Макроэкономические последствия отмывания денег
Наиболее значимым (глобальным) последствием легализации незаконных финансовых потоков стало увеличение значимости теневой экономики.
Теневая хозяйственная деятельность (теневая экономика) ¾ это деятельность, дающая прирост валового национального продукта, не контролируемого государством. Доля теневой экономики в Австралии ¾ 4-12% общего объема ВВП, в Великобритании ¾ 1-15%, в Германии ¾ 2-11%, в Италии ¾ 10-33%, в США ¾ 4-33%, в Японии ¾ 4-15%. Наличие теневой экономики в России, где падение объемов производства в период перестройки превысило 50%, позволило избежать социально-экономического обвала, подобного Великой депрессии конца 20 ¾ начала 30-х гг. ХХ в. Объем этой части экономики по оценке Госкомстата ¾ 23%, по оценке Фонда социально-экономических исследований ¾ свыше 50%.
Специалисты выделяют следующие факторы, влияющие на развитие теневой экономики:
¨ тяжесть налогообложения;
¨ размеры получаемого дохода;
¨ продолжительность рабочего времени;
¨ масштабы безработицы;
¨ роль государства.
Наиболее значимы для России в настоящее время тяжесть налогообложения и роль государства.
В теневой экономике выделяют экономику «черную» (криминальную) и «серую» (допускающую отступления от законодательства, не связанные с уголовным преследованием; в наибольшей мере это относится к среднему и мелкому бизнесу).
Глобализация мировой экономики и растущая эффективность рынков капитала позволяют отдельным лицам и организациям относительно свободно перемещать огромные суммы денег как на внутренних, так и на международных финансовых рынках. К числу негативных макроэкономических последствий отмывания денег относятся ничем не объяснимые колебания валютных курсов и спроса на деньги, загрязнение традиционно легальных финансовых сделок, изменение международных потоков капитала, невозможность адекватной оценки реальных объемов инвестиций.
Отмывание денег имеет как прямые, так и косвенные макроэкономические последствия.
Степень воздействия легализации нелегальных финансовых потоков на экономику определяется соотнесением этого процесса с глобальной экономической активностью. В 80-е гг. ХХ в. специалисты в своих расчетах ориентировались на объемы отмываемых денег, на соотношение массы наличных денег в обращении и объем ВВП (по данным финансовой статистики МВФ). Методика исследований была нацелена на изучение временных деформаций спроса на валюту, которые могли вызываться ростом налогового бремени и попытками уклонения от уплаты налогов. Методы, основанные на сведениях платежного баланса, позволяли оценивать агрегированные объемы бегства капитала, непосредственно связанного с отмыванием денег, из конкретных стран. Макроэкономические оценки масштабов занижения стоимости по счетам-фактурам производились на основе сравнения национальной статистики по внешней торговле со статистикой стран-партнеров.
Подход, основанный на разработке оценок в зависимости от категории преступления, использовали органы юстиции. Источниками информации при этом были сообщения осведомителей, выборочные обследования, архивы органов здравоохранения, социальных служб, финансовых и налоговых органов. Результаты выборочных обследований экстраполировались на не обнаруживаемые другими методами аспекты отмывания денег. К сожалению, данный подход требует создания огромных массивов данных.
Проведенные по названным методикам исследования позволили оценить масштабы теневой экономики. Существенные различия в оценках привели к появлению так называемых согласованных показателей ¾ плода совместной оценки официальных органов разных стран. Позднее выводы специалистов стали основываться на межотраслевых исследованиях по представительным группам стран, а также на данных Интерпола о преступлениях и занятости в качестве показателей развития рынка, не подверженного деятельности преступных сообществ (в дополнение к переменным, связанным с уклонением от уплаты налогов).
Несколько лет назад Международный расчетный банк и МВФ предприняли попытку оценки нелегальных финансовых потоков непосредственно на основе международной банковской статистики и счетов движения капитальных средств платежного баланса. Как показали полученные результаты, депозиты включают значительные объемы наркоденег, но доля их в общем итоге невелика.
Деятельность по легализации нелегальных финансовых потоков, с трудом поддающаяся учету и измерению, способна деформировать экономическую информацию и осложнить проведение государствами экономической политики. Под влиянием отмывания денег спрос на них перемещается из одной страны в другую, искажается информация о состоянии денежного обращения и проявляются отрицательные последствия волатильности процентных ставок и валютного курса. Последнее особенно характерно для стран с долларизованной экономикой, поскольку учет денежных агрегатов здесь становится более сложным.
Анализ колебаний спроса на иностранную валюту и национальные деньги в разных странах показал, что различия в интенсивности указанного спроса в значительной степени обусловлены уровнем преступности. 10%-ный прирост уровня преступности коррелируется с 10%-ным сокращением спроса на иностранную валюту и 6%-ным снижением общего спроса на деньги.
До 80-х гг. ХХ в. рост преступности способствовал возрастанию спроса на валюту, в настоящее время дело обстоит иначе. Отмывание денег из банковской системы и наличных денег переместилось на параллельные финансовые рынки (где взаимозачеты осуществляются через банки организованной преступности, в том числе с использованием Интернета), в утонченные неденежные инструменты (дериваты и др.) и бартер (например, обмен оружия на наркотики).
В ряде случаев в борьбе с отмыванием денег усматривают противоречие с процессом дерегулирования валютного контроля. Последствие последнего ¾ увеличение объемов международных операций и возможностей для сокрытия источников происхождения средств. Таким же эффектом обладают экономический рост и расширение операций на финансовых рынках. Положительную роль в предотвращении легализации нелегальных финансовых потоков могут сыграть мониторинг на уровне пунктов обмена валюты, распространение информации и необходимых рекомендаций среди валютных дилеров по каналам их профессиональных кодексов поведения, разрабатываемых национальными ассоциациями валютных дилеров или банками при техническом содействии МВФ.
Процесс отмывания денег влияет на распределение дохода. Преступная деятельность направляет доход от надежных вкладчиков к менее надежным, от надежных инвестиций ¾ к рискованным. В результате страдает экономика. Известно, что капиталы, избегающие налогообложения в США, стремятся к более рискованным, ориентированным на высокие прибыли инвестициям в мелкий бизнес. В этом секторе процветает уклонение от уплаты налогов. Оно может привести к бюджетному дефициту (основе экономических трудностей многих стран), преодоление которого ¾ цель большинства экономических стабилизационных программ.
Деньги, отмываемые по причинам, не связанным с уклонением от налогов, также стремятся избежать налогообложения, усугубляя экономические деформации. Мошенничество, растраты и операции с ценными бумагами на основе конфиденциальной информации чаще всего встречаются в быстро развивающихся и прибыльных видах бизнеса и рынков. Из-за боязни «заражения» незаконные операции могут сдерживать законные сделки (например, сделки, предполагающие участие иностранцев), вымывать из общественного сознания доверие к финансовым рынкам и понимание роли прибыли.
Суммарные объемы отмываемых активов могут превосходить масштабы легальных годовых денежных потоков, дестабилизируя экономику, приводя к экономически неэффективным действиям на международном и национальном уровнях. Такие активы часто используются для спекулятивных целей на фондовом рынке. Отмывание денег способно вызвать сокращение темпов роста ВВП. Первые эмпирические данные о подобном воздействии появились в начале 80-х гг. ХХ в.