Правовые основы аудита в РФ, его виды. Правовое значение аудиторского заключения
Аудиторский контроль (аудит) – это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности представляет собой независимую вневедомтсвнную проверку бугалтерской, финансовой отчетности, налоговых декларций, платежно-рассчетных и иных документов,с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соотетсвующей информации, определить соотвествие совершенных финансовых и хозяйств актов действ законодательству
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.
Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соблюдение финансового законодательства.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от I декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется. На современном этапе она включает несколько уровней
Уровень реагирования | Виды правовых актов | Область регулирования | Степень разработанности/ обязательность применения |
I | Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности" | Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ | Закон вступип в силу / обязателен для всех участников АД |
Законодательные акты РФ | Дополняют ФЗ 307-Ф3 в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязательности аудита и др. | Законы вступили в силу / обязательны для всех участников АД | |
II | Подзаконные акты РФ (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ) | Устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др. Устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФ01) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций | Действующих указов Президента нет; Постановления правительства имеются / обязательны для всех участников АД |
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) второго поколения | Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации | В настоящее время действует 30 ФПСАД, постепенно они будут отменены и заменены на ФСАД / обязательны для всех участников АД, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер | |
III | Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти | Принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации АД, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д. | Имеются / обязательны для всех участников АД |
Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) третьего поколения | Определяют требования к порядку осуществления АД, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом Э07-ФЗ | В настоящее время действует 6 ФСАД/обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников | |
IV | Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики | Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям. установленным ФСАД. если это обусповливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг | Разрабатываются саморегулируемыми организациями / обязательны для применения исключительно членами таких СРО |
Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) первого поколения; | Дополняют ФПСАД и ФСАД в части неурегулированных (неотраженных) или не разъясненных в них положений, терминов, технологий проведения аудиторских проверок, оказания сопутствующих аудиту услуг и т.д. Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) | Разработано 38 ПСАД / в настоящее время для применения необязательны, так как не являются нормативными документами. 3 ПСАД рекомендованы к применению Минфином и Советом по АД | |
Методики проведения аудита и контроля качества. утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине | Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) | Разработано 10 методик / носят рекомендательный характер | |
Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. | Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД (ФСАД). Детализируют требования ФПСАД (ФСАД). Устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг | Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами / применяются в соответствии с внутренними требованиями |
Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется рядом государственных и общественных органов (институтов, регуляторов). Их наименования, функции и основные правовые акты, регулирующие деятельность указанных институтов представлены в табл. 1.3
Как следует из приведенной таблицы, саморегулируемые организации аудиторов представляют собой наиболее многочисленную (но количеству вовлеченных участников) группу.
Согласно Закону 307-ФЭ саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Некоммерческая организация приобретает статус СРО аудиторов с даты ее включения в государственный реестр СРОА. Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРОА при условии соответствия ее следующим требованиям:
§ объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации:
§ наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов:
§ обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
Орган | Выполняемые функции | Правовая база |
Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфин РФ | § выработка государственной политики 8 сфере аудиторской деятельности; § нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Федеральным законом № 307-ФЗ; § ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; § анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ; § иные функции, предусмотренные Федеральным законом | Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 15); Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «0 Министерстве финансов РФ»; Постановление Правительства РФ от 7.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ»; Приказ Минфина РФ от 30.04.2009 г. № 41 н «0 порядке ведения государственного реестра саморегулируемьк организаций аудиторов» |
Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — Федеральная служба финансо- во-бюджетного надзора РФ | Функций по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» | Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 15); Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»; Постановление Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»; Приказ Минфина РФ от 4.09.2007 г. № 75н »0б утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджет- ного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» |
Орган | Выполняемые функции | Правовая база |
Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ | § рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности; § рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом; § одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене; § оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности; § вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; § рассматривает обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа; § осуществляет в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах. Для осуществпения указанных функций Совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию | Федеральный закон № 307-ФЗ (ст. 16); Приказ Минфина РФ от 29.12.2009 г. № 146н «0 создании Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа» |
Само регулируемые организации аудиторов | Наряду с функциями, установленными Федеральным законом «0 саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельное™ саморегулируемой организации аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессионапьной этики аудиторов, разрабатывает проекты федерапьных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в обпасти бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом саморегулируемых организациях»: § участвуют в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности Единой аттестационной комиссии; § сообщает в уполномоченный федеральный орган сб изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также о возникшем несоответствии саморегулируешй организации аудиторов требованиям не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия; § сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах аудиторской деятельности, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом; § представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом; § подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обучении по программам повышения квалификации; § не позднее 10 рабочих дней со дня. следующего за днем получения письменного запроса, представляет в уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов; § оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов | Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 17); Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» |