Требования к менеджеру проекта (проект-менеджеру)
Всамом общем виде менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность в команде проекта и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности.
Велика роль менеджера проекта (проект-менеджера) в целесообразном формировании команды.
Организация команды проекта
Эффективный проект-менеджер помогает членам команды пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал. Он должен уметь предсказывать наступление очередного этапа развития и вести команду вперед. При успешном завершении проекта, возникшее чувство удовлетворенности работой формирует желание дальнейшей совместной деятельности.
Проект-менеджер должен представлять и анализировать возможные трудности на пути становления команды, так как осознание их помогает наполовину решить проблему. Источниками проблем, препятствующих процессу становления команды, являются:
» нечеткость целей;
» нехватка открытости и конфронтация в команде;
» неконструктивные взаимоотношения с руководством организации;
» отсутствие необходимых ресурсов и финансирования;
» плохое техническое оснащение.
Планирование деятельности команды проекта
В ходе планирования деятельности команды проект-менеджер должен четко сформулировать целевые установки, обеспечить согласованность в работе всех функциональных секторов команды для эффективного использования выделенных на проект ресурсов. Для этого целесообразно привлекать членов команды к обсуждению любых трудностей и преград на пути к эффективной работе, анализировать и учитывать различные мнения.
Проект-менеджер должен не только формировать сплоченную, работоспособную, с высокой отдачей команду, планировать ее деятельность, контактировать и срабатываться с подчиненными, но и устанавливать хорошие рабочие взаимоотношения с вышестоящими руководителями, обеспечивая их информацией о ходе работ по проекту, создавая благоприятный имидж проекта.
Существуют три основных элемента для повышения эффективности труда менеджера проекта. Эффективные менеджеры проекта должны:
» знать, на что они расходуют свое время. Умение контролировать свое время является важнейшим элементом производительной работы;
» быть нацелены не на выполнение работы как таковой, а на конечный результат;
» строить свою деятельность на преимущественных, сильных качествах, как собственных, так и членов команды, а также обязаны отыскивать положительные моменты в конкретных ситуациях.
Эффективные управляющие концентрируют свое внимание на нескольких важнейших участках, в исполнении поставленных заданий принесет наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетные направления работ в их выполнении. Наконец, эффективные управляющие должны принимать эффективные решения.
Управление проектом
Менеджер проекта должен:
» быстро и эффективно организовать начало работ по проекту;
» организовывать, координировать и контролировать ход работ по проекту;
» целесообразно распределять работы по проекту между членами команды проекта;
» осуществлять взаимодействие с внешними участниками проекта для эффективной и своевременной его реализации;
» контролировать отклонения от запланированного хода работ и следить за изменениями по проекту;
» осуществлять коммуникации с членами команды проекта с целью мониторинга проекта, принятия решений по ходу работ, расшивки конфликтных ситуаций в ходе работ и взаимодействий.
Требования к инженеру проекта
Инженер проекта обязан следить за технической целостностью проекта, процессами его проектирования и соответствия затрат средств, ресурсов и времени на всех стадиях проекта запроектированным показателям. В крупных проектах инженер проекта является по сути заместителем проект-менеджера по реализации проекта во всех его частностях, оставляя проект-менеджеру общее руководство и управление командой проекта.
Инженер проекта контролирует и координирует:
» разработку календарных планов выполнения работ и использования ресурсов проекта;
» закупки и поставки (в общем виде) ресурсов проекта;
» выполнение работ по проекту;
» изменения по проекту;
» завершение проекта.
Требования к администратору проекта
Администратор проекта осуществляет общее руководство деятельностью команды проекта, организует и контролирует работу офиса проекта, обеспечивает команду проекта необходимой оргтехникой, материалами, оборудованием.
Требования к администратору контрактов
Администратор контрактов отвечает за заключение, выполнение и завершение контрактов с участниками проекта, в том числе с проектировщиками, поставщиками ресурсов и услуг, консультантами по проекту, экспертами, прочими требуемыми в соответствии со спецификой проекта специалистами.