Анализ показателей рентабельности. Экономический эффект деятельности организации выражается абсолютным показателем
Экономический эффект деятельности организации выражается абсолютным показателем прибыли. Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями - системой показателей рентабельности или прибыльности (доходности) организации.
Показатели рентабельности измеряют прибыльность организации с различных позиций и группируется в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Так как показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации, они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового положения организации. Именно относительные показатели рентабельности характеризуют результативность деятельности организации за ряд лет.
Различают три группы показателей рентабельности:
а) общих (совокупных) активов (авансированного, совокупного капитала) и их отдельных элементов;
б) продукции;
в) показателей рентабельности, рассчитываемые на базе чистого притока денежных средств.
Эффективность использования активов (имущества) организации - один из важнейших критериев для решения вопросов о целесообразности вложения средств в данную организацию.
Одним из наиболее правильных, признанных и широко применяемых показателей мер эффективности имущества организации является рентабельность активов. Этот показатель называют также нормой прибыли.
Уровень и динамика рентабельности общих активов является главным объектом внимания менеджеров организации, поскольку этот показатель аккумулирует в себе структуру и движение всех видов ее производственных и финансовых ресурсов, издержек производства и отражения размера, структуры и соответствия рыночному спросу выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Показатель рентабельности общих активов отражает достигнутый в организации баланс экономических интересов внутренних и внешних участников бизнеса.
Уровень рентабельности общих активов можно определить двумя способами:
1) отношением прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости общих активов;
2) отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости общих активов.
Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова считают, что первый показатель является основным, а второй - дополнительным. «Использование для расчета рентабельности активов чистой прибыли, - пишут они, - представляется неадекватным, так как активы должны генерировать прибыль, достаточную не только для решения внутренних задач, но и для выполнения обязательств организации перед государством» (43,с335). Как бы не исчисляли этот показатель, его целесообразно сравнивать с альтернативными путями использования капитала, например, прибылью, полученной организацией, подверженными той же степени риска.
Показатели рентабельности общих активов используются аналитиками, как:
· показатель эффективности управления;
· измеритель способности организации получать достаточную прибыль для инвестирования;
· метод прогнозирования прибыли;
· инструмент для принятия решения и контроля.
Как показатель эффективности управления, уровень рентабельности авансированного капитала является индикатором его качества. Как измеритель способности организации зарабатывать достаточную прибыль для инвестирования в сочетании
с характеристикой эффективности управления, уровень рентабельности авансируемого (общего, совокупного) капитала является надежным показателем долговременного финансового здоровья организации. В этой связи он представляет большой интерес для инвесторов и заимодавцев долгосрочных займов.
Важность использования этого показателя для прогнозирования прибыли заключается в том, что он позволяет связать прибыль, которую организация предполагает получить, с активами (совокупным капиталом). Это повышает реальность прогнозирования.
Уровень рентабельности активов (совокупного капитала) играет важную роль в принятии инвестиционных решений в организации, а также в финансовом планировании, координации, оценке и контроле хозяйственной деятельности и ее результатов. Хорошо управляемая организация осуществляет строгий контроль за формированием прибыли по каждому ее центру и соответственно поощряет руководителей подразделения на основе этих результатов. При оценке необходимости вложения новых средств в активы или проекты рассчитывается ожидаемая прибыль от них, и эти расчеты являются основой для принятия решений.
Уровень рентабельности общих активов рассчитаем по следующей формуле:
По данным анализируемого акционерного общества уровень рентабельности общих активов организации характеризуется данными, приведенными в таблице 25.
25. Уровень рентабельности общих активов АО «Актюбинский завод хромовых соединений» за 20ХХ-20Х1гг., в %
№ п/п | Показатель | 20ХХг. | 20Х1 г. | Отклонение (+,-) |
А | Б | |||
1. | Чистая прибыль (убыток), тыс. тенге | (161 082) | 526 964 | +688 046 |
2. | Среднегодовая стоимость общих активов, тыс. тенге | 4 774 832 | 5 540 631 | +765 799 |
3. | Уровень рентабельности общих активов, % | -3,37 | 9,51 | +12,88 |
Уровень рентабельности общих активов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12,88 пункта и составил 9,51%. Однако недостаточно знать уровень этого показателя. Гораздо важнее проанализировать, за счет каких факторов он сложился и надежны ли факторы, чтобы сохранить и повысить уровень рентабельности активов.
В аналитической литературе встречаются две точки зрения относительно факторов, влияющих на изменение уровня этого показателя, и расчетов их влияния. Традиционной точкой зрения является подразделение факторов на количественные и качественные. К количественному фактору при этом относят среднегодовую стоимость общих активов организации, рассчитанную по их сумме на начало и конец года и деленную на два, к качественному - чистую прибыль организации.
Для определения влияния этих двух факторов на полученные отклонения (+12,88) в анализируемом показателе сделаем расчет дополнительного уровня рентабельности активов на основе прибыли (убытка) предыдущего года и общих среднегодовых активов отчетного года (-161 082:5 540 631), что составляет в нашем примере -2,91%. Вычитая из него уровень рентабельности за предыдущий год, получим размер влияния среднегодовой стоимости общих активов. Влияние этого фактора на исследуемый показатель составило 0,46 пункта [-2,91- (-3,37)]. Увеличение прибыли на 688 046 тыс. тенге привело к повышению изучаемого показателя на 12,42 пункта [+9,51- (-2,91)]. Совокупное же влияние этих двух факторов дает нам общее положительное отклонение уровня рентабельности общих активов по сравнению с его значением за предыдущий год (0,46+12,42=+12,88).
Однако следует отметить, что измерение влияния факторов по этой методике, на наш взгляд, несколько некорректно, так как оно не отвечает экономическому содержанию показателя, хотя математическая формула его расчета верна и не вызывает никаких сомнений. Ведь уровень рентабельности общих активов по чистой прибыли показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли получено организацией с единицы стоимости активов независимо от источников привлечения средств. Отсюда следует, что чем ^больше будет расширяться организация, тем быстрее будет возрастать ее экономический потенциал, величина которого находится в знаменателе дроби, тем ниже будет рентабельность общих активов. Наоборот, уровень рентабельности общих активов должен зависеть от эффективности их использования. Исходя из этих соображений считаем, что вторая точка зрения более научно обоснованна и правильна. И не случайно в аналитической литературе последних лет она распространена шире. Как известно, важнейшую роль в формировании чистой прибыли играет доход от реализации продукции и оказания услуг, который является одним из основных показателей, на основе которого определяются показатели деловой активности организации. Поэтому специалисты, придерживающиеся второй точки зрения, отмечают что изменение уровня рентабельности общих активов происходит под влиянием следующих факторов, являющихся факторами первого порядка:
1) уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг;
2) оборачиваемости общих активов.
Взаимосвязь между этими показателями может быть представлена в следующем виде:
Уровень рентабельности общих активов = уровень рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг Ч оборачиваемость активов.
Действительно:
Иными словами, чистая прибыль организации, полученная с каждого тенге средств, вложенных в активы, зависит от рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг и от того, какова скорость оборачиваемости активов организации.
Формула указывает на пути повышения уровня рентабельности общих активов: при низком уровне рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости общих активов и их элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность организации может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг.
Для анализа названных факторов изменения уровня рентабельности общих активов составим следующую аналитическую таблицу 26.
26. Влияние изменения уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг и оборачиваемости общих активов на отклонение в уровне рентабельности общих активов АО «Актюбинский завод хромовых соединений» за 20ХХ-20Х1 гг.
№ п/п | Показатель | 2006 г. | 2007 г. | Отклонении от предыдущего года (+,-) | В гом числе за счет изменения | |
Уровня рентабельности реализованной продукции | Оборачиваемости активов | |||||
А | Б | |||||
1. | Итоговая прибыль (убыток), тыс. тенге | (161 082) | 526 964 | +688 046 | X | X |
2. | Доход от реализации продукции и оказанных услуг, тыс. тенге | 8 554 333 | 10 800 172 | +2 255 839 | X | X |
3. | Среднегодовая стоимость общих активов, тыс. тенге | 4 774 832 | 5 540 631 | +765 799 | X | X |
4. | Уровень рентабельности общих активов (стр.1: стр3*100), % | -3,37 | 9,51 | + 12,88 | +13,18 | -0,30 |
5. | Уровень рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг (стр. 1: стр.2 Ч 100), % | -1,88 | 4,88 | +6,76 | X | X |
6. | Коэффициент оборачиваемости общих активов (стр.2:стр.З) | 1,79 | 1,95 | +0,16 | X | X |
Факторы первого порядка рассчитываются приемом цепных постановок. Условным показателем будет уровень рентабельности общих активов при уровне рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг предыдущего года и фактическом коэффициенте общих активов отчетного года.
Ру = -1,88 Ч 1,95=-3,67%.
Используя этот показатель и показатель уровня рентабельности общих активов за предыдущий и отчетный годы, приведенные в таблице 26, рассчитаем степень влияния факторов первого порядка. В нашем примере она характеризуется следующими данными:
1) изменение уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг:
[9,51 -(-3,67)]=9,51 +3,67=+13,18;
2) изменение коэффициента оборачиваемости общих активов:
[-3,67-(3,37)]=-3,67+3,37=-0,30.
Совокупное влияние двух факторов дает нам общее отклонение: +12,88=13,18-0,30.
Следовательно, на рост уровня рентабельности общих активов положительное влияние оказало повышение уровня рентабельности реализованной продукции и оказанных услуг, а второй фактор несмотря на незначительное повышение коэффициента оборачиваемости, снизил анализируемый показатель на 0,30 пунктов.
Таким образом, уровень рентабельности общих активов показывает, насколько эффективно и рентабельно организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность.
На практике широко применяется такой показатель, как рентабельность краткосрочных активов. Он показывает сколько чистой прибыли получает организация с одного тенге, вложенного в краткосрочные активы:
,
где Пч - чистая прибыль;
Ка - средняя величина краткосрочных активов.
Важным относительным показателем прибыльности является уровень рентабельности основных средств, исчисляемый как отношение чистой прибыли к средней годовой стоимости основных средств. Влияние указанных факторов на уровень рентабельности краткосрочных активов и основных средств можно определить путем использования приема цепных подстановок.
На практике применяется и такой показатель как рентабельность финансовых инвестиций, определяемый отношением доходов, полученных по ценным бумагам и от долевого участия совместных предприятий к средней стоимости финансовых инвестиций:
Уровень рентабельности финансовых инвестиций показывает, насколько эффективно организация ведет инвестиционную деятельность.
В странах с развитой рыночной экономикой наряду с этим пользователем используется и другой показатель, который отражает эффективность использования средств, инвестированных в организацию, и выражает оценку «мастерства» управления инвестициями. Он исчисляется по формуле:
где Рu - рентабельность инвестиций;
Пч - чистая прибыль;
Кc- средняя величина капитала;
До- средняя величина долгосрочных обязательств.
В условиях рынка важным показателем является рентабельность основной деятельности, определяемая по формуле:
где Род - рентабельность основной деятельности;
SN- производственная себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг;
Рп- расходы периода ( расходы на реализацию продукции и оказание услуг + административные расходы). Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности организации, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность единицы продукции определяется отношением разности между продажной ценой и полной себестоимостью изделия к полной себестоимости единицы изделия по формуле:
где Рои- рентабельность отдельных изделий;
Р - цена единицы изделия;
S - полная себестоимость единицы изделия.
Рентабельность единицы изделия позволяет установить влияние производства и сбыта отдельных изделий на общую рентабельность в условиях сложившейся структуры реализованное продукции, а также оценить рациональность самой структуры реализации. Этот показатель является коммерческой тайной и используется при проведении управленческого анализа.
И, наконец, применяется еще один показатель рентабельности основной деятельности - рентабельность реализованной продукции и оказанных услуг, которая показывает размер чистой прибыли на 1 тенге реализованной продукции и оказанных услуг. Он определяется по формуле:
,
где PN - рентабельность реализованной продукции;
Пч- чистая прибыль;
ДN - доход от реализации продукции и оказанных услуг. Рентабельность продукции в целом всех изделий и отдельных ее видов является важнейшим показателем сравнительного анализа прибыльности (убыточности) производства тех или иных видов продукции, особенно на предприятиях, вырабатывающих широкий их ассортимент.
Модифицированным показателем рентабельности продукции является рентабельность объема продаж, определяемая по формуле:
где РоN - рентабельность объема продаж;
Пв валовая прибыль;
ДN - доход от реализации продукции и оказания услуг.
Этот показатель нами подробно рассмотрен выше. Третья группа показателей рентабельности- рассчитывается на базе притока денежных средств.
Например,
Эти показатели дают представление о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами. Рентабельность, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она предпочтительна, потому что операции с денежными потоками являются существенными признаками интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового положения организации.
Таким образом, нами рассмотрены основные показатели рентабельности организации и проанализированы факторы, влияющие на изменение их уровня. Наряду с другими показателями, которые исследованы в опубликованных нами учебных пособиях (36;37;38), они характеризуют эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, его деловую и рыночную активность. Все эти показатели характеризуют вполне определенные аспекты деятельности организации, в то же время они взаимосвязаны, что отражает объективные связи между различными сторонами производственно-финансовых и управленческих процессов. Сбалансированность, а значит, и обоснованность управленческих решений во многом зависит от степени и метода учета таких взаимосвязей. Конструирование и использование моделей, отражающих эти взаимосвязи, существенно повышает уровень менеджмента в отдельных сферах производственно-финансовой деятельности и в организации в целом.