Представитель собрания (комитета) кредиторов
От правильности подготовки и проведения собрания кредиторов нередко зависит эффективность управления имуществом должника.
Таблица 3.
Собрание кредиторов Ст.12 Закона о банкротстве | |
Участники: | С правом голоса: - конкурсные кредиторы - уполномоченные органы Число голосов определяется суммой требований кредитора (за исключением штрафов, пеней и финансовых санкций) пропорционально общей сумме требований, включенных в реестр на дату проведения собрания. Без права голоса: - Представитель работников должника - Руководитель должника - Представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия. Организация и проведение собрания осуществляется арбитражным управляющим. |
Исключительная компетенция: | - принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; - утверждение и изменение плана внешнего управления; - утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; - утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; - выбор СРО для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; - выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией; - принятие решения о заключении мирового соглашения; - принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов; - отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений; - избрание представителя собрания кредиторов. |
Правомочность: | Первоначальное собрание - если присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов. Повторно созванное собрание кредиторов - если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов. |
Инициаторы созыва: | - арбитражный управляющий; - комитет кредиторов; - конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее 10% общей суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов; - 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. |
Закон о банкротстве разделяет собрания кредиторов на первое собрание кредиторов и остальные собрания, т.к. первому собранию присущи определенные особенности (см. Тему Наблюдение).
Постановление Президиума ВАС РФ №7496/05 от 27.09.2005
Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов может быть обжаловано только в суд апелляционной инстанции; пересмотр постановления суда апелляционной инстанции в порядке кассационного производства в данном случае законодательством не предусмотрен.
В данном деле Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской рассмотрел заявление конкурсного управляющего областным государственным унитарным предприятием "Омскликероводка" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 по делу № К/Э-8/03 Арбитражного суда Омской области.
Решением суда первой инстанции Арбитражного суда Омской области от 03.02.2004 областное государственное унитарное предприятие "Омскликероводка" было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его было открыто конкурсное производство.
Кредиторами должника 17.08.2004 было проведено собрание, на котором были утверждены отчет конкурсного управляющего и отчет независимого оценщика по определению рыночной стоимости имущества должника. Кредитор должника - ФГУП "Росспиртпром" - обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений этого собрания кредиторов в связи с неуведомлением его о времени и месте проведения собрания.
Суд первой инстанции (Определение от 19.10.2004) и суд апелляционной инстанции (Постановление от 28.01.2005) в удовлетворении заявления отказали, поскольку посчитали, что, т.к. на собрании присутствовали кредиторы и уполномоченный орган, обладающие 99,83% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, то собрание было правомочно принимать решения. Решения приняты кредиторами единогласно. Соответственно, ФГУП "Росспиртпром", обладающее всего лишь 0,17% голосов, не могло повлиять на результаты собрания.
ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 12.05.2005 встал на сторону кредитора и отменил эти судебные акты в связи с неправильным применением закона, а решения собрания кредиторов от 17.08.2004 признал недействительными.
Президиум ВАС поддержал первоначальные решения и посчитал, что постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене, определение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций - оставлению без изменения. Аргументация Президиума ВАС следующая.
Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 223 АПК РФ). Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (п.5 ст.15 и п.3 ст.61 Закона о банкротстве). Следовательно, определение о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня его принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным. Также Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»» разъяснено, что в силу прямого указания Закона о банкротстве определение о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов согласно п.5 ст.15 и п.3 ст.61 Закона о банкротстве обжалуется только в суд апелляционной инстанции. Пересмотр постановления суда апелляционной инстанции в порядке кассационного производства законодательством не предусмотрен.
Таким образом, суд кассационной инстанции вышел за пределы своей компетенции, приняв к производству и рассмотрев по существу кассационную жалобу ФГУП "Росспиртпром". При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что является основанием для его отмены (п.1 ст.304 АПК РФ).
Таблица 4.
Комитет кредиторов | |
Функции: | Представление законных интересов конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществление контроля за действиями арбитражного управляющего, а также иных предоставленных собранием кредиторов полномочий. |
Права: | - требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур банкротства; - обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего; - принимать решения о созыве собрания кредиторов; - принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей; - принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий. |
Количественный состав: | 3-11 человек (определяется собранием кредиторов) |
Представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности - если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к государственной тайне
Арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне в том случае, когда исполнение его полномочий связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст.2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 22.08.2004)).
Государственную тайну составляют (ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»):
1) сведения в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства ВС РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);
3) сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" (ст.5 Закона РФ «О государственной тайне»).
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке (ст.21 Закона РФ «О государственной тайне», Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050 (ред. от 15.11.2004) «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»). Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться (ст. 22 Закона РФ «О государственной тайне»):
признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР "О гражданстве РСФСР", допускаются к государственной тайне в том же порядке, что и должностные лица и граждане Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»).
Лица без гражданства не могут быть арбитражными управляющими.
Последствием для должностного лица или гражданина получения допуска к государственной тайне является временное ограничение его прав (ст. 24 Закона РФ «О государственной тайне»): права выезда за границу (ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 10.01.2007)), права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. Кроме того, должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 04.04.2007 № Ф04-83/2007(30978-А27-38) по делу № А27-16255/2005-4
Если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника.
Решением суда от 15.12.2005 ФГУП «Завод полукоксования» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим должника определением суда того же дня утвержден Г.И.Купцов.
Через 1,5 года постановлением кассационной инстанции от 28.06.2006 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Однако через 3 месяца решением от 29.09.2006 ФГУП «Завод полукоксования» вновь признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев. В тот же день определением суда конкурсным управляющим ФГУП «Завод полукоксования» снова утвержден Купцов Геннадий Иванович.
С принятым определением не согласно Федеральное агентство по промышленности (Роспром). Направивший кассационную жалобу Роспром считает, что Г.И.Купцов в силу статьи 20 Закона о банкротстве 2002 года не может являться конкурсным управляющим ФГУП «Завод полукоксования», так как у него отсутствует стаж руководящей работы не менее 1 года, а также стаж работы не менее 5 лет на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не нашел оснований для отмены оспариваемого судебного акта, аргументируя это следующим образом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, кандидатура Г.И.Купцова в списке арбитражных управляющих, представленном некоммерческим партнерством "Сибирская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (Кузбасский филиал), занимает наиболее высокую позицию. Арбитражный управляющий Г.И.Купцов имеет допуск к государственной тайне по второй форме. Его кандидатура соответствует дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражных управляющих в деле о банкротстве стратегического предприятия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2003 № 586.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно утвердил Г.И.Купцова конкурсным управляющим ФГУП "Завод полукоксования". Исходя из этого, суд кассационной инстанции отклонил доводы кассационной жалобы, поскольку они являются необоснованными и противоречат материалам дела, определение от 29.09.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-16255/2005-4 оставил без изменения, а кассационную жалобу Федерального агентства по промышленности - без удовлетворения.
Федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности является Федеральная служба безопасности, подчиняемая непосредственно Президенту Российской Федерации (Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 02.03.2007), Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 №40-ФЗ (ред. от 05.07.2007), Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11.08.2003 №960 (ред. от 28.12.2006), Указ Президента РФ «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.1997 №1300 (ред. от 10.01.2000)).