеров иных лиц) за отсутствие или искажение документов бухгалтерского учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству должника;
Инициировано создание единого федерального реестра о банкротстве.
Изменение в порядок распоряжением имуществом, находящемся в залоне; Изменен статус арбитражного управляющего, а также регламент выплаты ему вознаграждения.
Данные изменения устранили ряд ключевых недостатков в процессе регулировании банкротства, однако в 2014 году законодатель продолжил реформу данной отрасли. Федеральный от 1 декабря 2014 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» увеличил объем прав, закрепленных за саморегулируемыми организациями в сфере надзора за арбитражными управляющими. Также были введены нормы, которые препятствуют злоупотреблению арбитражными управляющими своими правами в рамках процедурах банкротства: Введены стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которые стали обязательными к применению;
Ужесточены условия вступления арбитражного управляющего в саморегулируемую организацию, дополнены условия и порядок дисквалификации арбитражных управляющих;
Регламентирован порядок исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации, наделение последней правом в судебном порядке требования прекращения полномочий арбитражного управляющего в конкретном деле о банкротстве при наличии соответствующих оснований;
Увеличен список лиц, подлежащих аккредитации саморегулируемой организацией с (профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг оценщик, оператор электронной площадки и организатор торгов, аудиторская организация (аудитор);
Введена гражданско-правовая ответственность арбитражного управляющего по возмещению убытков членам саморегулируемой организации, которые возникли из-за необходимости его увеличения до суммы, указанной в Законе о банкротстве .Основным вектором данных изменений пресечение злоупотреблений арбитражными управляющими своими полномочиями в ходе производства по делу о банкротстве. В конце декабря 2014 г. был принят еще один Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [9].
Данные изменяя позволяют кредиторам обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом только при наличии формальных признаков банкротства (неисполнение обязательств в течение трех месяцев), в не зависимости от наличия решения арбитражного или третейского суда о взыскании данной задолженности.
Данные изменения направлены на уравнивание возможностей должника и кредитора, и недопущение ситуации, когда должник самостоятельно подает заявление о банкротстве и имеет преимущественное право подать заявление о назначении временного управляющего, что дает возможность недобросовестному лицу сохранить контроль над хозяйственной деятельностью юридического лица, создавая тем самым предпосылки для злоупотребления.
В случаях, когда юридическое лицо являющейся коммерческой организацией (исключая казенные предприятия) не может удовлетворить требования кредиторов или погасит задолженность за счёт своего имущества, процесс его ликвидации может быть произведён только в порядке указанном в ст. 65 ГК РФ. Соответственно, удовлетворение требований кредиторов в этом случае производится в специальной очередности, которую предусматривает ГК РФ в ст. 64 ГК РФ [10]. Другие аспекты взаимоотношений при несостоятельности юридических лиц регулируются соответствующими законами РФ. Гражданское правовое регулирование несостоятельности банкротство . По инициативе законодательства, особым значением были наделены положения, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, что можно пронаблюдать в сопоставлении с другими федеральными законами, которые были приятны после введения закона о банкротстве. В делах с гражданской несостоятельностью (банкротством), вышеупомянутые федеральные законы, будут изменять правовое регулирование отношений, только после соответствующей корректировки самого Закона о банкротстве.
Учитывая пробел законодательства в области формулирования задач и полномочий регулирующего органа по вопросам трансграничной несостоятельности, мы поддерживаем поддерживаю мнение А.Х. Гольмстена, который предлагает дополнить п. 5 ст. 29 Закона о банкротстве абзацем следующего содержания:
«При проведении процедур банкротства с трансграничными компаниями уполномоченный орган обязан: давать ответы на запросы иностранных судов или иностранных представителей по вопросам функционирования структурных единиц трансграничных компаний на территории РФ; запрашивать содействия в иностранных государствах по вопросам несостоятельности; координировать деятельность субъектов, участвующих в процедурах несостоятельности, когда одновременно возбуждается иностранное и российское производство в отношении одного и того же должника».