Финансирование высших учебных заведений в современной России
В период проведения экономических реформ и перехода на рыночные отношения (90-е годы XX века) в России, в силу постоянного снижения государственной финансовой поддержки социальной сферы, система образования в целом и высшее образование в частности были поставлены в наихудшее положение и оказались в состоянии выживания. Установленные для вузов низкие зарплаты работникам и стипендии студентам в ряде случаев не выплачивались вовремя. Не обеспечивалось бюджетное финансирование расходов, связанных с организацией учебного процесса, содержанием и эксплуатацией зданий, приобретением и ремонтом оборудования. Нарастала задолженность вузов по оплате коммунальных услуг и энергоресурсов, отсутствовали реальные механизмы и источники ее погашения и обеспечения оплаты текущего потребления. Совершенно реальным становилось массовое отключение учебных заведений от источников тепла и энергии, резкое ограничение потребления этих ресурсов, а также разрушение материальной базы вузов.
При острой недостаточности государственных финансовых средств в вышеуказанный период появились намерения по сокращению потребности финансирования государственных вузов под видом необходимости рационализации и повышения эффективности использования денежных средств, создания предпосылки для обеспечения "прозрачности" бюджетного финансирования, усиления контрольной функции государства в бюджетном процессе и т. п.
Очевидно, что организационным результатом подобных шагов должно было стать:
• сокращение числа бюджетополучателей, реализованное в форме закрытия и/или укрупнения вузов, сокращение их административно-управленческих подразделений, а также передача финансирования функций вузов региональным бюджетам;
• более детальное распределение государственными органами власти бюджетных средств по статьям расходов бюджетной классификации уже на стадии составления бюджетной росписи и выделение бюджетных средств на конкретные статьи расходов без права их перераспределения вузами в процессе финансирования и т. д.
С целью выхода из создавшейся ситуации государственным вузам была предоставлена возможность изыскать дополнительные (внебюджетные) финансовые источники для покрытия дефицита бюджетного финансирования расходов на их содержание и функционирование. Придавая большее значение внебюджетным финансовым источникам, в первую очередь доходам, получаемым вузами в результате кредитно-финансовой и иной приносящей доход деятельности, государство поощряло предпринимательство в них.
По организационно-правовым формам вузы в России подразделяются на государственные и негосударственные. Согласно законодательству специфика деятельности государственных вузов заключается в том, что они не зарегистрированы в качестве предпринимательских (коммерческих) организаций и не ориентированы на получение прибыли. Однако они могут оказывать образовательные услуги населению, сдавать имущество в аренду, осуществлять другие виды предпринимательской деятельности, приносящие им доходы. Определение понятия предпринимательской деятельности в большей степени подходит к негосударственным вузам [5] 1.
Целью реформы было также предоставление бюджетным учреждениям и организациям возможностей для привлечения дополнительных финансовых средств на основе развития платных услуг.
Следует особо отметить, что усиление государственной финансовой поддержки и обеспечение в достаточном объеме бюджетного финансирования расходов на высшее образование требуют применения новых методов, способов и механизмов его совершенствования. Одним увеличением государственных бюджетных средств качество высших образовательных услуг и подготовки специалистов не поднять. В современных рыночных условиях хозяйствования возникла объективная необходимость повышения результативности бюджетных средств, выделенных для финансирования расходов на высшее образование. Именно с этой целью Правительством РФ в 2004 г. было принято специальное Постановление "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", согласно которому в стране поэтапно внедряется новый способ планирования и финансирования бюджетных расходов - бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). В этом смысле БОР не просто открывает дорогу для выделения бюджетных средств по-новому, это не просто новый способ финансирования, но и мощный инструмент, позволяющий повысить результативность (эффективность) использования указанных средств при финансировании расходов на высшее образование. В этой связи немаловажное практическое значение имеет также переход от сметного порядка к программно-целевому методу планирования и финансирования бюджетных расходов. Применение данного метода обусловлено необходимостью направления бюджетных ресурсов на достижение конкретно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов с одновременным мониторингом и контролем за эффективным использованием выделенных средств.