Объективные признаки организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем
Морозов А. Ю.,
К..ю.н., доцент кафедры уголовного права СГУ
Объективные признаки организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем
В 2009 г. законодатель вновь подверг принципиальным конструктивным изменениям диспозицию статьи 210 УК РФ[1]. Внесенные новеллы естественно потребовали переосмысления объективных и субъективных признаков указанной уголовно-правовой нормы. Частично, данный вопрос был разрешен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 10 июня 2010 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем»[2].
В новой редакции ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ обязательными признаками преступного сообщества (организации) теперь являются:
1. Цель создания и деятельности преступного сообщества (преступной организации) – совершение одного или нескольких тяжких и особо тяжких преступлений.
2. Наличие структурированной организованной преступной группы (преступная организация) или объединения организованных преступных групп, действующих под единым руководством (преступное сообщество). Причем, закон не устанавливает каких-либо правовых различий между этими понятиями.
3. Единство целеполагания участников преступного сообщества – получение в результате совместной преступной деятельности прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.
Для установления наличия структурированной организованной преступной группы или объединения организованных преступных групп, действующих под единым руководством, в отличие от предыдущих своих позиций[3], Пленум Верховного Суда РФ в настоящее время предлагает использовать более четкий критерий, который характеризует особое внутренне устройство такой преступной группы.
В частности, он указывает, что под структурированной организованной преступной группой следует понимать группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, состоящую из подразделений (подгрупп, звеньев и т.п.), характеризующихся стабильностью состава и согласованностью своих действий. Структурированной организованной группе, кроме единого руководства, присущи взаимодействие различных ее подразделений в целях реализации общих преступных намерений, распределение между ними функций, наличие возможной специализации в выполнении конкретных действий при совершении преступления и другие формы обеспечения деятельности преступного сообщества (преступной организации)[4].
Таким образом, структурированная организованная преступная группа – это преступная группа, которая помимо признака устойчивости (ее деятельность в течение существенного периода времени, относительное постоянство своего состава, организационная прочность преступных связей ее участников, постоянство форм и методов преступной деятельности), характеризуется определенной внутренней структурой. Например, это наличие в ней различных структурных подразделений, которые специализируются на выполнении определенных форм преступной и легальной деятельности (разведки, контрразведки, занимающихся только преступной, или наоборот, только легальной коммерческой деятельностью и т.д.), руководителей разных уровней и рядовых исполнителей. Это также жесткая регламентация функций участников преступной группы, у каждого участника такой группы есть свое место в «преступной иерархии», отношения между ними выстраиваются в порядке субординации и постоянно координируются.
Объединение организованных преступных групп, действующих под единым руководством – это сообщество (союз) взаимосвязанных общими преступными целями организованных преступных групп, которые обладают определенной самостоятельностью, но преступная деятельность которых планируется и осуществляется, прежде всего, в интересах преступного сообщества. Преступное сообщество создается и существует под единым руководством. Единое руководство осуществляется одним преступным лидером или несколькими руководителями («центром»), которые планируют, направляют и координируют как общие направления, так и конкретные формы деятельности взаимосвязанных организованных преступных групп.
На наш взгляд, для характеристики преступного сообщества (организации) целесообразно использовать и субъективный критерий, который заключается во внутренней сплоченности участников структурированной организованной преступной группы или объединения организованных преступных групп. Сплоченность представляет собой специфические психологические и эмоциональные связи между соучастниками в процессе совместной преступной деятельности (единство мнений, криминальных установок, мотивов, ценностей и т.д.).
Объективная сторона организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем, по-прежнему, носит формальный характер и выражается в совершении виновными следующих альтернативных действий:
Создание преступного сообщества (преступной организации). Такими действиями могут быть: определение целей деятельности и принципов формирования сообщества, распределение функций между участниками сообщества, назначение руководителей структурных подразделений, определение источников финансирования и т. п.
По мнению Верховного Суда РФ создание преступного сообщества (преступной организации) считается оконченным преступлением с момента фактического образования указанного преступного сообщества (преступной организации), то есть с момента создания в составе организованной группы структурных подразделений или объединения организованных групп и совершения ими действий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения, независимо от того, совершили ли участники такого сообщества (организации) запланированное тяжкое или особо тяжкое преступление (например, приобретение и распространение между участниками орудий или иных средств совершения преступления, договоренность о разделе территорий и сфер преступной деятельности и т.д.)[5].
В тех случаях, когда действия лица, направленные на создание преступного сообщества (преступной организации) по независящим от него причинам не привели к его образованию, содеянное следует квалифицировать как приготовление к созданию или как покушение на создание преступного сообщества (преступной организации).
Руководствопреступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него структурными подразделениями означает осуществление организационных и управленческих функций в отношении преступного сообщества и его структурных подразделений как при совершении конкретных преступлений, так и в целом при обеспечении функционирования преступного сообщества (определение целей деятельности сообщества, установлении контактов с иными преступными сообществами и коррумпированными представителями органов власти, принятии конкретных решений, связанных с разработкой текущих и перспективных планов деятельности сообщества, материальным обеспечением, распределением доходов от преступной деятельности, вербовкой новых участников и т. п.).
Под структурным подразделением в части 1 статьи 210 УК РФ, исходя из территориальной или функциональной его обособленности, следует понимать входящую в преступное сообщество (преступную организацию) группу из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая в рамках и в соответствии с целями преступного сообщества осуществляет определенные виды ее преступной деятельности (п. 4 ППВС РФ 2010 г[6]).
Координацияпреступных действий - это любые умышленные действия по согласованию действий нескольких организованных групп, входящих в преступное сообщество, в целях совместного совершения запланированных преступлений (например, постоянная передача одним и тем же лицом указаний, информации, советов).
Создание устойчивых связеймежду различными, самостоятельно действующими организованными группами – это действия по установлению постоянных контактов между указанными преступными группами с целью их объединения для совместного планирования и совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.
Разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп (указанные действия совершается лицом, пользующимся авторитетом среди участников различных преступных групп и с чьим мнением соглашаются руководители указанных групп).
Ответственность за координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними, совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, наступает с момента фактического установления контактов и взаимодействия в целях совершения указанных преступных действий (п. 12 ППВС РФ 2010 г.).
Участиев собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп заключается в обсуждении и в разработке совместно с другими участниками собрания преступного объединения планов и создании условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Участие в преступном сообществе (ч. 2 ст. 210 УК РФ) подразумевает вхождение в состав сообщества (организации), принятие на себя обязательств по выполнению поставленных перед преступным сообществом задач по совершению тяжких или особо тяжких преступлений, а также непосредственное участие в решении указанных задач либо выполнение функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, поддержание организационного единства преступной организации, снабжение информацией, ведение документации, обеспечение техническими средствами, оружием, транспортом и т.д.).
При совершении участником преступного сообщества (преступной организации) тяжкого или особо тяжкого преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 210 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
Если банда (как разновидность организованной группы) является структурным подразделением преступного сообщества (преступной организации), то руководители и участники такой банды несут ответственность по совокупности соответствующих частей ст.ст. 209 и 210 УК РФ.
[1] См.: ФЗ РФ от 27.12. 2009 г.
[2] Российская газета. – 2010. – 17 июня.
[3] См., например: п. 3 Постановления от 10 июня 2008 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)».
[4] Российская газета. – 2010. – 17 июня.
[5] п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 10 июня 2010 г. «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем» // Российская газета. – 2010. – 17 июня.
[6] Российская газета. – 2010. – 17 июня.