Основные этапы бюджетного процесса
Сущность бюджетного процесса
В РФ бюджетный процесс регламентируется БК, согласно которому бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов гос. власти , органов м/с и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов федерального, региональных и местных бюджетов, проектов бюджетов ГВФ, утверждению и исполнению всех бюджетов, а также контролю за их исполнением. Бюджетный процесс – это совокупность взаимосвязанных этапов и процедур от разработки проекта Б. до принятия закона об его исполнении. При этом предполагается решение следующих задач:
1. разработка бюджетов всех уровней и их одобрение органами исполнительной власти;
2. внесение проектов бюджетов на рассмотрение законодательных (представительных) органов власти;
3. принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов бюджетов, их утверждение принятием соответствующих законов и решений;
4. подписание закона Президентом (только бюджет федерального уровня);
5. исполнение Б,;
6. принятие закона (решения) об исполнении Б.;
7. предварительный, текущий и последующий контроль за обеспечением законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также их мобилизацией в бюджеты соответствующих уровней.
Исполнение Б. с 01.01 по 31.12. Официальные установки по вопросам бюджетной политики должны быть опубликованы не позднее марта года, предшествующего бюджетному, в Бюджетном послании Президента.
8.2. Участники бюджетного процесса –субъектыуправления бюджетной сферой и получатели бюджетных средств, имеющие отношение к разработке проекта, рассмотрению, утверждению закона (решения) о бюджете на очередной год, а также к его исполнению и контролю за процессом исполнения.
БК предусматривает след. Участников:
1. Президент РФ, обращается к Федеральному Собранию с Бюджетным посланием, в котором определены основные приоритеты бюджетной политики на очередной год. Президент подписывает законы о федеральном бюджете, о бюджетах ГВФ, законы об исполнении бюджетов.
2.Федеральное собрание, обе его палаты (госдума и совет федераций), органы законодательной власти на местах утверждают бюджеты соответствующих уровней и законы об исполнении бюджетов. Именно здесь происходит открытое детальное обсуждение всех параметров бюджетов с позиции их соответствия расходным обязательствам и основным приоритетам бюджетной политики, регулирование потоков финансовых ресурсов путем утверждения бюджета по доходам и расходам.
3.Правительство РФ, правительства субъектов, органы исполнительной власти на местах. Правительства РФ - ответственный орган за конкретизацию бюджетной политики, руководит министерствами и ведомствами, отвечающими за составление Б. и его исполнение. Аналогична роль органов исполнительной власти на местах.
4. Министерства и ведомства, ответственные за разработку проекта бюджета, ведомства, к-е являются субъектами бюджетного планирования, и соответствующие органы на местах. Министерство эконом. Развития и торговли ответственно за разработку макроэконом. Прогнозов; Минфин по поручению правительства разрабатывает проект закона о бюджете и осуществляет подготовку для правительства РФ предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство. Правительство является субъектом права законодательной инициативы.
5. Органы, администрирующие исполнение бюджета по доходам, они определены законом. Каждый вид дохода имеет закрепленного за ним администратора, отвечающего за своевременность и полноту поступлений доходов в бюджет, а также за возврат излишне перечисленных в бюджет доходов.
6. Федеральное казначейство и его органы на местах, осуществляют кассовое исполнение бюджета, ответственны за составление отчетов об исполнении бюджетов, осуществляют разработку рекомендаций, вытекающих из результатов исполнения Б.
7. Органы , осуществляющие банковское обслуживание исполнения бюджета – ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах.
8. Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, на их счета в банках поступают бюджетные средства, они ответственны за законность, целевое и эффективное использование бюджетных средств.
9. Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль, в том числе в форме экспертизы качества разработки и исполнения бюджета, осуществляют финн. Контроль законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
10. Органы управления ГВФ.
11. Иные органы, получающие бюджетные средства для выполнения заказов в интересах развития бюджетной сферы. (Крупные коммерческие организации, поставляющие для бюджетной сферы товары, выполняющие работы, услуги на основе гос. заказов и заключенных контрактов и в связи с этим получающие бюджетные средства).
Основные этапы бюджетного процесса
Бюджетный процесс происходит поэтапно. На федеральном уровне:
1. Разработка проекта бюджета (Минфином) в соответствии с постановлением Правительства.
2. Внесение на рассмотрение и рассмотрение проекта бюджета.
3. Утверждение проекта Б.
4. Исполнение бюджета по доходам и расходам.
5. Рассмотрение и утверждение закона об исполнении бюджета
Бюджетный цикл начинается с Бюджетного послания Президента и заканчивается принятием закона об исполнении бюджета. Год бюджет исполняется и еще год практически уходит на подготовку, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении Б., который в форма закона принимается спустя некоторое время после принятия закона о бюджете на следующий год.
Проект бюджета составляется на основе прогноза соц.-эконом. развития. Проекты ФБ и ГВФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финн. год и плановый период. Проект бюджета субъекта и проекты территориальных ГВФ (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на 1 год или на 3 года в соответствии с законом субъекта (нормативным актом м/о). Проект бюджета составляет Правительство РФ (Минфин), субъекта (финн. органы субъекта, м,о), они получают необходимую информацию от др. органов гос. власти (м/с). Проект ФБ обсуждается в Правительстве, а затеи направляется в ГД.
В ГД в первом чтении обсуждается концепция бюджета (принципиальная модель проекта бюджета на очередной год как отражение основных приоритетов бюджетной политики РФ, субъектов, м/о).
Во 2-м чтении в рамках утвержденной общей сумы расходов утверждаются направления расходования бюджетных средств по разделам функциональной классификации. В 3-м чтении эти направления детализируются. В 4-м чтении закон о бюджете голосуется в целом. Принятый ГД закон направляется в Совет Федераций на рассмотрение, а затем на подпись Президенту РФ.
Исполнение бюджета