Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы
В 2013 – 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.
В 2013 – 2015 годах и в период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся в текущем году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее – новая Программа повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.
Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:
1) укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
2) разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
3) определение параметров развития пенсионной системы;
4) обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;
5) создание условий для оказания качественных государственных услуг;
6) разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
7) совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
8) обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.
При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть в 2013 – 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и семилетний периоды для 2014 и 2015 годов соответственно.
В дальнейшем планируется ежегодно увеличивать отчетный период определения базовой цены на нефть на один год до достижения 10 лет.
В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП. В случае, если прогнозная цена на нефть окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда.
После достижения нормативной величины Резервного фонда бюджетными правилами предусматривается сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.
В соответствии с бюджетными правилами:
- предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;
- общий объем планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;
- общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5 процента от общего объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.
В рамкахдолгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 годапланируется:
– сформировать в соответствии с бюджетными правилами основные характеристики федерального бюджета и параметров бюджета расширенного Правительства до 2030 года;
– определить предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных программ на период до 2020 года;
– сформулировать основные подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.
Основные задачи совершенствования системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации:
– обеспечение постоянного и на приемлемых условиях доступа на долговые рынки;
– снижение стоимости заимствований и расходов на обслуживание долговых обязательств;
– получение дополнительных доходов от управления средствами суверенных фондов.
Для совершенствования системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации планируется создать Российское финансовое агентство, которое будет использовать методы активного управления суверенным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, а также применяя различные стратегии инвестирования средств суверенных фондов.
Выводы и предложения
В данном курсовом проекте был произведен широкий обзор такого понятия как «финансовая политика», были определены ее содержание, цели, задачи и выявлены основные проблемы ее проведения в России в современных условиях.
На основе изученного материала можно выделить следующие недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Росси. К ним относятся:
- Догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;
- Отсутствие стратегических разработок;
- Проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;
- Отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;
- Нарушение сбалансированности государственного бюджета РФ;
- Остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.
В особую проблему выделяются недопоступления налоговых платежей.
Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:
· Ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам, доходы теневой экономики составили около четверти федеральных бюджетных доходов);
· Упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных налогов, т.к. последних насчитывается уже 85);
· Внедрение принципов налогового федерализма;
· Налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных отечественных товаров (необходимо для естественной стабилизации нашей валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, а увеличения собираемости налогов).
Что касается внешнего заимствования, то сегодня нет схемы выплаты по внешнему долгу на 5-7 лет, поэтому неясно как внешние займы будут возвращаться.
Таким образом, ситуация с финансовой политикой характеризуется большой сложностью. К примеру, нынешний механизм перераспределения средств между бюджетами различных уровней, включающих 6 форм (отчисления от регулирующих доходов, субвенции, дотации, взаиморасчеты между бюджетами, ссуды из вышестоящих бюджетов и трансферты) крайне неэффективен. Ему присущи 2 коренных недостатка:
1) Во-первых, ныне действующий механизм оказания финансовой помощи и единой бюджетной системы бывшего СССР. В основу его положена цель жесткого регулирования из центра;
2) Во-вторых, основанный на стремлении обеспечить баланс между доходами и расходами по каждому бюджету, он подавлял инициативу нижестоящих органов власти к изысканию дополнительных финансовых ресурсов.
Однако при последовательном проведении реформ в финансовой политике положение может быть исправлено. Правительством уже разработаны такие позитивные проекты, как переход исполнения федерального бюджета на казначейскую систему, что сокращает численность органов по контролю за использованием бюджетных средств, в виду их объединения и реорганизации, а также повышает эффективность их работы. Эта инновация разработана с использованием зарубежного опыта и должна внести свой вклад в усиление влияния политики в области расходов на экономику.
Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, доводятся на основания их распоряжения до конкретных получателей на местах. При этом объеме распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократно возрастает. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейство в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.
Территории с начала реальной работы органов казначейства получают более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет федерального бюджета. Это положительно сказывается на финансово-экономическом и социальном климате регионов.
В заключении надо сказать, что, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики.
Список литературы
1. А.С. Колесов. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы.- 2012.- №10.
2. В.Г. Ермилов. Взаимодействие макроэкономической и финансовой политик: перспективы и проблемы // Финансы.- 2012.- №10.
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск. Ценные бумаги. Страхование.- г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НЦП «Крылья», 2009.- 416с.
4. Гончарова М.В. Экономическое содержание социальной поддержки населения как элемента социально ориентированной финансовой политики// Финансы и кредит.- 2012.- №13.
5. Грязнова А.Г. Проблемы усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу России // Финансы и кредит.- 2011.- №25.
6. Д.М. Сахаров. Финансовая политика государства в свете проблем глобализации.- Финансы.- №2.
7. Деева А.И. Финансы. Учебное пособие / А.И. Деева – М.: Экзамен, 2007.- 320с.
8. Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики // Финансы и кредит.- 2013.- №1.
9. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2009.- 512 с.
10. Финансовая система и экономика / Под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 402с.: ил.
11. Финансовые проблемы и перспективы современной экономики: Межвузовский сборник статей / Под ред. В.В. Мищенко, Н.Б. Грищенко, О.В. Немировской.- Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2011.- 176с.
12. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой.- М.: Финансы и статистика, 2002.-348с.